Файл: Эффективность государственного и муниципального управления (муниципальное образования Мелекесского сельсовета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы состоит в том, что в связи с повышением роли и значимости муниципального управления проблема совершенствования стилей и методов работы сотрудников администрации приобрело новую актуальность. Работа администрации сельсовета наиболее приближена к жизненным нуждам и интересам граждан, проживающих в данном населенном пункте. И от ее успешной работы зависит протекание экономических и социальных процессов на территории сельсовета, удовлетворение бытовых и социальных потребностей людей.

В управлении муниципальным образовании мы сталкиваемся со сложность управления и чтобы их сократить необходимо придумывать новые методы управления муниципальным образованием.

Объект исследования – муниципальное образования Мелекесского сельсовета как объект управления.

Предмет исследования – повышение эффективности управления муниципальным образованием на примере администрации Мелекесского сельсовета.

Цель исследования – анализ эффективности управления муниципальным образованием и разработка предложений по ее повышению.

Поставленная цель продиктовала следующие задачи:

  • изучить теоретические основы системы управления муниципальным образованием;
  • изучить основные методы управления в муниципальном образовании;
  • дать характеристику администрации Мелекесского сельсовета;
  • проанализировать методы управления Мелекесским сельсоветом;
  • изучить литературу по теме исследования;
  • составить социально-экономическую характеристику жизни сельсовета;
  • изучить структуру администрации и соответствующую теме документацию;
  • разработать предложения по совершенствованию стилей управления администрации Мелекесского сельсовета.

Задачи и цель работы обусловили выбор следующих методов: абстрактно-логический, статистико-экономический, монографический, балансовый, социологический, наблюдение, анкетирование.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ


1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности

Муниципальное управление - относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности, муниципальное управление появилось в стране лишь в 1990-х годах вместе с возрождением местного самоуправления[1]. Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Система муниципального управления, как и вся система местного самоуправления, находится в современной России на стадии становления. В силу этого законодательная база местного самоуправления пока несовершенна и во многом противоречива. 6 октября 2003 г. был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ2. В закон уже внесено большое количество изменений и дополнений, причем этот процесс продолжается.

Принят также ряд других важных федеральных законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, в том числе новые Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Постоянно меняется земельное, налоговое и бюджетное законодательство.

Предметом муниципального управления является регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

Принципиально теоретическое и методологическое значение для муниципального управления имеет системное представление его компонентов, элементов и их взаимодействий. Таким образом, система муниципального управления представлена в наличии взаимосвязи между объектом и субъектом муниципального управления.

Итак, объектом муниципального управления является муниципальное образование - населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление.

В качестве субъекта муниципального управления выступает население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития, - местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные населением и действующие от его имени.

К субъектам муниципального управления относятся:

- представительные органы местного самоуправления;

- исполнительные органы местного самоуправления;

- главное должностное лицо муниципального образования;


- иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципального образования.

Субъект муниципального управления представляет собой тонкую организационную структуру. Это совокупность людей, объединенных линейно – функциональными идейно – правовыми связями, вступающие в различные общественные (в том числе правовые) отношения по поводу объекта управления (муниципальное образование), конечной целью которых является повышение уровня и качества жизни населения соответствующей территории[2].

От системы организационно – функциональных связей и принципов в структуре субъекта муниципального управления во многом зависит эффективность управленческого воздействия

Взаимосвязь субъекта муниципального управления (органов муниципального управления) с управляемой подсистемой (муниципальным образованием) образуют систему муниципального управления, которая охватывает:

• организацию и функционирование субъекта управления – органов муниципального управления (управляющую подсистему);

• структуру взаимосвязей управляющей системы с управляемым объектом – муниципальным образованием (прямые и обратные связи);

• компоненты управляемой подсистемы и их отдельные элементы, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой подсистемы и непосредственно воспринимают управленческие воздействия.

В силу несовершенства законодательной базы и множества других объективных причин муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.

Муниципальное управление как вид управленческой деятельности сформировалось на волне демократизации общества как принципиально новый тип и уровень управления[3]. Оно не укладывается в рамки ни одного из ранее сложившихся типов управления. Идеология муниципального управления ориентирована на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с локальной территорией, и созвучна традиционным российским основам организации местной жизни.

Итак, характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:

- опора на базовые принципы местного самоуправления;

- объект управления - локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;

- наличие двух субъектов управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества.


Перечисленными характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности обусловлены его особенности, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Они связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, обустройство территории, создание условий для воспроизводства и развития самого человека.

Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли. В хозяйственном обществе заработная плата - это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании рост доходов населения - одна из важнейших задач управления.

Вторая особенность - роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.

С этим связана третья особенность муниципального управления - опора в системе на использование людей как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.

Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека[4].

Смена места жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя "привязанным" к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. В качестве иллюстрации в табл. 1 приведены сходства и различия между акционерным обществом и муниципальным образованием.

Базовые характеристики муниципального образования (МО) и акционерного общества (АО). Наконец, пятая особенность муниципального управления - множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей.


В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, "латанию дыр" перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.

Общий вывод состоит в том, что муниципальное управление является более сложным, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления.

За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.

    1. Муниципальное образование как объект управления

Основополагающим элементом эффективного местного самоуправления является знание сущности и специфики объекта, на котором оно организуется. В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление в нашей стране осуществляется в границах городских и сельских поселений, а также других территорий с учетом исторических и иных местных традиций, что позволяет говорить о наличии в России муниципальных территорий, существенно различающихся как по площади, так и по населению[5].

Более развернутое представление о территориях Российской Федерации, в рамках которых возможно формирование систем местного самоуправления, дает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Ст. 11 данного Закона к числу муниципальных территорий относит такие населенные пункты, как города, поселки, станицы, районы, сельские округа.

Подобное качественное многообразие территорий со статусом местного самоуправления не может не вызывать определенных трудностей с их идентификацией, а потому вполне закономерно, что в рамках Федерального закона «Об общих принципах…» вслед за Гражданским кодексом РФ (первая часть, ст. 24) была предпринята попытка унификации соответствующих территориальных единиц путем введения в отечественную нормотворческую практику единой категории – муниципальное образование (далее – МО).