Файл: История развития средств вычислительной техники(ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
1.1. Публикации и исследования по истории информатики и ВТ
1.2. Виртуальные музеи по истории вычислительной техники
2 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Классификация дидактических средств обучения
2.2. Цели использования дидактических материалов в учебном процессе
2. 3. Этапы и средства разработки дидактических материалов
Дидактический материал используется при изучении и закреплении нового учебного материала, повторении и проверке знаний учащихся. Некоторые виды дидактического материала используются для самоконтроля при самостоятельной работе учащихся. Один и тот же дидактический материал может быть использован для решения различных учебных задач: например, на уроках информатики учитель сопровождает лекционный материал слайдами, эти же слайды могут выступать в качестве лабораторной работы в программе PowerPoint
Существует множество различных классификаций дидактических средств.
Обобщая результаты исследования различных классификаций дидактических средств, можно сказать, что и классификация функций, и классификация средств не отвечают жестким требованиям разделения [17].
Можно выделить:
- Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
- Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности:
изучения научных фактов; анализа таблиц и пр.
- Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
- Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
- Задания с проблемными вопросами.
- Задания на развитие воображения и творчества.
- Экспериментальные задания.
- Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы
- Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
- Алгоритм выполнения задания.
- Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
- Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
- Тесты с возможностью самоконтроля.
Дидактические средства можно подразделить на:
- визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;
- аудиальные (слуховые), включающие аудиозаписи;
- аудиовизуальные (зрительно-слуховые), к которым относятся фильмы, видеозаписи.
Визуальные средства обучения обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:
- служить опорой для понимания речевой структуры;
- быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;
- проецировать на экран различные ситуации для развития речи; 4) выполнять роль обратной связи в форме ключей.
В процессе обучения явления действительности можно демонстрировать с помощью естественных образцов, но можно воспользоваться и моделями, картами и другими визуальными средствами обобщающего характера.
Перечисленные способы использования визуальных средств обучения имеют много достоинств. Одним из самых важных является то, что эти средства позволяют обучающимся приобрести представления, соответствующие действительности, что не может не оказать положительного влияния на процесс формирования понятий.
Аудиальные средства обучения - это звукотехнические средства (аудиозаписи), позволяющие осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении, обладающие возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме, а также способствующие интенсификации учебного процесса.
Доля аудиальных средств в процессе обучения все время увеличивается. Происходит это благодаря прогрессу техники и связанному с ним развитию стереофонии.
Аудиовизуальные средства обучения используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. К ним относят радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция, лингафонные кабинеты (специальные аудитории, оборудованные комплексом звукотехнической, проекционной аппаратуры).
Учебное видео, один из видов научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебном процессе. С помощью него можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (мультипликации).
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие [40]:
- принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);
- принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
- принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
- принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
- принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);
- принцип познавательной мотивации;
- принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).
2.2. Цели использования дидактических материалов в учебном процессе
Следует указать, что использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера. Учитывая то, что в основе любого учебного процесса лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе, мы можем прийти к выводу, что дидактические материалы в учебном процессе должны играть несколько иную роль. Если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля.
Использование дидактических материалов позволяют установить контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов. Также дидактические материалы направлены на самоконтроль и самокоррекция, тренировку в процессе усвоения учебного материала.
Учащиеся при анализе своей самостоятельной работы часто указывают на потребность в самоконтроле за этой работой, на необходимость в снабжении их развернутым комментарием всех сложностей, встречающихся при выполнении заданий, на затруднения в самостоятельной ориентации в теоретическом материале. В результате опроса, в частности, выяснилось, что некоторые учащиеся, не имея собранных в одном пособии всех необходимых им сведений, в поисках нужной информации чаще обращаются к преподавателю, чем к учебнику или грамматическому справочнику. Таким образом, возникает необходимость в создании специальных дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы.
Далее хотелось бы более подробно остановиться на рассмотрении основных целей применения дидактических материалов. К ним мы можем отнести самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации, активизацию познавательной деятельности обучающихся, формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.
Хотелось бы подчеркнуть, что условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.
В процессе работы с дидактическими материалами у учащихся усиливается мотивации обучения, происходит развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического), осуществляется процесс формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества, активизируется взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
На сегодняшний день довольно широкое распространение получило использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что способствует высвобождению учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, усиление мотивации обучения, развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).
Дидактические материалы должны иметь направленность, связанную с формированием культуры учебной деятельности, а также способствуют активизацию взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций, в частности при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся. С нашей точки зрения, данная психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.
На сегодняшний день в образовательном процессе стало широко применяться электронно-демонстративные дидактические материалы. Существует классификация электронно-демонстративных материалов по методическому назначению и дидактическим целям
В частности, мы можем определить следующие виды [41]:
- дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.);
- обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц;
- памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез;
- задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать;
- задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого;
- задания с проблемными вопросами;
- задания на развитие воображения и творчества;
- экспериментальные задания;
- инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы;
- карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.;
- инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам;
- листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию;
- алгоритм выполнения задания;
- модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений;
- тесты с возможностью самоконтроля.
Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в учебном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед педагогом: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.
2. 3. Этапы и средства разработки дидактических материалов
Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам [17]:
- определение целей обучения на уроке;
- отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;
- определение области и цели использования дидактических материалов;
- разработка уроков с использованием дидактических материалов; проектирование заданий для отобранных уроков;
- выбор адекватного способа представления дидактического материала; выбор средств, участвующих в разработке;
- разработка дидактических заданий;
- формирование методического аппарата;
- разработка методических рекомендации;
- выработка критерия оценки результатов обучения;
- разработка средств контроля знаний и способов их применения;
- включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс;
- интерпретация полученных результатов.
Разработка методических материалов может осуществляться с помощью: языков программирования, текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов, учебных программных сред, обучающих программ и систем. В последние годы и в Интернет появилось большое количество онлайнсервисов, позволяющих педагогу создавать дидактические материалы.
www.studystack.com - онлайн сервис для создания дидактических материалов для образования. Например, в StudyStack учитель получает возможность создавать электронные карточки с различными заданиями для самоконтроля и использовать библиотеку с готовыми картами. Привлекателен этот сервис еще и тем, что создав одну единственную форму с вопросамиответами, можно выбрать различные виды заданий, например, кроссворд или тест.
https://learningapps.org - сервис для создания интерактивных учебнометодических пособий по разным предметам. Является приложением для поддержки обучения WEB 2.0 и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Сайт работает и на русском языке. Learningapps позволяет в режиме онлайн создавать и использовать интерактивные задания самых разных видов: викторины, вставка пропусков в текст, кроссворды и игры с буквами на составление слов, пазлы, подобрать пару и многое другое.