Файл: Самореализация мужчин и женщин в условиях социальных изменений в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования в том, что проблема самореализации наиболее подробно изучена с позиций социальной философии, отдельные ее вопросы рассматривались в социальной психологии, что и определило развитие представлений о самореализации в целом, но мало изучены особенности самореализации мужчин и женщин.

В современном российском обществе можно с одной стороны говорить о существовании своеобразного патриархального ренессанса, во многом связанного с особенностями российской социально-экономической системы, укреплением в обществе религиозных ценностей и устойчивостью традиционных гендерных ролей. Однако, с другой стороны, в современном российском обществе все большую роль начинает играть биархат как принцип равенства полов, что соответственно влияет на процесс самореализации женщины и мужчины в жизни.

В науке накоплен богатый опыт исследований и трудов о самореализации личности у К. А. Абульхановой-Славской, С. П. Баранова, В. Э. Бушмановой, М. А. Галагузовой, М. В. Крулехт, А. И. Раева,В. Д. Семенова, С. И. Филимоновой, А. В. Хуторского,Н. А. Чистяковой, Д. Б. Эльконина и др.

Цель – изучение особенностей самореализации мужчин и женщин в условиях социальных изменений.

Объект исследования: процесс самореализации личности.

Предмет исследования: особенности самореализации мужчин н женщин в условиях социальных изменений.

Задачи исследования:

1) изучить понятие самореализации в психологии;

2) рассмотреть особенности самореализации мужчин и женщин;

3) составить гипотетическое исследование самореализации мужчин и женщин в условиях социальных изменений;

4) написать эссе по теме исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что реализована попытка обобщить современные научные данные по проблеме самореализации мужчин и женщин в условиях социальных изменений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные можно использовать практическими психологами при работе с людьми, занимающими руководящие должности, при разработке программ диагностики проблем самореализации мужчин и женщин.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список источников.


Глава 1. Теоретический анализ самореализации мужчин и женщин в условиях социальных изменений

1.1. Понятие самореализации в психологии

Основой самореализации являются способности, знания и умения личности, ее физические и моральные качества, направленность, мотивы и ценности. Именно поэтому самореализация как феномен так широко рассматривается в научных трудах.

Е.А. Омельченко указывает, что о самореализации сложились следующие представления [Омельченко]:

– это социальная активность личности (Б. Г. Ананьев, Л. А. Коростылева, И. С. Кон, А. Щюц, Е. И. Ярославцева);

– это потребность субъекта в отдельных видах деятельности(В. С. Агапов, Б. П. Белинская, Ю. Н. Давыдов, И. И. Дубинин, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова);

– это становление личности (С. М. Белозеров, Л. И. Божович, Е. И. Кукушкина, Л. Н. Куликова, В. Ф. Сафин, Е. В. Якимова);

– это целостная система выдвижения целей поведения, деятельности и целостная система управления их достижением (Н. Т. Абрамова, А. Н. Аверьянов, Г. С. Баранов, А. В. Брушлинский, Н. П. Медведев, С. Р. Пантилеев, Г. А. Саймон);

– это саморазвитие (Д. И. Фельдштейн);

– это самовыражение (Н. Б. Крылова, Е. В. Селезнева);

– это свойство (Б. Г. Ананьев);

– это процесс (К. А. Абульханова-Славская,Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, И. Д. Егорычева);

– это системное личностное образование (Э. В. Галажинский,Л. А. Коростылева, С. И. Кудинов, Е. А. Никитина);

– исследована структура самореализации, ее общие и возрастные закономерности (Р. Берне, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, А. А. Гусейнов, Б. А. Душков, Л. И. Иванько,И. С. Кон, Л. А. Коростылева, М. Б. Кунявский, А. Н. Леонтьев,А. М. Логвинов, А. Маслоу, В. Б. Моин, Ф. Райс);

– выявлены механизмы самореализации как деятельности, как взаимосвязи динамического, структурно-функционального, содержательного, личностного аспектов самореализации (Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Э. В. Цветков);

– установлена соотнесенность самореализации с социальными ценностями и нормами культуры, выступающими регуляторами социального поведения и социального развития(В. В. Выборнова, М. И. Кныш, В. С. Магун, Н. Н. Федотова, В. А. Ядов) [Омельченко, с. 65].

Ю.С. Суков считает, что движущей силой процесса становится противоречие между потенциалом (наличными возможностями) и конечными представлениями о результате, то есть тем, насколько человек «может реализовать их в своей деятельности» [Суков, с. 95]. Среди видов самореализации выделяют социальную, личностную, деятельностную.


Первый реализуется через социально полезную деятельность: это гуманитарная миссия (например, волонтерская работа), общественно-хозяйственная (например, экологические акции, санитарная очистка территорий), общественно-политическая (например, санкционированные митинги и шествия).

Второй вид самореализации связан с конкретным человеком: развитие личностного потенциала осуществляется путем самоуглубления, самосовершенствования, самопознания.

Третий вид самореализации связан с воплощением потенциала в деятельности: учебе, художественном творчестве, спорте и др.[Калугин, с. 204].

Самореализация личности — это актуализации индивида в двух основных сферах жизни: профессии (труде) и семье человека.

Самореализацию личности Т.З. Козлова рассматривает c момента примерного завершения процесса социализации индивида (18 лет), т. е. самореализацию взрослого человека, готового принять участие в жизни общества, в профессиональной деятельности [Козлова]. Человек вначале своего взрослого пути определяет цели (смысл) своей жизни, исходя из своих потребностей. Высшими потребностями личности (по А. Маслоу) являются потребности в самоактуализации, самореализации. Сюда относятся потребности в достижении тех потенций, на которые способен человек, потребности в саморазвитии, в творчестве в широком смысле этого слова [Маслоу]. Поставив перед собой цели, индивид сопоставляет их со своими способностями и возможностями [Козлова, с. 64].

Вступая в период взрослости, «человек наиболее полно раскрывает свои потенции и задатки, возможности и способности. Своим продуктивным трудом он пополняет ресурсы, возможности общества. Такой человек особенно нужен обществу, ибо поддерживает его существование, приумножает его потенциал. Получив образование, воспитание, профессию, он теперь отдает обществу то, что получил от него. Разумеется, такой нормативный вариант самореализации подготавливается всеми предшествующими фазами развития» [Зобов, с. 231].

Сферы его профессиональной деятельности являются теми институтами, где реализуется личность. Деятельность в них, рассмотренная по временным интервалам, —этапы самореализации личности. Общая направленность личности регулирует деятельность индивида. Высший диспозиционный уровень личности включает в себя социальные установки (ценностные ориентации) на цели жизнедеятельности и средства их достижения [Калугин, с. 64].

Полнота самореализации личности означает успешное развитие своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и возможную пользу своим близким, обществу, в котором он живет. Категория самореализации может предполагать два аспекта: внутренний — личностный, по которому самореализация рассматривается как цель и результат собственной жизни, и внешний — деятельностный аспект, когда самореализация может рассматриваться как процесс или средство жизненного успеха.


Самореализация человека возможна в различных сферах. В процессе обучения в вузе самореализация будущих специалистов проявляется, прежде всего, в приобретении прочных знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности, а также формировании компетенций как общекультурных, так и профессиональных. В связи с этим компетентностный подход можно рассматривать как основу самореализации личности. Стремление к самореализации является одной из функциональных потребностей человека [Кочеткова, с. 136].

И.Р. Григорьева считает, что процесс самореализации как сознательный и активный, состоящий из множества фрагментов последовательной реализации конкретных целей деятельности возможен тогда, когда человек осознает свои интересы и потребности. Опредмечивая их в практической деятельности, человек непрерывно осуществляет свою жизненную цель, воплощая, смысл своей жизни. Значит, можем говорить о самореализации, как о процессе, протекающем в течение всей жизни человека и продолжающемся до его последних дней.

Отличительной особенностью процесса самореализации является наличие творчества. По мнению К. Роджерса, механизмом, запускающим творческую активность личности, является стремление к сверхнормативной деятельности, неопределённой ранее поставленной целью [Роджерс]. И в этом случае стремление личности реализовать себя выступает как основной побудительный мотив процесса самореализации [Григорьев, с. 58].

Исследователи рассматривают самореализацию как:

– практическое осуществление себя (процесс реализации человеком своего жизненного назначения, своих сущностных сил (Н.Н. Ниязбаева);

– развитие (процесс становления человека, приобретения им в социокультурной среде в ходе совместной деятельности и обучения индивидуальных и общих социальных качеств личностных характеристик);

– состояние человека (удовлетворенность достигнутым, ощущение счастья);

– результат, итог (воплощение активности человека в определенных продуктах);

– психологическое образование (набор относительно устойчивых характеристик человека – личностно-смысловых, мотивационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых, рефлексивно-оценочных);

– потребность, стремление (внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо) [Ниязбаева, с. 73].

Л. А. Коростылева показала, что в психологии самореализацию связывают с самопроектированием, самоуправлением и самоорганизацией, относящейся к области синергетики [Коростылева, с. 16].


«Самоорганизация ... выступает способом саморазвертывания и самореализации меры совершенствования личности. Предопределение есть одна из форм самоорганизации, а сам жизненный путь является самоорганизующейся системой, в которой роль самоорганизующихся центров играют судьбоносные черты. Специфика этой системы в том, что центр ее самоорганизации − человек, он, перемещаясь во времени, сохраняет вместе с тем содержание пройденного жизненного пути в виде жизненного опыта, влияющего и на степень самосовершенствования личности и выступающего как новый судьбоносный фактор, в самореализации личности» [Коростылева, с. 131].

Близким к самореализации является термин «самоактуализация», который берет свое начало в гуманистической психологии. «Тенденция актуализации – свойственная организму тенденция развивать свои способности, чтобы сохранить, развить личность» - так считает К. Роджерс [Роджерс, с. 196]. С.И. Кудинов, С.С. Кудинов считают, что понятия самореализация и самоактуализация различаются по смыслу и содержанию. Самоактуализация понимается согласно Маслоу как высшая потребность, желание достичь вершины своего развития, самоосуществиться, стать тем, кем он хочет стать [Кудинов]. Но это всего лишь желание или потребность. Самореализация — это активность, деятельностная активность, в процессе которой происходит опредмечивание личностного потенциала субъекта. Успехом самореализации личности является полное самовыражение своей уникальности, способностей и возможностей в разных сферах жизнедеятельности [Яковлев].

При определении структуры понятия «самореализация» исследователи выделяют следующие компоненты:

ценностно-смысловой (Кудинов С.И., Коломиец Е.А., Гиль С.С., Бабицкая М.А. и др.),

операционно-деятельностный (Коростылева Л.А., Морозова И.С., Родевич Т.Н., Омбоева Н.А. и др.),

оценочно-результативный (Бабицкая М.А),

когнитивный (Омбоева Н.А., Розова Т.Н.),

интегративный (Омбоева Н.А.),

творческий и психофизический (Розова Т.Н.).

Т.Н. Розова к качественным показателям самореализации личности относит:

1) развитая потребность в активно-деятельностном отношении к себе и к миру;

2) максимальная реализация личностью потенциала в основных сферах жизнедеятельности;

3) творческая активность;

4) сформированные самоуправляющие механизмы (направленность, потребности, Я-концепция);

5) открытость к переменам, к восприятию нового опыта;

6) способность к самостоятельному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях;