Файл: Анализ особенностей процесса планирования деятельности в российских компаниях различных форм собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Темой данной курсовой работы является анализ особенностей процесса планирования деятельности в российских компаниях различных форм собственности.

Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. Планирование в организации – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляется организация запланированных работ, мотивация задействованного персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.

Объектом исследования является ООО «Замания» – юридическое название, семейные парки приключений «Zамания» – фирменное наименование.

Предмет исследования данной работы – это процесс планирования деятельности в российских компаниях различных форм собственности.

Целью исследования является анализ особенностей процесса планирования деятельности в российских компаниях различных форм собственности.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Собрать и проанализировать научно-теоретическую и практическую информацию по теме исследования;
  • Изучить целеполагание и планирование;
  • Рассмотреть виды планирования;
  • Изучить особенности процесса планирования деятельности в российских организациях различных форм собственности;
  • Провести анализ деятельности организации ООО «Замания»;
  • Провести анализ особенностей процесса планирования деятельности в организации ООО «Замания».

В ходе проведения исследования и написания работы были использованы следующие методы: анализ, наблюдение, интервью и опрос, изучение и обобщение. А также применялась информационная база, такая как учебники, учебные и методические пособия, справочники, периодическая печать, законодательная база, интерактивные источники.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Целеполагание и планирование

Планирование является базовой функцией менеджмента, наряду с организацией, мотивацией, контролем и координацией. Данные функции выполняют менеджеры всех уровней независимо от специфики управленческой деятельности.

Планирование – это процесс разработки планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:

а) цели деятельности организации;

б) ресурсы, необходимые для достижения этих целей;

в) способы достижения поставленных целей.

Планирование представляет собой начальный этап управления, так как без четкого представления о целях деятельности не имеет смысла приступать к работе. Кроме того, важно понимать, какие ресурсы выделяются для достижения этой цели и как они будут использоваться. Пожалуй, одним из главнейших элементов любого плана является указание на сроки выполнения каждого его пункта. Наличие правильно составленного плана позволяет перейти к следующему этапу управления организации работы.

Цель – это желаемое состояние, которого стремится достичь организация.

Цели, которые ставит перед собой организация, должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Достижимость. Нет смысла ставить цели, если заведомо известно, что достичь их организации не удастся (например, из-за недостатка средств, опыта, особенностей внешнего окружения и т.п.). Объявление в компании о намерении реализовать такие цели только вызовет непонимание, нервозность в коллективе и убежденность сотрудников в том, что не все цели, о которых заявляет руководство, следует пытаться воплощать в жизнь.

2. Конкретность и количественная измеримость. Формулировка цели должна быть конкретной, т.е. иметь количественное измерение. Например, формулировка: «Мы в самом ближайшем будущем должны значительно повысить производительность труда и существенно увеличить объемы продаж нашей продукции» – не является конкретизированной. В этом предложении не указаны сроки выполнения цели и число, на которое должны увеличиться объемы продаж, поэтому цель не может считаться достижимой. Для того чтобы цель могла стать основой плана организации, она должна звучать примерно так: «В течение одного года мы должны вдвое увеличить производительность труда и на пятьдесят процентов объем продаж нашей продукции».


3. Ориентация во времени. Собственно говоря, в предыдущем примере уже было показано, что такое ориентированность целей во времени, когда была сформулирована цель, начинающуюся со слов "в течение одного года". Однако ориентация во времени – более сложное понятие, предполагающее, что все цели организации должны быть связаны друг с другом так, чтобы было возможным их последовательное достижение. Это требование напрямую связано со следующим.

4. Взаимоподдерживаемость. Другими словами, цели должны быть согласованными между собой. Достижение ближайших целей должно гарантировать возможность достижения последующих (более отдаленных) целей. Кроме того, при формировании системы целей компании надо понимать, что зачастую для выполнения целей одного подразделения необходимо, чтобы свои цели реализовали другие (смежные) подразделения. В противном случае может разрушиться вся система целей компании. Правильно построенная система взаимосвязанных, согласованных, ориентированных во времени целей называется деревом целей организации (рис. 1).

Рисунок 1. Дерево целей организации

Таким образом, процесс планирования деятельности организации можно определить следующим образом:

Планирование[1] — это процесс определения целей организации и поиск наиболее эффективных методов и средств их достижения в условиях действия ограничений по ресурсам и времени.

Другими словами, планирование — это процесс составления планов организации.

План – это официальный документ, в котором отражаются промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы координации и распределения ресурсов, а также варианты действий в нештатных ситуациях.

В любой организации составление планов – это очень ответственная процедура. В процессе планирования менеджмент компании решает сразу несколько важных задач:

  • Обоснование деятельности организации.
  • Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и отдельных структурных подразделений.
  • Мотивация трудовой активности персонала.
  • Основание для принятия управленческих решений.
  • Создание критериев для оценки и контроля результатов деятельности.
  • Информационное обеспечение процессов управления.

В процессе планирования деятельности организации и ее подразделений менеджерам приходится составлять различные планы, однако, при всем их разнообразии планы имеют общую структуру. Рассмотрим структуру типового плана (табл. 1). В некоторых планах могут присутствовать и другие элементы.


Таблица 1

Структура типового плана

№ п/п

Этап работы (цель, задача, мероприятие и т.п.)

Период времени (дата или время) к которому должен быть выполнен данный пункт плана

Исполнители и ответственные за исполнение данного пункта плана

Необходимые материальные, финансовые и другие ресурсы

Примечания: рекомендации по выполнению данного пункта плана; разъяснения; варианты действий при изменении условий; способы координации действий с другими исполнителями и т.п.

Часто для повышения удобства составления плана и контроля его исполнения, менеджеры пользуются специальными инструментами, например, составляют так называемую диаграмму Гантта (рис. 2).

Рисунок 2. Пример диаграммы Гантта

Каждый заштрихованный прямоугольник диаграммы показывает, в течение какого периода времени должен выполняться данный пункт плана (этап работы), как этапы связаны между собой, какие из них должны выполняться параллельно и т.п.

Виды планирования

Планирование классифицируется по различным направлениям:

1. По периодам времени (горизонту планирования):

а) долгосрочное планирование (пять и более лет);

б) среднесрочное планирование (от двух до пяти лет);

в) краткосрочное планирование (до одного года).

2. По степени детализации:

а) стратегическое планирование;

б) тактическое планирование;

в) оперативное планирование.

Исходя из других признаков классификации, можно выделить следующие виды планирования:

- по степени охвата организации: общеорганизационное планирование, планирование по видам деятельности, планирование на уровне конкретного подразделения;

- по функциям: производственное, финансовое, кадровое и т.п. планирование;

- внутри функции или департамента: планирование ассортимента, рекламы, объемов продаж и т.п.

Как правило, в организациях планированию подлежат конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование усовершенствования технологического процесса.

Менеджмент формирует систему целей развития компании, одна из которых является самой главной, отвечающей на вопрос "где мы хотим быть?" Это значит, что для определения путей достижения целей менеджерам приходится составлять систему планов, иначе говоря, планы организации можно разделить на несколько уровней.


Прежде всего, менеджмент и собственники компании формулируют так называемую миссию организации. Миссией (философией организации) принято называть представление собственников и менеджмента компании о ее предназначении, уникальности, социальной значимости и основных ценностях.

В миссии не принято указывать, что в качестве главной цели компания рассматривает получение прибыли. Прибыль необходима для нормальной работы любой компании. Хорошо сформулированная миссия указывает, что для данной компании является ценным то, что она дает своим клиентам, покупателям, чем она лучше других фирм. Формулировка миссии позволяет компании ответить на следующие вопросы:

  • Кто клиенты компании?
  • Что компания делает для людей?
  • В каких сегментах рынка компания работает?
  • Какие технологии компания использует?
  • Какую этику компания исповедует?
  • Какова концепция управления компанией?
  • В чем конкурентные преимущества компании?
  • Каковы обязательства компании перед сотрудниками?

В последнее время в бизнесе часто употребляется слово "видение", оно указывает на перспективы развития компании, представление менеджмента о ее будущем.

Понимание миссии, предназначения и особенностей организации позволяет менеджменту разрабатывать систему планов. В ее основе лежат перспективные (долгосрочные) планы, часто называемые планами развития компании.

Примерно до середины XX в. в организациях, в том числе в крупных корпорациях, не создавались специальные отделы долгосрочного планирования. Формальное планирование преимущественно сводилось к составлению бюджетов по статьям расходов для каждой крупной производственно-хозяйственной функции и по отдельным структурным единицам предприятия. Планирование характеризовалось краткосрочным характером преимущественно на один год и внутриорганизационной направленностью.

Долгосрочное планирование – процесс разработки долгосрочных (на пять и более лет) планов деятельности организации на основе прогнозов, построенных по принципу экстраполяции распространения известных в прошлом тенденций на будущий период.

Система планов организации, в основе которой лежит долгосрочный план, как правило, дополняется среднесрочными (чаще всего от 2 до 5 лет) и краткосрочными (до одного года) планами.

Надежность такой системы планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры, и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.