Файл: История развития средств вычислительной техники(ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
1.1. Публикации и исследования по истории информатики и ВТ
1.2. Виртуальные музеи по истории вычислительной техники
2 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Классификация дидактических средств обучения
2.2. Цели использования дидактических материалов в учебном процессе
2. 3. Этапы и средства разработки дидактических материалов
Фабрика кроссвордов http://puzzlecup.com/crossword-ru - это возможность составлять кроссворд учащимися, набросав его мышкой и выбрав автоматически подобранные слова из словаря.
https://popplet.com - Интеллект-карты (которые также называют картами памяти, картами мышления и ассоциативными картами) — это способ представить идеи наглядно, и продемонстрировать связь между ними при помощи схем.
https://cacoo.com - Cacoo–сервис для коллективного создания инфографики. https://www.mindomo.com/ru/ - это полноценный и достаточно сложный редактор «карт разума», обладающий практически всеми необходимыми инструментами.
http://www.jigsawplanet.com - позволяет создавать он-лайн пазлы, для
создания необходима лишь готовая картинка для закачивания на сервер. http://www.videoscribe.co - англоязычная программа, которая позволяет создавать отличные видеоскрайбинги всем, кто не умеет рисовать.
PowToon - это сервис, представляющий собой инструмент создания бизнес-презентаций. Он позволяет создавать бесплатные и удивительные анимированные видео.
http://www.classtools.net - позволяет преподавателям и школьникам создавать интерактивные Flash- диаграммы для эффективного проведения презентаций, защиты проектов, представления диаграмм, аналитических докладов, планирования мероприятий и т.д. Этот сервис также дает возможность создавать бесплатные образовательные игры.
http://www.yotx.ru - этот сервис создан в помощь школьникам и студентам в изучении математики (алгебры и геометрии) и физики и предназначен для онлайн построения графиков функций (обычных и параметрических) и графиков по точкам (графиков по значениям).
https://prezi.com - сервис для создания интерактивных онлайн презентаций, которые можно сохранять на локальном компьютере, а так же публиковать на сайтах и в блогах.
https://www.slideshare.net - является известным хостингом презентаций с возможностью последующего выкладывания себе на сайт. Можно загрузить презентации в PPT, POT и PPS формате на SlideShare и они сконвертируются.
http://www.zentation.com - сервис служит синхронного представления видео + презентации (созданной в приложении MS PowerPoint), которые наилучшим образом имитируют живой опыт.
http://www.slideboom.com - хранилище презентаций. Позволяет загружать и сохранять презентацию в том виде, в котором Вы её создали. Поддерживает анимацию, аудио, позволяет работать с триггерами.
https://photopeach.com – сервис, в котором можно не только создавать слайд-шоу с фотографиями и музыкой, но и добавлять комментарии, настраивать скорость воспроизведения.
fotofilmi.ru - это видеофильм, в котором последовательно показывается набор фотографий. Переключение и отображение фотографий сопровождается специальными видеоэффектами, текстовыми комментариями и звуковым сопровождением. Используя специальные термины, можно описать фотофильм как слайд-шоу с художественными элементами.
http://www.vcasmo.com - сервис представляет собой инструмент онлайн для создания личных фото-, видео-, слайд-шоу, бизнес-презентаций, подготовки семинаров и конференций, академического обучения, презентации товаров и услуг.
http://wikiwall.ru - это сервис, позволяющий создать страницу и сделать ее доступной группе пользователей. Участники могут набирать текст, размещать свои заметки, картинки, видео.
Начав работу с виртуальной интерактивной доской, пользователи получают в свое распоряжение пустую страницу, которая в WikiWall называется стенгазетой. По умолчанию страница содержит разметку, которую можно при желании убрать.
Другие пользователи могут получить доступ к редактированию стенгазеты, всего лишь пройдя по ссылке на страницу. Этой ссылкой можно поделиться - например, по электронной почте или с помощью интернетмессенджера.
http://sync.in – сервис для группового редактирования документов онлайн. Веб-приложение с текстовым процессором для сотрудничества в режиме реального времени. Когда несколько людей редактируют один документ одновременно, любые изменения сразу же отражаются на экране каждого.
https://www.webasyst.ru – русскоязычный сервис для хранения файлов в интернете, обмена файлами и совместной работы с файлами.
Здесь легко и удобно работать: разложить файлы по папкам, создать общедоступные ссылки на папки или отдельные файлы, настроить доступ друзьям и коллегам. Интерес представляют сервисы для создания скринкастов. Видеоуроки или скринкасты (скринкаст (screencast) — цифровая видеозапись, производимая непосредственно с экрана компьютера) сегодня в Интернете особенно популярны, т.к. это самый быстрый, наглядный и удобный способ подачи информации. Одно дело осваивать какой-то процесс, программу по книгам или статьям, и совсем другое дело видеть на экране всю последовательность действий.
screencastle.com - онлайн сервис для видеозаписи ваших действий на экране компьютера и с возможностью комментирования действий происходящих на экране. Есть возможность копировать не только весь экран, но и выделенную область.
http://screencast-o-matic.com - онлайн сервис, функция которого является записывать видео с экрана монитора вашего компьютера, онлайновый сервис для видеозахвата содержимого экрана, который работает прямо в вашем браузере. Таким образом, вы можете пользоваться этим сервисом независимо от операционной системы, главное чтобы ваш браузер поддерживал Java.
Screencast-O-Matic предназначен для создания обучающих уроков.
Записать скринкаст очень просто. На главной странице сервиса нажимаем кнопку Start Recording, после чего соглашаемся с запуском Java аплета. В результате появляется поверх всех окон специальная рамка, обозначающая границы захвата и панель с кнопками управления.
3. ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС «ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ»
Разработанные в рамках курсовой работы дидактические материалы по истории информатики были размещены в виде электронного курса «История информатики» на сайте ПГГПУ в системе дистанционной поддержки Moodle http://moodle.pspu.ru.
В данном курсе содержатся материалы для самостоятельной работы студентов по следующим темам:
- Доэлектронная история вычислительной техники.
- Электронные вычислительные машины.
- Развитие вычислительной техники в Советском Союзе.
- История программное обеспечение компьютера.
- Компьютерные сети.
По всем темам представлены лекции и презентации к лекции.
Для закрепления материала разработаны практические задания, представленные в виде элемента «Задание» и Wiki в системы Moodle.
Интерактивные упражнения в формате «Классификация», «Хронологическая линейка», «Парочки», «Заполнить пропуски», «Пазл», «Найти пару» разработаны в https://learningapps.org выполнены в сервисе для создания интерактивных учебно-методических материалов.
Представленные в курс видеоматериалы были тщательно отобраны и подготовлены для публикации в системе. Итоговый тест содержит более 50 заданий, включающие вопросы из всех разделов курса.
Цели данного курса:
- повышение интереса студентов к изучению информатики и углубление понимания ими фактического материала;
- расширение умственного кругозора студентов и повышение их общей культуры.
Основной задачей курса является познакомить студентов с историей возникновения и становления информатики, этапами развития основных разделов информатики.
Рисунок 1 - Вводная часть курса
В результате работы с ресурсом студент должен:
- - иметь представление о возникновении информатики;
- - знать: основные этапы развития основных разделов информатики; 3. - уметь самостоятельно найти материал о тех ученых, которые оставили след в информатике, использовать полученные теоретические знания в ходе научной и практической деятельности.
Данный курс содержит:
-
- описательную часть, в которой студент сможет увидеть информацию, о курсе;
- основную теоретическую часть, в которой студент сможет получить знания по изучаемому им курсу и закрепить их с помощью интерактивных упражнений, заданий, видео;
- часть, в которой производится проверка, полученных студентом знаний;
Описательная часть включает в себя определение основных целей и задач курса, требование предъявляемые к усвоению данной дисциплины и определение объема занятий по данной дисциплине.
Рассмотрим более подробно содержание основных разделов курса.
Тема 1. «Доэлектронная история вычислительной техники».
Рисунок 2 - Раздел курса «Доэлектронная история вычислительной техники»
Данный раздел посвящен доэлектронной истории вычислительной техники, в которой рассматриваются три этапа развития вычислительных устройств:
-
- домеханическая эпоха — с древнейших времен до середины XVII века, где величайшими достижениями являлись счеты и логарифмическая линейка;
- механическая эпоха (XVII – первая половина XIX в.) от суммирующей машины Блеза Паскаля до великого достижения - программноуправляемой механической машины Чарльза Беббиджа и конечно внимание уделено первой в мире программистке Аде Лавлейс;
- электромеханическая эпоха (вторая половина XIX в. – первая половина ХХ в.), которая началась с табулятора Г. Холлерита и продолжилась машинами К. Цузе, Г.Эйкена и Д. Стибица.
Тема, состоит из:
-
- введения в тему;
- лекции (текстовый документ в формате pdf и презентации);
Рисунок 3 - Презентация «Доэлектронная история вычислительной техники»
-
- упражнения, выполненного в https://learningapps.org - сервисе для создания интерактивных учебно-методических пособий;
Рисунок 3 - Упражнение «История информатики
-
- флеш-анимаций:
- видео «Статистическая машина Холлерита» вопросов для самопроверки.
Тема 2. «Электронные вычислительные машины».
Рисунок 5 - Раздел курса «Электронные вычислительные машины»
Электронной эпохе развития вычислительных машин посвящена вторая тема курса – от машины Атанасова до современного рынка компьютеров. В разделе даются характеристики и описание машин четырех поколений, описывается появление первых персональных компьютеров, а также становление крупнейших гигантов Apple, IBM.
Тема 2 состоит из:
-
- введения в тему;
- двух лекций, каждая из которых состоит из текстового документа и презентации;
Рисунок 6 - Презентация «Доэлектронная история вычислительной техники»
-
- флеш-анимаций;
2
-
х интерактивных упражнений;
Рисунок 7 - Упражнение - пазлы «Поколения ЭВМ»
.
«
Рисунок 8 - Упражнение Поколения ЭВМ»
-
- 2-х фильмов;
- вопросов для самопроверки.
Тема 3. Развитие вычислительной техники в Советском Союзе.
Рисунок 9 - Раздел курса «Развитие вычислительной техники в Советском Союзе»
Не простой истории отечественных вычислительных машин посвящена третья тема курса. Рассмотрены отечественные вычислительные машины их главные конструкторы, характеристики машин. Отмечается, что первое время в компьютерной гонке участвовали 3 страны: США, СССР и Великобритания. СССР с американцами двигались «нос к носу», а некоторые разработки советских конструкторов опережали иностранные. В разделе уделено внимание вычислительным машинам оборонного характера, а также описывается проект «Советского Интернета».
Тема 3 состоит из:
- введения в тему;
- двух лекций и презентации;
Рисунок 10 - Презентация «Доэлектронная история вычислительной техники»
у
пражне
ний;
Рисунок 11 - Упражнение «История развития российской вычислительной техники»
Рисунок 12 - Упражнение «Российские ученые и конструктора, внесшие вклад в развитии ВТ и информатики»
Тема 4. «История программное обеспечение компьютера»
Рисунок 13 - Раздел курса «История программное обеспечение компьютера»
История программного обеспечения рассматривается в четвертой теме курса. От программ, написанных в машинных кодах до современных систем программирования, ЭТ, СУБД и пр.
Рассматривается история операционных систем, начавшаяся в 60 годы, когда были созданы первые программы-авторператоры и мониторные системы, которые впоследствии развились в операционные системы следующих основных типов: