Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика правоотношений
1.1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению
1.2 Классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению
Глава 2.Элементы правоотношений по социальному обеспечению
2.1 Субъекты правоотношений по социальному обеспечению
2.2 Объекты правоотношений по социальному обеспечению
2.3 Содержание правоотношений по социальному обеспечению
Глава 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению
1.2 Классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению
Проблема классификации правоотношений по социальному обеспечению заключается в том, что в теоретических исследованиях этого вопроса отсутствует единая точка зрения в силу многообразия видов данных отношений[6]. Следует отметить, что понятие социально-обеспечительного правоотношения - это и научная абстракция, и реальное, конкретное, фактическое отношение. И таких правоотношений существует значительное число. С целью их более глубокого изучения и оптимального регулирования все социально-обеспечительные отношения классифицируют на роды и виды по различным основаниям[7]:
1 - по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении, например, определение права на получение пенсии по старости или разрешение спора в случае ее отказа);
2 - по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений, например, получение пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности и т.д.);
3 - по срокам действия правоотношения по социальному обеспечению[8]:
а) правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий, например, пособие по рождению ребенка);
б) правоотношения с абсолютно известным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца - до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся 23 лет; все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей и другие);
в) правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по старости, по инвалидности; правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; правоотношения по содержанию инвалидов и престарелых в домах - интернатах и другие).
Также социально-обеспечительные правоотношения необходимо классифицировать по отраслевому признаку на правоотношения по[9]:
а) социальному страхованию застрахованных лиц;
б) государственному пенсионному обеспечению граждан;
в) социальной поддержке ветеранов, инвалидов и других лиц;
г) оказанию государственной социальной помощи малообеспеченным семьям и одиноко проживающим гражданам;
д) социальному обслуживанию лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно[10].
Правоотношения по социальному обеспечению можно также классифицировать и по формам социального обеспечения[11]:
а) государственное социальное страхование;
б) социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджетов;
в) дополнительные виды добровольного страхования (дополнительные пенсии, услуги, пособия).
Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:
1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
2) процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказа в нем;
3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении. Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:
а) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа;
б) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.
Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения, и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд.
Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения. Процедурные отношения в сфере социального обеспечения можно подразделить на[12]:
а) процедурные отношения по установлению необходимых юридических фактов (например, инвалидности, временной нетрудоспособности, нахождения на иждивении и т.д.);
б) процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;
Очевидно, что служебный характер указанных отношений по отношению к материальным правоотношениям не означает того, что они факультативны и необязательны. Напротив, без них материальные отношения невозможны. Выделенное благо должно быть максимально эффективно, быстро и точно доставлено нуждающемуся лицу - адресату, отвечающему законным требованиям. В ходе этих отношений субъект - предоставитель блага также идентифицирует получателя в качестве такового и в длящихся отношениях постоянно контролирует его соответствие установленным требованиям.
Также различные источники предлагают и другие классификации правоотношений в сфере социального обеспечения. По юридической цели правоотношения делятся на:
- регулятивные;
- охранительные;
- защитные
Первые и вторые возникают из правомерных действий субъектов; третьи - из противоправных, связанных с применением государственного принуждения с целью восстановления оспоренного или нарушенного права на социальное обеспечение.
По продолжительности (сроку функционирования) правоотношения можно разделить[13]:
- длящиеся постоянно (большинство пенсионных отношений);
- длящиеся до наступления определенного события (достижения определенного возраста, выздоровления, снятия инвалидности и т. п.);
- периодические (предоставление определенных социально-бытовых и медицинских услуг);
- разовые (по поводу предоставления единовременных пособий и консультационно-правовой помощи, предоставления ночлега, оказания материальной помощи и др.).
По характеру обязанностей субъектов правоотношения делятся на:
- активные;
- пассивные
В активных правоотношениях обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного лица, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения. Такими правоотношения могут быть как с одной стороны, так и с другой.
Как мы видим из приведенных классификаций отношений, каждый человек в качестве получателя блага либо заявителя потенциально может участвовать параллельно в целом ряде материальных, процедурных и процессуальных правоотношений по социальному обеспечению. Но главным основанием для классификации правоотношений в области социального обеспечения должна быть их принадлежность к тому или иному институту подотрасли права социального обеспечения[14]. Институционные социально-обеспечительные отношения по социальному страхованию, в свою очередь, делятся на субинституционные. Так, например, правоотношения по обязательному пенсионному страхованию делятся на отношения по обеспечению трудовыми пенсиями по старости, на отношения по обеспечению трудовыми пенсиями по инвалидности и по случаю потери кормильца, на правоотношения, возникающие межу застрахованным лицом и страхователем, между застрахованным и ПФ России и т. д.[5]
Можно сделать вывод о том, что само наличие нематериальных (процедурных и процессуальных) правоотношений в сфере социального обеспечения, а также сложная иерархичность материальных отношений позволяет говорить о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности. Это создает известные проблемы при изучении данной отрасли права.
Как было отмечено выше, материальные правоотношения по социальному обеспечению складываются в рамках трех организационно-правовых форм: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи.
Внутри указанных форм материальные правоотношения мы классифицировали по объектам, т.е. видам социального обеспечения[15]:
1) пенсионные;
2) по поводу пособий и иных социальных выплат;
3) по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;
4) по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.
Однако приведенная классификация является слишком обобщенной и требует конкретизации. В частности, в зависимости от специфики юридических фактов, а также с учетом источников финансирования пенсионные правоотношения можно объединить в следующие группы[16]:
а) по выплате трудовых (страховых) пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
б) по выплате пенсий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
в) по выплате социальных пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
Правоотношения по поводу выплаты пособий очень разнообразны. Их также можно классифицировать с учетом организационно - правовых форм на социально - страховые, социально - обеспечительные и по оказанию социальной помощи. В свою очередь, социально - страховые правоотношения моно объединить в несколько групп по видам страховых пособий[17]:
а) по временной нетрудоспособности;
б) по беременности и родам;
в) в связи с рождением ребенка;
г) на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие.
При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья возникают материальные правоотношения по оказанию различных видов бесплатной для населения медицинской помощи; диспансерного наблюдения; первичной медико-санитарной помощи; скорой медицинской помощи; лечения на дому, в стационарных учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в частных клиниках за средств ОМС; по предоставлению лекарств и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и др.
Большим многообразием отличаются и правоотношения по социальному обслуживанию, например:
а) по оказанию бесплатных или льготных соцуслуг на дому;
б) по содержанию в стационарных учреждениях соцзащиты;
в) по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов;
г) по обеспечению инвалидов транспортными средствами;
д) по протезированию и т.д.
Таким образом, в зависимости от различных критериев - круг обеспечиваемых субъектов, источники финансирования, основания обеспечения, виды социального обеспечения, органы и организации социального обеспечения - можно предложить довольно широкий спектр классификаций форм и видов социального обеспечения. Между тем, в силу многомерности этих форм вряд ли они в состоянии выполнять функцию базовых отраслевых юридических конструкций. Более того, сам законодатель в ряде случаев изменяет, реформирует правовую природу той или иной формы социального обеспечения, стирая грани между различными формами. Например, по российскому законодательству социальные пенсии имеют источником страховые средства Пенсионного фонда, а с 2001 г. страхование по безработице возложено только на государство[18]. В систему медицинского страхования в настоящее время включено и неработающее население, страхование которого осуществляется государством. Взаимодействие и взаимопроникновение рассматриваемых форм социального обеспечения - явление очевидное, и оно не должно исключать их самостоятельности.
В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что классификация видов социального обеспечения имеет такой же принцип, как и классификация правоотношений по социальному обеспечению, т.е. основными критериями являются субъект и объект правоотношений. Однако следует заметить, что данная классификация может подлежать постоянному изменению в силу изменения характера правоотношений в соответствии с действующим и разрабатывающимся законодательством.