Файл: Управление финансами ( Теоретические основы управления финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе деятельности, связанной с регулированием реально­го денежного оборота, реализуются три основные функции финан­сов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.

Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспече­нии сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расши­ренного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.

Экономическая обособленность имущества, выраженного в сто­имостной форме, приводит к необходимости регулирования его круго­оборота в рамках отдельно взятых организаций, государств и т.д.

Совершающийся непрерывно кругооборот средств является ста­дией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с аванси­рования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в те­чение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, ока­занных услуг.

Инвестирование означает использование денежных средств на цели капитального характера. Инвестирование отличается от аванси­рования тем, что денежные средства на длительный период выбыва­ют из оборота, а их возвращение на предприятие происходит по ча­стям за счет регулярных отчислений, включаемых в состав затрат.

Воспроизводственная функция характеризуется показателями прибыльности и ликвидности активов предприятия. Прибыльность означает, что предприятие получает выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, которая превосходит произведенные затра­ты. Ликвидность активов (имущества) означает возможность легко их реализовать или превратить в денежную форму. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет качест­во управления финансовыми ресурсами.

Воспроизводственная функция стимулирует накопление финан­совых ресурсов. Проблема накоплений тесно связана с государствен­ной финансово-кредитной политикой, так как государство создает условия для регулирования денежных потоков в экономике при помощи различных механизмов, в том числе налогов и бюджета. Она акту­альна для финансов во всем мире.


Составной частью воспроизводственной функции финансов является оперативная функция - текущее обеспечение предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных фондов денежными сред­ствами для непрерывного финансирования, т.е. совершения, плате­жей, расчетов и выполнения денежных обязательств. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития финансов. Воспроизводственная функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.

Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной функцией, так как выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению.

Распределительная функция проявляется при распределе­нии национального дохода, когда происходит создание так на­зываемых основных, или первичных доходовИх сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при рас­пределении национального дохода среди участников материаль­ного производства. Они делятся на две группы:

    1. Зарплата ра­бочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
    2. Доходы предприятий сферы ма­териального производства.
    3. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных от­раслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребно­стей населения. Необходимо дальнейшее распределение или пере­распределение национального дохода, связанное:
    4. С межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рациональ­ного использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
    5. Наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создаётся (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
    6. Перераспределением доходов между различными социаль­ными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в от­раслях непроизводственной сферы, налоги (налог на доходы физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формиро­вания конечных пропорций использования национального дохода.

Контрольная функция финансов заключается в реализации конт­роля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и ана­лиза, затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негатив­ные стороны деятельности хозяйствующих субъектов, и принимать на этой основе соответствующие решения.


Контроль рублем имеет две формы:

  1. Контроль за изменением финансовых показателей, состояни­ем платежей и расчетов;
  2. Контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае речь идет о системе санкций и поощрений, т.е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера.

Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финан­совой политики (основу которой составляет прогноз изменений по­рядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную фор­му проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо.

Контрольная функция финансов связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов.

Контрольная функция проявляется в следующем: выявляется степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денеж­ных средств намеченным заданиям по расширению объемов произ­водства; корректируется несоответствие между доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего хозяйства.

Контрольная функция финансов реализуется по следующим основным направлениям на макро - и микроуровнях:

  1. Контроль за правильным и своевременным перечислением сумм в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;
  2. Контроль за соблюдением заданной структуры фондов денеж­ных средств с учетом потребностей производственного и социально­го развития;
  3. Контроль за целенаправленным и эффективным использова­нием финансовых ресурсов.

Для реализации контрольной функции разрабатывают норма­тивы, определяющие размеры фондов денежных средств и источни­ки их финансирования. Целевое и эффективное использование фи­нансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плано­вых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Контрольная функция финансов на микроуровне включает также:

  1. Контроль за поступлением выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, доходов домашних хозяйств;
  2. Контроль за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности.

Контроль за уровнем самофинансирования может проводиться на основе определения соотношения внутренних источников финан­сирования, включая нераспределенную прибыль, амортизацию, резервные и страховые фонды, а также средств, полученных от прода­жи акций и облигаций (эмиссионный доход), банковских ссуд и ком­мерческого кредита (взаимной задолженности предприятий по то­варным поставкам). Ликвидность контролируется по соотношению оборотного капитала и краткосрочных обязательств. Оборачиваемость капитала контролируется по соотношению объема реализации и сово­купности основного и оборотного капитала либо валюты баланса. Прибыльность контролируется по отношению к объему продаж, из­держкам производства и обращения, активам и собственному капита­лу предприятия.

С учетом уровня самофинансирования и прибыльности опреде­ляется степень финансового риска.

Помимо трех основных функций финан­сы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связа­на с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства.

В условиях рыночных отношений финансы должны также
выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заклю­чается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъек­тов и граждан стабильные условия в экономических и социаль­ных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о ста­бильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в произ­водственную сферу со стороны частных инвесторов.

Еще одна функция - функция организации. Она включает выбор предприятиями организационно-правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов.

Функция стимулирования - предполагает выбор оптимальных средств и способов для реализации поставленных целей.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организаци­онных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, по­рядок формирования и использования централизованных и де­централизованных фондов денежных средств, методы финансо­вого планирования, формы управления финансами и финансо­вой системой, финансовое законодательство. Важный элемент финансового механизма - финансовое планирование, которое, прежде всего, относится к бюджетному планированию.


Для определения роли финансов следует проследить влияние на общество распределительных и перераспределительных потоков денежных средств.

1.2 Объекты и субъекты управления

1.2.1 Объекты управления

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации. Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Рисунок 1[5]

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

  1. Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).
  2. Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.
  3. Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения[6].

Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов

  1. Государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления. В сфере государственных финансов выделяются звенья: государственный бюджет
  2. Внебюджетные фонды
  3. Государственный кредит