Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика правоотношений
1.1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению
1.2 Классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению
Глава 2.Элементы правоотношений по социальному обеспечению
2.1 Субъекты правоотношений по социальному обеспечению
2.2 Объекты правоотношений по социальному обеспечению
2.3 Содержание правоотношений по социальному обеспечению
Глава 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению
Введение
Социальное обеспечение всегда занимало одно из ключевых мест в жизни государства и общества. В условиях формирования рыночных отношений в обществе проблема совершенствования системы социального обеспечения становится все более острой и актуальной. Осуществляющиеся в России преобразования, нарушившие ранее существовавший экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения страны и потребовали неотложного формирования принципиально новой системы социального обеспечения.
Понятие социального обеспечения подразумевает форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. Это определение содержит основные признаки социального обеспечения и отражает его особенности.
Нормы права социального обеспечения, закрепленные в соответствующих нормативных актах, действуют лишь в правовых отношениях сферы данной отрасли. Общественные отношения приобретают форму правоотношений только потому, что связи их участников регламентируются нормами права. Как известно из общей теории права, правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. правомерное поведение субъектов права. Следовательно, правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), социальных услуг и льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами (семьями), имеющими на них право. Другими словами, это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социальной защиты - обязан обеспечить эту реализацию.
В современном обществе правоотношениям в сфере социального обеспечения уделяется огромное внимание, так как они занимает одну из ведущих позиций в жизни не только общества, но и всего государства в целом. Они находятся в прямой зависимости от экономического состояния и социального благополучия граждан и фундаментальной основой всей социальной политики, проводимой государством. Законодательная база, регламентирующая все правоотношения в сфере социального обеспечения, строится не только на Конституции, которая в статье 7 закрепляет основу социального государства и устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, но и федеральных законов и нормативных актов. В этой связи, актуальность данной темы является безоговорочной, так как, являясь социальным государством, Российская Федерация возлагает на себя обязательство по оказанию социальной поддержки населению, которая необходима ему для нормальной жизнедеятельности. От того насколько качественно и эффективно будет разрешен вопрос, связанный с правильным применением норм права, лежащих в основе всех правоотношений в сфере социального обеспечения, зависит успех всего развития общества и государства.
Целью данной работы является изучение понятий и видов правоотношений в сфере социального обеспечения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать общую характеристику правоотношений по социальному обеспечению;
2) исследовать основные элементы правоотношений в сфере социального обеспечения;
3) определить основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.
Объектом исследования являются правоотношения по социальному обеспечению.
Предмет исследования составляет действующее законодательство, регулирующее отношения по социальному обеспечению, а также научные исследования, посвященные теоретическим проблемам понятия и видов правоотношений по социальному обеспечению.
Поставленные в работе задачи решались с помощью следующих методов исследования: общенаучные методы - анализ, синтез; частнонаучные методы – сравнительно-правовой, теоретический анализ литературных источников.
Степень разработанности темы: комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших вопросы, связанные с изучением правоотношений по социальному обеспечению в РФ. Теоретическая основа данной работы опирается на труды ученых-правоведов, которые посвящаются вопросу исследования правоотношений, лежащих в основе всего социального обеспечения РФ. В частности, исследования таких авторов, как: Буяновой М.О., Мачульской Е.Е., Гусова К.Н., Аракчеева В.С., Филипповой М.В. и др.
Нормативно-правовая база исследования включает Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, и т.п.).
Структура исследования состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика правоотношений
по социальному обеспечению
1.1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению
Согласно теории права, правоотношения - это разновидность общественных отношений, представляющих собой социальные связи между людьми, физическими и юридическими лицами[1].
В науке права социального обеспечения отсутствует единая точка зрения по поводу определения правового отношения по социальному обеспечению, что обусловлено разными критериями и подходами, используемыми для определения данного понятия. Право социального обеспечения - официальный, государственный регулятор социально-обеспечительных общественных отношений[2]. Регулируя те или иные отношения между лицами, нуждающимися в обеспечении по различным жизненным обстоятельствам, с одной стороны, и органами (организациями), их предоставляющими - с другой, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность.
Социально-обеспечительные правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права социального обеспечения, а потому, что конкретные обеспечительные общественные отношения нуждаются в правовом регулировании. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе - правоотношение. Другими словами, социально-обеспечительные правоотношения под воздействием определенных социально экономических и политических условий как бы «вызревают» в недрах общественной жизни.
Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правовых отношениях сферы данной отрасли, т.е. нет в реальной жизни государственного материального обеспечения граждан при нетрудоспособности и нуждаемости без соответствующих правоотношений.
Между тем, обязательство как институт гражданского права характеризует диспозитивный метод регулирования имущественных отношений, основанный на равенстве сторон. Обязательство в праве социального обеспечения предполагает наряду с ним и иной метод - императивный, основанный на особой социальной роли государства. Заметим, что подобное единство императивных и диспозитивных начал мы наблюдаем в правовом регулировании трудовых отношений. В этой связи применение термина "обязательство" в сочетании с термином "социально-обеспечительное" означает выявление ряда признаков, выражающих специфику и содержание социально-обеспечительных правоотношений[3]:
1. Социально-обеспечительное правоотношение - это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм права социального обеспечения на поведение субъектов права. Между нормой права и правоотношением существует зависимость - в жизни возникают только те правоотношения, на которые указывает норма правового акта. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Действует правило: есть норма права - возникает правоотношение, нет нормы - нет и правоотношения.
2. Социально-обеспечительное правоотношение - это связь между субъектами права социального обеспечения посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах законов и подзаконных актов. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует обязанность другой, и наоборот. Участники правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, причем интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого. Носитель субъективного права на социальное обеспечение (временно нетрудоспособный человек, пенсионер, инвалид, ветеран и т. д.) - лицо, управомоченное; носитель юридической обязанности (территориальный орган ПФ России, орган социальной защиты населения субъекта Федерации, учреждение социального обслуживания и др.) - лицо обязанное. В правоотношении лицу управомоченному всегда противостоит лицо обязанное, будь то человек, организация или государственный орган.
3. Социально-обеспечительное правоотношение - это связь индивидуализированная. Взаимное поведение субъектов этого отношения отличается строгой определенностью, персонификацией прав и обязанностей. Стороны (физические лица и соответствующие органы (организации), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия соответственны.
Таким образом, социально-обеспечительное обязательство как разновидность обязательства - это относительное правоотношение активного типа, в котором орган социального обеспечения (организация, иное лицо) обязан в порядке и на условиях, предусмотренных законом или договором, предоставить лицу определенный вид социальных выплат, социальных услуг, социальных льгот.
Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде[4].
Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить[5]. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них равные права и обязанности, но право по обеспечению - на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению - у органа социального обеспечения.
Отличительной чертой правоотношений по социальному обеспечению является то, что ядром систем являются материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.
Важно также отметить, что в сфере социального обеспечения нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получить все требуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью - необходимость реакции государства и общества на социальные риски, перманентно присущие человеческому обществу.
Важность правоотношений по социальному обеспечению заключается в том, что объективные основания правоотношений при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд и потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, т.е. закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами - гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями - по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно - правовых способов его осуществления.
Можно также сделать вывод, что данные правоотношения являются юридической связью субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.