ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2019
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
(Е.А.КЛИМОВ)
Методика позволяет выявить профессиональные предпочтения в соответствии с
классификацией типов профессий Е.А. Климова. Возможно использование методики
индивидуально и в группе.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать один
вид и в соответствующей клетке бланка ответов поставить знак “+”. Время обследования не
ограничивается.
Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом:
в первом столбце они относятся к профессиям типа “человек-природа” (Ч-П), т.е., все
профессии, связанные с растениеводством, животноводством, малым хозяйством и т.п.;
во втором - “человек-техника” (Ч-Т), т.е., все технические профессии;
в третьем - “человек-человек” (Ч-Ч), т.е., все профессии, связанные с обслуживанием
людей, с общением;
в четвертом - “человек-знаковая система” (Ч-З), т.е., все профессии, связанные с
обсчетами, цифрами и буквенными знаками;
в пятом - “человек-художественный образ” (Ч-Х), т.е., творческие специальности.
Инструкция:
Предположим. что после соответствующего обучения Вы можете выполнять любую
работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, какую бы Вы
предпочли?
1а
или
1б
Ухаживать за животными
Обслуживать машины, приборы (следить,
регулировать)
2а
или
2б
Помогать больным людям, лечить их
Составлять таблицы, схемы, программы для
вычислительных машин
3а
или
3б
Следить за качеством книжных иллюстраций,
плакатов,
художественных
открыток,
грампластинок
Следить за состоянием, развитием растений
4а
или
4б
Обрабатывать материалы (дерево, ткань,
металл, пластмассу и т.п.)
Доводить
товары
до
потребителя
(рекомендовать, продавать)
5а
или
5б
Обсуждать научно-популярные книги, статьи
Обсуждать художественные книги (пьесы,
концерты)
6а
или
6б
Выращивать молодняк (животных какой-либо
породы)
Тренировать ровесников (или младших) в
выполнении каких-либо действий (трудовых,
учебных, спортивных)
7а
или
7б
Копировать рисунки, изображения (или
настраивать музыкальные инструменты)
Управлять каким-либо грузовым (подъемным
или транспортным) средством
8а
или
8б
Сообщать разъяснять людям нужные им
сведения (в справочном бюро, на экскурсии)
Оформлять
выставки,
витрины
или
участвовать в подготовке пьес, концертов
9а
или
9б
Ремонтировать вещи, изделия (одежду,
технику), жилище
Искать и исправлять ошибки в текстах,
таблицах, рисунках
10а
или
10б
Лечить животных
Выполнять вычисления, расчеты
11а
или
11б
Выводить новые сорта растений
Конструировать, проектировать новые виды
промышленных изделий (машины, одежду,
дома, продукты питания и т.п.)
12а
или
12б
Разбирать споры, ссоры между людьми,
убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах
(проверять, уточнять и т.п.)
13а
или
13б
Наблюдать,
изучать
работу
кружков
художественной самодеятельности
Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а
или
14б
Обслуживать,
налаживать
медицинские
приборы, аппараты
Оказывать людям медицинскую помощь при
ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а
или
15б
Составлять точные описания или отчеты о
наблюдаемых
явлениях,
событиях,
измеряемых объектах и др.
Художественно
описывать,
изображать
события (наблюдаемые или представляемые)
16а
или
16б
Делать лабораторные анализы в больнице
Принимать, осматривать больных, беседовать
с ними, назначать лечение
17а
или
17б
Красить
или
расписывать
помещение,
поверхность изделий
Осуществлять монтаж зданий или сборку
машин, приборов
18а
или
18б
Организовывать культпоходы сверстников
или младших (экскурсии, туристические
походы и т.п.)
Играть на сцене, принимать участие в
концертах
19а
или
19б
Изготовлять по чертежам детали, изделия
(машины, одежду), строить здания
Заниматься черчением, копировать чертежи,
карты
20а
или
20б
Вести борьбу с болезнями растений, с
вредителями леса, сада
Работать на клавишных машинах (пищущей
машинке, телетайпе, ЭВМ и др.)
О
БРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Учащиеся сами могут подсчитать количество плюсов в каждом из пяти вертикальных
столбов и проставить полученные суммы в нижних клетках листа (рядом с буквенной
аббревиатурой). Максимальная сумма баллов указывает на преобладание интересов, а, возможно,
и склонностей к той или иной сфере деятельности.
Примеры профессий в соответствии с представленными типами
Тип профессии
Примеры профессий
человек-природа
садовник, зоотехник, ветеринар, животновод, геолог, агроном,
биолог, пчеловод, почвовед , эколог, фермер и т.д.
человек-техника
слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик,
инженер, механик, монтажник, контролер, технолог и т.д.
человек-человек
продавец, воспитатель, няня, преподаватель, врач, медицинская
сестра, официант, администратор, менеджер, юрист, журналист и т.д.
человек-знаковая
система
чертежник, машинистка, оператор ЭВМ, радист, экономист,
корректор, программист, бухгалтер, телеграфист, наборщик,
редактор и т.д.
человек-
художественный образ
маляр, гравер, архитектор, фотограф, актер, шлифовщик камней,
художник, музыкант, модельер, стеклодув, хореограф и т.д.
Б
ЛАНК ПРОТОКОЛА ОТВЕТ ОВ
Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________
Пол________________ Школа №_____________________ Класс____________________
Возраст_________________ Дата заполнения____________________________________
1а
1б
2а
2б
3а
3б
4а
4б
5а
5б
6а
6б
7а
7б
8а
8б
9а
9б
10а
10б
11а
11б
12а
12б
13а
13б
14а
14б
15а
15б
16а
16б
17а
17б
18а
18б
19а
19б
20а
20б
Ч-П
Ч-Т
Ч-Ч
Ч-З
Ч-Х