Файл: Технология разработки программного обеспечения.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

 
 

16

 

Справочный бук-
лет

 

X

 

 
 

X

 

 

Б

 

 

Руководство опе-
ратора

 

X

 

 

X

 

 

Б

 

Основ-
ное

 

X

 

Указатель сис-
темных сообще-
ний

 

X

 

 

X

 

 

Б

 

Тип 
изде

-

лия

 

Вспо-
мога-
тельное

 

 

Началь-
ный уро-
вень 
под-
держки

 

Информацион-
ный листок вы-
пуска

 

 

 

 

 

 

1

 

X

 

Другие печатные 
издания

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Рекламные мате-
риалы

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Программное 
обеспечение

 

 

 

 

 

 

 

 

Листинги

 

X

 

 
 

 

X

 

Р

 

 

 

Исходные модули

 

X

 

 
 

 

X

 

Р

 

 

 

Объектные модули

 

X

 

 
 

 

 

Р

 

 

 

Контрольные 
примеры

 

X

 

 

 

X

 

Р

 

И

 

 

 

Средства разра-
ботки

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

Прочие средства

 

 
 

 

 

 

 

 

Листинги  представляют  собой  комплект  распечаток,  полу-

ченных при компоновке и трансляции программного изделия.

 

Исходные  модули  содержат  совокупность  операторов,  ко-

торые должны быть ассемблированы или откомпилированы для 
получения готовой программы.

 

Объектные модули представляют собой редактируемые или 

загружаемые программы на машинном языке, получаемые в ре-
зультате  ассемблирования  или  компиляции  исходных  модулей, 
или  программу,  которая  порождается  некоторым  генератором 
(если она пригодна для непосредственного выполнения или ин-
терпретации).

 

Окончание табл. 2.1 


background image

 

 

 
 

17

Отладочный материал используется для доказательства то-

го,  что  программное  изделие  может  быть  правильно  ассембли-
ровано,  откомпилировано,  отредактировано,  загружено  и  вы-
полнено.  Отладочный  материал  может  включать  листинги,  ис-
ходные модули, объектные модули и процедуры.

 

Средства  разработки  включают  ассемблеры,  компиляторы, 

загрузчики,  процедуры  получения  дампов  и  тому  подобные 
средства, разработанные в рамках данного проекта с целью по-
лучения программного изделия. 

 
2.2 

Цели

 

 
Формулировка  цели  создания  программного  изделия  отве-

чает на вопрос «зачем?». Поэтому в данном разделе указывают-
ся все причины выпуска изделия. Часто такой причиной может 
быть  выполнение  плана  или  договора  либо  устранение  недос-
татков предшествующего изделия.

 

Пример.  Коммерческим  планом  финансовых  служб  преду-

сматриваются создание в фирме ABC Services и поставка на ры-
нок интерактивной системы финансового анализа с дистанцион-
ным  доступом,  предназначенной  для  финансовых  кругов.  Сис-
тема ASK призвана удовлетворить требования к программному 
обеспечению, изложенные в коммерческом плане. 

 

2.2.1 Согласование заявок на проверку 
 
Заявки  на  проверку  представляют  собой  предписанные  из-

менения  изделия,  которые  являются  результатом  событий,  на-
ходящихся  вне  сферы  контроля  разработчиков  изделия.  Если 
заявки на проверку отсутствуют, этот факт отмечается и пункты 
2.2.1.1 и 2.2.1.2 опускаются. 

 

2.2.1.1

 

О

ТКЛОНЕННЫЕ ЗАЯВКИ

 

Обычно  такие  заявки  отсутствуют,  поскольку  внесение  из-

менений является обязательным. Однако учет какого-либо кон-
кретного изменения все же может оказаться нецелесообразным, 


background image

 

 

 
 

18

в этом случае отказ должен быть тщательно обоснован и доку-
ментирован, начиная с данного раздела СТ. 

 

2.2.1.2

 

П

РИНЯТЫЕ ЗАЯВКИ

 

Здесь  перечисляются  все  предлагаемые  в  заявках  измене-

ния, которые были одобрены и будут включены в изделие. Если 
таких заявок нет, следует дать пометку «Отсутствуют». 

 

2.2.2 Согласование заявок на расширение 
 
Если  заявок  на  расширение  нет,  этот  факт  отмечается  и 

пункты 2.2.2.1 и 2.2.2.2 опускаются. 

 

2.2.2.1

 

О

ТКЛОНЕННЫЕ ЗАЯВКИ

 

Перечисляются  все  предложения,  касающиеся  расширения 

изделия, которые были специально рассмотрены с точки зрения 
их реализации, но не могли быть приняты, указываются причи-
ны  их  отклонения.  Если  таких  предложений  нет,  делается  по-
метка «Отсутствуют». 

 

2.2.2.2

 

П

РИНЯТЫЕ ЗАЯВКИ

 

Перечисляются  все  предложения  на  расширение,  которые 

были  одобрены  и  будут  реализованы  в  изделии.  Если  таких 
предложений нет, делается пометка «Отсутствуют». 

 

2.2.3 Согласование заявок на внесение исправлений 
 
Если  предметом  рассмотрения  СТ  является  новое  изделие, 

которое не предназначается для замены другого изделия, внеш-
них  запросов  на  внесение  исправлений  быть  не  может.  В  этом 
случае  делается  пометка  «Не  требуется»  и  опускается  пункт 
2.2.3.1. 

 

2.2.3.1

 

О

ТКЛОНЕННЫЕ ЗАЯВКИ

 

Если целью является переработка или расширение изделия 

либо замена изделия с известными ошибками, следует планиро-
вать  исправление  ошибок,  обнаруженных  на  данный  момент 


background image

 

 

 
 

19

времени. Поэтому в этом пункте пишется примерно следующее: 
«Все существенные ошибки, зарегистрированные до последнего 
срока подачи заявок на внесение исправлений (этап СТ), будут 
исправлены.  Заявки,  полученные  в  период  между  СТ  и  датой 
готовности  продукта,  будут  удовлетворены  по  возможности». 
Здесь же  отмечаются  все  существенные  ошибки, зарегистриро-
ванные  до  появления  СТ,  которые  не  будут  исправлены  (как 
правило, в связи с технической сложностью), а также причины 
такого  решения.  По  мере  продвижения  работы  над  проектом 
неудовлетворенные  заявки  на  внесение  исправлений  могут  на-
капливаться  и  фиксироваться.  Если  такие  заявки  накопятся, 
данный раздел СТ должен быть изменен. 

 

2.2.4 Согласование планов 
 
2.2.4.1

 

И

СКЛЮЧЕННЫЕ ПУНКТЫ ПЛАНА

 

Если  имеются  какие-либо  плановые  указания,  требующие 

особых свойств и возможностей программных средств, которые 
не  могут  быть обеспечены,  если  изделие  разрабатывается  в  со-
ответствии с другими требованиями, описанными в СТ, каждое 
такое  указание  необходимо  рассмотреть  отдельно  и  пояснить, 
почему оно будет исключено. Если таких указаний нет, делается 
пометка  «Отсутствуют».  Отмечаются  также  и  все  другие  свой-
ства (не фигурирующие в заявках на расширение), которые бы-
ли детально рассмотрены и исключены.

 

Пример.  Широкий  набор  терминальных  устройств,  требуе-

мый  в  коммерческом  плане  финансовых  служб,  не  будет  обес-
печен. С системой ASK будет эффективно работать только уст-
ройство Telcoscope 43 или электрически и функционально экви-
валентные  терминалы.  Рассмотрение  команд  графического  вы-
вода (вместо выдачи таблиц) и сортировки файлов откладывает-
ся до следующей версии. 

 

2.2.4.2

 

В

КЛЮЧЕННЫЕ ПУНКТЫ ПЛАНА

 

Если  необходимость  создания  изделия  обоснована  таким 

документом, как план выпуска изделия, план выпуска серии или 
описание задачи, то цитируется либо определенное место из ка-


background image

 

 

 
 

20

ждого  документа,  либо  приводится  краткое  содержание  соот-
ветствующих  разделов.  Плановые  указания  устанавливают  (в 
самых общих чертах), что должно делаться и почему. Эти ука-
зания  отличаются  от  технических  обоснований,  определяющих 
в  конкретных  понятиях  технические  предпосылки  осуществле-
ния того, что должно делаться. Для каждой цитаты делается от-
сылка к соответствующей записи в разделе 2.4.1 СТ.

 

Пример.  Коммерческий  план  финансовых  служб,  раздел 5 

(см. п. 2.4.1 а). 

 

2.2.5 Перечень требований пользователя 
 
Указываются заказчики изделия и поясняется, почему оно им 

необходимо.  В  этом  разделе  указывается  также  предполагаемый 
срок использования изделия. Обычно это будет срок службы обо-
рудования  или  время  до  выпуска  изделия-преемника.  Если  дан-
ное  изделие  должно  быть  заменено,  указывается  наименование 
изделия-преемника.  Цель  этого  раздела — дать  некоторое  пред-
ставление о степени сложности условий работы программ.

 

Пример.  Система ASK предназначается  для  специалистов 

по финансовому анализу или других лиц с аналогичными анали-
тическими задачами, как, например, управляющий по контролю 
и регулированию портфеля заказов. Ожидается, что пользовате-
ли  не  знакомы  с  программированием  и  не  имеют подготовлен-
ных операторов терминалов.

 

В  соответствии  с  документом,  указанным  в  пункте 2.4.1 a, 

первая версия ASK должна быть готова для продажи через 6—12 
месяцев, а вторая версия — не позже, чем через 18 месяцев. 

 

2.2.6 Рассмотренные альтернативы 
 
Кратко  описываются  альтернативы  данной  разработки,  ко-

торые были рассмотрены и отклонены, а также причины откло-
нения.  Если  программы  должны  быть  закуплены,  поясняется, 
почему они не могут быть разработаны собственными силами, и 
наоборот. Лица, критически анализирующие СТ, могут потребо-
вать  весомых  доказательств  необходимости  разработки  про-