Файл: Построение организационных структур (Общая характеристика предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема исследования актуальна тем, что применение эффективной структуры управления в организациях является предметом большой заинтересованности множества руководителей компаний и исследователей бизнес-процессов. Руководству компаний необходимо четкое представление структуры производственного процесса, задействованных подразделений и их функциональных элементов, чтобы эффективно решать поставленные задачи. Координация элементов деятельности и взаимодействие между ними обеспечивается структурным подходом к управлению организацией. Он подразумевает применение децентрализации, то есть разделение труда, охват контролем и другие средства для повышения продуктивности производственного процесса.

Тема актуальна также тем, что по указанным выше причинам, вопросы управления в современных организациях приобретают особую важность. В освоении новых технологий, продукции и рынков управление является навигатором, которое обеспечивается путем взаимосвязи ресурсов, целей и оценки итогов.

Вопросы организационной структуры тесно связаны с изменениями в организации. Если не будут проводиться мероприятия по усовершенствованию работы внутренней организационной среды (структуры управления, людей, технологий и материальных ресурсов), которые направлены на достижение корпоративных целей, тогда стратегические цели не могут быть реализованы.

Цель курсовой работы – исследование построения организационной структуры управления и факторов ее развития на примере ООО «Продсервис».

В рамках поставленной задачи сформулированы следующие цели для исследования:

- раскрыть теоретические основы формирования организационных структур управления;

- провести анализ организационно-управленческой структуры управления ООО «Продсервис»;

- разработать рекомендации по совершенствованию организационно-управленческой структуры ООО «Продсервис».

Объектом исследования данной работы является ООО «Продсервис».

Предметом исследования является организационно-управленческая структура ООО «Продсервис».

В исследовании были применены следующие методы: анализ предмета и проблемы исследования, сравнительный и системный анализ, изучение источников, комплексно-системный подход к исследованию структуры управления и другие.


Информационной базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов: В.А. Баринов, Н.Г. Калинин, Д.Г. Коноков, В.И. Коробко, З.П. Румянцева, В.Л. Семиков, В.Д. Ушаков, А.Г. Тысленко и др., статьи периодических изданий по вопросам оценки конкурентоспособности организаций, а также внутренняя отчетность предприятия.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и сущность организационной структуры предприятия

Результаты анализа научных источников свидетельствуют, что во второй половине ХХ в. ученые были более подробно сосредоточены на исследовании качественных характеристик организационной структуры управления. В то время создавались научно-теоретические основы формирования организационных структур управления, которые отражают тенденцию переноса акцента на комплексный анализ объекта исследования, а также на его качест-венные и количественные характеристики, что способствовало созданию научно обоснованной методологической базы решения проблем.

На протяжении длительного времени теоретики менеджмента разрабатывали, совершенствовали задачи, концепции, принципы, создавали новые формы и давали свою трактовку понятию «организационная структура управления предприятием».

Например, А.Г. Тысленко отмечает, что «организационная структура управления является одним из элементов механизма хозяйствования, она отражает процессы производственно-экономического характера и соответствует виду развития предприятия» [17, c. 8].

Организационная структура управления, по мнению В.А. Баринова - это «форма и способ объединения людей для осуществления общей для них производственной и управленческой цели» [3, c. 14].

Д.Г. Коноков придерживается мнения, что «организационная структура управления является формой распределения и кооперирования управлен-ческой деятельности, в рамках которой происходит процесс, направленный на достижение целей менеджмента» [9, c. 10].


Обобщение мнений различных ученых относительно трактовки сущ-ности организационная структура управления позволяет сформировать собственное понимание данного термина.

Таким образом, организационная структура управления предприятием - это система, которая демонстрирует совокупность взаимосвязей и взаимоупорядочивания между должностными лицами и структурными подразделениями предприятия, которая отражает уровни управления, распределение полномочий и ответственности между ними и способствует достижению поставленных целей и реализации задач предприятия.

Каждая организация обладает системой взаимодействующих элементов, которым для поддержания всех рабочих процессов необходимо иметь налаженные коммуникации, координацию и интеграцию прилагаемых усилий. Система таких элементов представляет собой организационную структуру. В данное понятие включаются следующие ключевые компоненты:

- формальные отношения отчетности, включая уровни иерархии и объем контроля менеджеров

- объединение индивидов в подразделения и подразделений в целостную организацию

- разработка систем, гарантирующих эффективную коммуникацию, координацию и интеграцию усилий всех подразделений [6, с. 121].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что важнейшей функцией организационной структуры является разделение процесса труда на отдельные рабочие задачи, а также достижение координации действий по решению этих задач.

1.2. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры

Каждое предприятие с начала своего функционирования имеет организационную структуру управления. В процессе ее формирования ставится цель – создание целостной системы, как совокупности устойчивых связей между элементами организации для достижения поставленных целей хозяйствующим субъектом при оптимальных затратах всех видов ресурсов. Всю организацию пронизывает иерархия, спускаясь до уровня неуправленчес-кого персонала (существует необходимость отделять работу по координации от непосредственного ее выполнения). Элементами организационной структуры управления выступают должностные позиции и структурные подразделения, взаимодействие между которыми определяется разделением и кооперацией труда, а также координацией работ. С течением времени, каждая организация может столкнуться с проблемой эффективности функционирования организационной структуры управления, что приводит к необходимости ее реформирования [4, c. 115].


Рассмотрим основные причины, побуждающие руководство заняться изменениями существующей организационной структуры предприятия:

1) серьезные изменения в деятельности организации, например, связанных с новой стратегией функционирования, когда в начале нужно оформить структуру, а после этого наступают кардинальные изменения, тогда предприятие оказывается наиболее к ним подготовлено;

2) кардинальное снижение уровня эффективности функционирования компании - организация явно недорабатывает до нужного уровня рентабельности, обнаружены частые сбои и возникающие проблемы, наблюдается неполноценное движение информации «сверху-вниз и снизу-вверх»;

3) отставание от требований рынка - возникает необходимость в применении новых технологий, расширении ассортиментного ряда, увеличение доли рынка, оптимизация расходов, чего в рамках существующей оргструктуры не добиться;

4) растет текучесть кадров или неудовлетворенность кадров условиями труда - что также может объясняться существующими проблемами структурирования предприятия;

5) мнение заказчиков (клиентов) о работе организации при взаимо-действии друг с другом - когда обнаруживаются явные провалы в работе организации или же ее отдельных служб (клиентских) [5 c. 59].

Это неполный список возможных сигналов, задача руководства вовремя их уловить, идентифицировать, проследить связь с неэффективностью организационной структуры как ключевой причиной их возникновения.

На выбор и использование организационной структуры влияют различные факторы. К наиболее значимым из них относятся: масштаб и характер деятельности организации, ее географическое размещение, цели, стоящие перед организацией, применяемые технологии, численность и квалификация персонала, ценности, которых придерживаются руководители и сотрудники организации, динамизм и интенсивность влияния внешней среды, реализуемая стратегия [18, c. 297].

Масштаб и характер деятельности признаются важнейшими факторами, определяющими контуры и параметры структуры управления. Подходы к построению организационных структур различны в крупных, средних и малых компаниях, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и так далее. Размеры деятельности компании влияют на число уровней иерархии управления, количество подразделений, численность работников управления и другое.

Географическое местоположение деятельности компании может при-вести к необходимости создания региональных подразделений, руководителям которых делегируются определенные права по управлению соответствующими территориями. При этом существуют различные варианты построения организационных структур: региональные отделения могут образовываться в рамках линейно-функциональной структуры либо создается региональная дивизиональная структура или ее модификация — организационная структура на базе СХП. Форма организационного построения зависит от размера компании, количества обслуживаемых ею географических рынков и их удаленности друг от друга, степени сходства или различия условий функционирования организации на различных территориях, проводимой региональной политики и другое.


Влияние технологических факторов (технологии и способы произ-водства продукции, тип употребляемого оборудования и прочее) оказывает непосредственное влияние на выбор организационной структуры. Данное влияние обусловлено необходимостью соответствовать общим принципам технологии основной производственно-хозяйственной деятельности организации. При этом организационная структура должна быть сформирована таким образом, чтобы она могла обеспечивать требуемую интенсивность и масштабы нововведений.

Влияние характеристик внешней среды проявляется в сложности, динамичности и неопределенности факторов макросреды. В стабильных условиях функционирования организации успешно применяют механистические организационные структуры, отличительными чертами которых являются рациональность, ответственность и иерархичность. Однако присущие им жесткость, невозможность с их помощью управлять процессом изменений делают их неэффективными в условиях растущей сложности и изменчивости внешней среды. Если внешняя среда характеризуется высокой динамич-ностью и неопределенностью, структура организации должна быть гибкой и адаптивной, способной относительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям.

Таким образом, перечисленные выше факторы тесно взаимосвязаны и в настоящее время при выборе используемой организационной структуры, целесообразно учитывать, как их индивидуальное, так и их комплексное влияние на организацию.

1.3. Классификация организационных структур предприятия

Наиболее распространенная классификация организационных структур позволяет выделить линейную, линейно-штабную, функциональную, линейно-функциональную, матричную структуры и другие.

В зависимости от длины иерархической цепи выделяют элементарную линейную структуру и линейную иерархию (рисунок 1).

Рисунок 1 - Линейная структура управления [7, c. 18]

Линейная организационная структура управления представляет собой систему четкой иерархии от вышестоящих органов управления к нижесто-ящим, так что любое звено системы несет ответственность за работу нижестоящего, подчиняющегося ему лица, перед вышестоящим руководством. В данной структуре во главу ставится руководитель, который наделен всей полнотой власти, осуществляющий единоличный контроль и руководство за деятельностью своих подчиненных. Линейная организационная структура эффективна на малых предприятиях и организациях с небольшой технологией и ограниченной специализацией.