ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2019

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК 

 

(Е.А.КЛИМОВ) 

 

Методика  позволяет  выявить  профессиональные  предпочтения  в  соответствии  с 

классификацией  типов  профессий  Е.А.  Климова.  Возможно  использование  методики 
индивидуально и в группе. 

Испытуемый должен в каждой из 20  пар предлагаемых видов деятельности выбрать один 

вид  и  в  соответствующей  клетке  бланка  ответов  поставить  знак  “+”.  Время  обследования  не 
ограничивается. 

Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом: 

 

в первом столбце они относятся к профессиям типа “человек-природа” (Ч-П), т.е., все 
профессии, связанные с растениеводством, животноводством, малым хозяйством и т.п.; 

 

во втором - “человек-техника” (Ч-Т), т.е., все технические профессии; 

 

в  третьем  -  “человек-человек”  (Ч-Ч),  т.е.,  все  профессии,  связанные  с  обслуживанием 
людей, с общением; 

 

в  четвертом  -  “человек-знаковая  система”  (Ч-З),  т.е.,  все  профессии,  связанные  с 
обсчетами, цифрами и буквенными знаками; 

 

в пятом - “человек-художественный образ” (Ч-Х), т.е., творческие специальности. 

 

 

Инструкция: 

 

 

Предположим.  что  после  соответствующего  обучения  Вы  можете  выполнять  любую 

работу.  Но  если  бы  Вам  пришлось  выбирать  только  из  двух  возможностей,  какую  бы  Вы 
предпочли? 
 

 

или 

 

Ухаживать за животными 

 

Обслуживать  машины,  приборы  (следить, 
регулировать) 

 

 

 

 

или 

 

Помогать больным людям, лечить их 

 

Составлять  таблицы,  схемы,  программы  для 
вычислительных машин 

 

 

 

3а 

или 

3б 

Следить за качеством книжных иллюстраций, 
плакатов, 

художественных 

открыток, 

грампластинок 

 

Следить за состоянием, развитием растений 

 

 

 

4а 

или 

4б 

Обрабатывать  материалы  (дерево,  ткань, 
металл, пластмассу и т.п.) 

 

Доводить 

товары 

до 

потребителя 

(рекомендовать, продавать) 

 

 

 

5а 

или 

5б 

Обсуждать научно-популярные книги, статьи 

 

Обсуждать  художественные  книги  (пьесы, 
концерты) 


background image

 

 

 

6а 

или 

6б 

Выращивать молодняк (животных какой-либо 
породы) 

 

Тренировать  ровесников  (или  младших)  в 
выполнении  каких-либо  действий  (трудовых, 
учебных, спортивных) 

 

 

 

7а 

или 

7б 

Копировать  рисунки,  изображения  (или 
настраивать музыкальные инструменты) 

 

Управлять  каким-либо  грузовым  (подъемным 
или транспортным) средством 

 

 

 

8а 

или 

8б 

Сообщать  разъяснять  людям  нужные  им 
сведения (в справочном бюро, на экскурсии) 

 

Оформлять 

выставки, 

витрины 

или 

участвовать в подготовке пьес, концертов 

 

 

 

9а 

или 

9б 

Ремонтировать  вещи,  изделия  (одежду, 
технику), жилище 

 

Искать  и  исправлять  ошибки  в  текстах, 
таблицах, рисунках 

 

 

 

10а 

или 

10б 

Лечить животных 

 

Выполнять вычисления, расчеты 

 

 

 

11а 

или 

11б 

Выводить новые сорта растений 

 

Конструировать,  проектировать  новые  виды 
промышленных  изделий  (машины,  одежду, 
дома, продукты питания и т.п.) 

 

 

 

12а 

или 

12б 

Разбирать  споры,  ссоры  между  людьми, 
убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 

 

Разбираться  в  чертежах,  схемах,  таблицах 
(проверять, уточнять и т.п.) 

 

 

 

13а 

или 

13б 

Наблюдать, 

изучать 

работу 

кружков 

художественной самодеятельности 

 

Наблюдать, изучать жизнь микробов 

 

 

 

14а 

или 

14б 

Обслуживать, 

налаживать 

медицинские 

приборы, аппараты 

 

Оказывать  людям  медицинскую  помощь  при 
ранениях, ушибах, ожогах и т.п. 

 

 

 

15а 

или 

15б 

Составлять  точные  описания  или  отчеты  о 
наблюдаемых 

явлениях, 

событиях, 

измеряемых объектах и др. 

 

Художественно 

описывать, 

изображать 

события (наблюдаемые или представляемые) 

 

 

 

16а 

или 

16б 

Делать лабораторные анализы в больнице 

 

Принимать, осматривать больных, беседовать 
с ними, назначать лечение 


background image

 

 

 

17а 

или 

17б 

Красить 

или 

расписывать 

помещение, 

поверхность изделий 

 

Осуществлять  монтаж  зданий  или  сборку 
машин, приборов 

 

 

 

18а 

или 

18б 

Организовывать  культпоходы  сверстников 
или  младших  (экскурсии,  туристические 
походы и т.п.) 

 

Играть  на  сцене,  принимать  участие  в 
концертах 

 

 

 

19а 

или 

19б 

Изготовлять  по  чертежам  детали,  изделия 
(машины, одежду), строить здания 

 

Заниматься  черчением,  копировать  чертежи, 
карты 

 

 

 

20а 

или 

20б 

Вести  борьбу  с  болезнями  растений,  с 
вредителями леса, сада 

 

Работать  на  клавишных  машинах  (пищущей 
машинке, телетайпе, ЭВМ и др.) 

 

 

О

БРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Учащиеся  сами  могут  подсчитать  количество  плюсов  в  каждом  из  пяти  вертикальных 

столбов  и  проставить  полученные  суммы  в  нижних  клетках  листа  (рядом  с  буквенной 
аббревиатурой). Максимальная сумма баллов указывает на преобладание интересов, а, возможно, 
и склонностей к той или иной сфере деятельности. 

 

 

Примеры профессий в соответствии с представленными типами 

 

Тип профессии 

Примеры профессий 

человек-природа 

садовник,  зоотехник,  ветеринар,  животновод,  геолог,  агроном, 
биолог, пчеловод, почвовед , эколог, фермер и т.д. 

человек-техника 

слесарь,  токарь,  радиотехник,  связист,  швея,  водитель,  электрик, 
инженер, механик, монтажник, контролер, технолог и т.д. 

человек-человек 

продавец,  воспитатель,  няня,  преподаватель,  врач,  медицинская 
сестра, официант, администратор, менеджер, юрист, журналист и т.д. 

человек-знаковая                        
система 

чертежник,  машинистка,  оператор  ЭВМ,  радист,  экономист, 
корректор,  программист,  бухгалтер,  телеграфист,  наборщик, 
редактор и т.д. 

человек-
художественный образ 

маляр,  гравер,  архитектор,  фотограф,  актер,  шлифовщик  камней, 
художник, музыкант, модельер, стеклодув, хореограф и т.д. 

 
 
 


background image

Б

ЛАНК ПРОТОКОЛА ОТВЕТ ОВ

 

 

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________ 

Пол________________ Школа №_____________________ Класс____________________

 

Возраст_________________ Дата заполнения____________________________________ 

 

 

 

1а 

1б 

2а 

2б 

3а 

3б 

4а 

4б 

5а 

5б 

6а 

 

6б 

 

7а 

 

7б 

8а 

 

8б 

 

9а 

 

9б 

 

10а 

 

 

10б 

 

11а 

11б 

12а 

12б 

13а 

13б 

14а 

14б 

15а 

15б 

16а 

 

16б 

 

17а 

 

17б 

18а 

 

18б 

 

19а 

 

19б 

 

20а 

 

 

20б 

 

 

Ч-П 

 

Ч-Т 

 

Ч-Ч 

 

Ч-З 

 

Ч-Х