Файл: исследование научных взглядов на процесс возникновения права, его причины и условия..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предпосылки возникновения права
1.1 Нормативное регулирование в первобытном обществе
1.2 Причины и условия возникновения права
1.3 Отличие права от социальных норм первобытного общества
Глава 2. Основные теории возникновения права
2.1 Общая характеристика теорий возникновения права
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и распределения материальных благ, способом жизни, духовной культурой, социальным и имущественным состоянием и тому подобное. В каждой из таких общественных групп, кроме одинаковых общих интересов, возникают специфические интересы. Следовательно, возникает потребность в согласовании, координации таких разнообразных интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и вызывает к жизни специфическую организацию, основным назначением которой является обеспечение единства, целостности общества. Такой организацией является государство.
Право является сложной социальной системой. Оно, как и государство, - категория историческая, то есть возникает на определенном этапе развития человечества, одновременно с возникновением государства.
Право - одно из главных средств организованности и порядка в обществе. Кроме того, право существенно влияет на сам характер общественного развития. Уровень такого влияния зависит от степени олицетворение в праве демократических идей справедливости и свободы человека, его естественных прав, согласованности права с социальным прогрессом.
Уже на ранних исторических этапах человечество пыталось осознать феномен государства и права и, как следствие, возникали различные теории, которые бы объясняли их возникновения, закономерности развития. По мере усложнения общественной жизни новые черты приобретала, как система знаний о государстве и праве, так и система теорий об их возникновении. Современная наука о праве характеризуется разнообразием различных взглядов, теорий на причины, условия и процесс их возникновения.
Сейчас в России строится новая государственность. Преодолеваются психологические комплексы и стереотипы тоталитарного прошлого, формируется новый взгляд на роль и сущность государства и права.
С учетом вышеупомянутого особую актуальность приобретает исследование происхождения права. В научной литературе существуют различные взгляды на этот процесс, которые, как правило, отражают различные причины и обращают внимание на различные факторы. Соответственно, исследования указанных точек зрения позволит провести комплексное исследование теорий, которые существуют в науке.
Будучи неотъемлемой частью общего учения о государстве и праве, проблема происхождения права является одной из важнейших и самых сложных в теории государства и права, которой, в частности, уделялось значительное внимание в публикациях многих представителей советской и отечественной науки: Н. Александрова, С. С. Алексеева, А. В. Венгерова, В.М. Горшенева, Р. Давида, П. Б. Евграфова, С. Ф. Кечекьян, Р. Кросс, Е. А. Лукашовой, Н. И. Матузова, А. В. Мицкевича, И. Муромцева, В. С. Нерсесянца, Ю. М. Оборотова, Н. М. Онищенко, С. В. Полениной, Л. В. Петрова, О. Ф. Скакун, Ю. А. Тихомирова, А. Ф. Шебанова, Л. С. Явича и других.
Целью данной работы является исследование научных взглядов на процесс возникновения права, его причины и условия. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить предпосылки возникновения права;
- проанализировать нормативное регулирование в первобытном обществе;
- определить закономерности возникновения права;
- проанализировать наиболее фундаментальные теории возникновения права;
- исследовать признаки права, которые отличают его от социальных норм первобытного общества.
Предметом исследования данной работы является совокупность процессов, закономерностей, связей, присущих теории возникновения права.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания государственно-правовых процессов и явлений, что позволило рассмотреть их в развитии и взаимосвязи, выявить закономерности и тенденции. На этой основе широко использованы специально-научные методы исторического, системного, структурно-функционального и нормативно-сравнительного анализа.
Структура работы определена поставленными целью, задачами и предметом исследования. Работа состоит из введения, двух взаимосвязанных глав (первая глава включает два параграфа, вторая – три), заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Предпосылки возникновения права
1.1 Нормативное регулирование в первобытном обществе
Первобытное общество охватывает период от возникновения на земле человека (два миллиона лет назад) до образования государства (пять тысяч лет назад). Оно проходит в своем развитии три этапа:
1) ранний этап - праобщина (стадия становления);
2) средний этап - родовая община (стадия зрелости);
3) поздний этап - протокрестьянская община (стадия разложения).
В зависимости от способов хозяйствования выделяют два главных периода в развитии первобытного общества:
1) период собирательной (присваиваемой) экономики, когда люди получали готовые продукты от природы путем охоты, сбора плодов, рыбной ловли;
2) период производственной экономики, когда человечество переходит к земледелию, животноводству, металлообработке, керамическому производству и т.п.
Первобытное общество (как и любое общество) было определенным образом организовано. Его структуру составляли семьи, рода (20-30 человек), фратрии (несколько родов), племена, союзы племен. Родовая община - это коллектив людей, объединенных кровнородственных связями, общностью имущества и труда. Совместная работа порождала общую собственность. В общей собственности первобытной общины были определенная территория, орудия труда, жилье, а производимые продукты распределялись поровну между ее членами. Отсутствие дополнительного продукта делало невозможным использование чужого труда. Равенство социального положения предопределяло единство интересов и сплоченность членов рода[1].
Первобытной общине были присущи и властные институты, органы управления. Социальная власть при первобытно-общинном строе существовала в форме потестарной власти (лат. Potestus - власть, могущество) и не знала имущественных, кастовых, сословных, классовых различий и государственно политических форм. Ее источником и носителем была вся община, а способом реализации – первобытное самоуправление. Управление в первобытной общине осуществлялось:
- общим собранием взрослых членов рода (воинов), которые решали вопросы жизнедеятельности рода и одновременно выступали своеобразной судебной инстанцией, рассматривая дела о религиозных преступления, убийства среди членов рода, споры между отдельными лицами;
- старейшинами (советами старейшин), власть которых основывалась на их авторитете, уважении, опыте, мудрости;
- военными вождями (советами военных вождей), жрецами.
В зависимости от состояния общества использовался более целесообразный институт принятия решений. Так, при оседлом образе жизни, значительную часть управленческих функций брало на себя общее собрание; кочевое состояние общества требовало оперативного решения вопросов советами старейшин, а военно-походный состояние основным субъектом управления делало военного вождя[2].
Потестарная власть не имела специальных принудительных учреждений, но была способна к эффективному принуждению за нарушение существующего порядка и правил поведения. Сначала власть вождя подкреплялась, прежде всего, насилием или угрозой его применения. При этом насилие и его угроза заключалось не только в плане какого-то физического воздействия, но и возможности дискриминации в процессе распределении добытых продовольственных и иных ресурсов, которые, как правило, были скудными. Впоследствии, наряду с источником власти, основанном на насилии и авторитете вождя, возникает новый – суггестия (убеждение).
Род обеспечивал защиту своих членов от внешних врагов с помощью военной силы и обычая кровной мести. Кроме военной, потестарная власть выполняла функцию перераспределения общественного продукта, организующую функцию (постепенное введение иерархической системы управления), контрольную (контроль за ресурсами, обменом, торговлей) и др.[3]
Жизнь первобытной общины, несмотря на его примитивный характер, требовало благоустройства. Оно осуществлялось с помощью определенных социальных норм, на основе которых люди организовывали совместную работу, распределение продуктов, устанавливали процедуры разрешения споров, правила ведения межплеменных войн, принципы функционирования органов и др.
Единые, общие для всех правила поведения того периода в литературе иногда называют мононормами (от греч. Monos - единственный, лат. Norma - правило). Чаще всего они имели форму табу (запретов) - обязательных и неоспоримых предписаний сверхъестественного происхождения, которые сопровождались магическими санкциями и выступали важным средством воспитания людей, стандартизации их поведения[4].
Различают следующие виды запретов: запреты на кровосмешение, запреты на действия, запреты на слова, табу на людей, табу на предметы[5]. Мононормы выражались в ритуалах, обрядах, мифах, обычаях и т.д.
Исторически первыми видами социальных норм были ритуалы и обряды - правила поведения, в которых акцент делался на внешней форме их выполнения, и эта форма была строго канонизированной. Ритуалы и обряды (например, обряд инициации) имели массовый характер и выполняли регулятивную и воспитательную функции[6].
С возникновением языка появляются мифы; они передавали информацию о том, как следует действовать в тех или иных ситуациях. Мифы - это предания, рассказы о духах, богах, обожествляемых героях, предках, в которых сочетались знания, художественные образы, нравственные предписания, религиозные представления.
При этом для охотников и рыбаков была характерна тотемная мифология, когда человек, стремился обеспечить свое выживание, соединяясь с окружающей средой и подражая определенным образцам, в первую очередь большим животным, которых он воспринимал как образец-тотем как символ единства «своего» мира.
Для производителей (скотоводов, земледельцев) характерной была религиозная мифология, чему способствовала цикличность их жизни, повторяемость одних и тех же событий (возделывание земли, собирание урожая, забой скота и т.п.) регулярно повторяются. Это способствовало обнаружению различных закономерностей и причинно-следственных связей, что в конечном счете привело к созданию новой онтологической картины мира.
Мифология выполняла познавательную функцию. Она разделяла картину мира на «своих» и «чужих», в созерцательно-образной форме объясняла происхождение мира и человека, явления природы и общественной жизни).
Регулятивная функция мифов заключалась в том, что они имели нормативную, предписывающий часть, которая концентрировала опыт человечества и доводила его до каждого члена общества. А идеологическая функция, - в том, что они задавали ценностные ориентиры и целевые установки, были руководством к действиям, которого следует придерживаться в отношениях с природой и людьми. Н главное, мифы, создавали позитивную самооценку, обнадеживают человека, объясняли, на что он может надеяться.
Постепенно основным средством регулирования поведения людей в условиях родового строя стали обычаи - правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни нескольких поколений и получили всеобщий характер вследствие их многократного повторения[7].
Обычаи как вид социальных норм первобытной общины отличались тем, что:
- регулировали наиболее устойчивые общественные отношения, которые сложились в течение длительного периода;
- выражали жизненные закономерности, нарушение которых грозило серьезными последствиями для человеческого рода;
- воплощали авторитет всего общества;
- были частью человеческого сознания, передавались из поколения в поколение, становились стереотипом поведения;
- не знали разделения на права и обязанности[8].
Обычаи выступали как древнейшая форма для хранения и передачи социального опыта и культуры от одного поколения к другому и от общества к индивиду. Сюда входили способы и приемы труда, взаимоотношения людей, общепринятые формы общественной и семейной жизни и т.п.