Файл: Самореализация мужчин и женщин в условиях социальных изменений в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7) выраженность эмпатийно-коммуникативных качеств [Розова, с. 31].

Итак, мнений и позиций в отношении самореализации – множество, и они разные, поэтому мы будем считать, что самореализация – это субъективно направленный процесс, на который влияют и внутренние и внешние условия. К внутренним отнесем рефлексию, потребности, установки, мотивы, а к внешним - требования и установки социальной среды окружения этой личности. При этом самореализация продуктивна, если направлена на развитие личности и используются адекватные субъективные стратегии самоактуализации, самоконтроля и саморазвития.

1.2 Особенности самореализации мужчин и женщин

Проблема женской самореализации имеет два основных аспекта. Согласно традиционной точке зрения предназначение женщины — это прежде всего материнство и дом, согласно другой — в жизни современных женщин существует много иных возможностей для реализации заложенного в них потенциала. Каждая женщина выбирает для себя то, что ей ближе. Удовлетворенность собой — это в немалой степени удовлетворенность собой как женщиной. Совокупное адекватное равновесное представление о себе, последующее отношение к этим представлениям, уровень принятия себя входят в общую Я-концепцию личности и оказывает эффективное влияние на выбор стратегии и тактики самореализации, тем самым определяя ее успешность [Кудинов].

Другим фактором, оказывающим влияние на самореализацию женщин, является гендерная идентичность. Гендерная идентичность — это внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера.

Материнство есть и остается прерогативой женщин. Но очень важно, чтобы, будучи матерью, женщина обладала тем уровнем развития личности, который дал бы ей возможность воспитывать психически здорового и эмоционально благополучного ребенка. А вот для эмоционального благополучия ребенка необходимым является наличие высокого уровня самореализации самой матери. По мнению онтопсихолога А. Менегетти, чтобы быть хорошей матерью, надо прежде всего быть счастливой женщиной, и это и есть предназначение женщины [Монегетти].

Одни женщины обретают счастье в материнстве, вторые — в карьере и социальной пользе, третьи — в любви. В жизни современная женщина часто воплощает в себе классический образ — «и коня на скаку..., и в горящую избу...». Женщины сами страдают от собственной силы, она давит на женщину, и не всякий мужчина осмелится идти рядом. Проблема современной женщины в ее реализации «по мужскому типу», в стремлении быть активной, подчинять себе ситуации, людей. Женщинам часто приходится выбирать между социальной самореализацией и семейным счастьем, переживать одиночество, мириться с ним. И от такой ситуации женщина не становится счастливее.


Главная задача женской самореализации - сбалансировать все три составляющие; отследить их проявление; научиться управлять ими в соответствии с жизненной ситуацией. Женская самореализация тесно связана с проявлением ее внутренних сил, источником которых являются эго, инстинкт, душа. Эти внутренние силы и формируют потребности, и как следствие, женщина начинает осознанно или неосознанно строить программу удовлетворения этих потребностей [Алиулова].

Условием успешной самореализации женщины является адекватное понимание своего предназначения, своего места в мире, в обществе. При непременной удовлетворенности социума личностью, а именно, как отмечал А.Маслоу, возможности человека могут быть реализованы только при некоторых условиях «хорошего общества», которые «благоприятствуют наиболее полному развитию и раскрытию человеческих возможностей» [Маслоу]. И тем не менее, основным критерием успешности можно считать удовлетворенность женщины своим статусом, результатами собственной деятельности [Алиулова].

Если рассматривать как цель самореализации успех в профессиональной деятельности, то в своем исследовании А.Е. Чирикова выделяет ряд качеств, характерных для современной женщины-руководителя в сфере бизнеса. Она выявила спектр психологических качеств-ограничений, которые создают сложности для женщин-руководителей в процессе их управленческой деятельности: сложность в осуществлении наказания подчиненных (вследствие мягкости характера), эмоциональность, недостаточная способность к риску, чрезмерная ответственность, недостаток стратегического мышления, амбиций [Чирикова, с. 146]. Кроме того, отмечает А.Е. Чирикова, женщины-руководители из региональной выборки в большей степени недовольны своей слабохарактерностью. Следовательно, именно в регионах бизнес предполагает более высокую степень жесткости и стойкости для женщин-руководителей, что на элементарном уровне характеризует предпринимательскую культуру регионов как более закрытую и авторитарную [Чирикова].

В исследовании А.В. Погадаевой женщины-лидеры во многом перенимают черты, традиционно присущие руководителям-мужчинам: ответственность и самостоятельность, независимость и готовность отстаивать собственное мнение. Женщины рассматривают карьеру как возможность самореализации и достижения независимости. Для всего массива респондентов характерен достаточно высокий уровень интеллекта. При этом большинство обследованных отметили, что карьерное восхождение далось им нелегко. Основной резерв для женщины-руководителя – необходимость развивать глобальный уровень анализа проблемы, абстрагироваться от мелочей [Погадаева, с. 90–95].


Итак, анализ литературы показал, что к сожалению современные гендерные исследования не имеют обобщающих теорий и идей, особенно о самореализации мужчин и женщин. И до сих пор проблемой гендера занимаются в большинстве своем женщины. Если рассматриваются успехи в жизни мужчин и женщин как гендерная проблема, связанная с профессиональной деятельностью в своем большинстве, хотя самореализация как процесс начинается еще до взросления человека и также имеет гендерные отличия. Быстрое распространение феминистских концепций и идей стало причиной большого внимания ученых к теме гендерного неравенства. Современные женщины берут на себя роль работников, карьеристок, которая влечет за собой ответственность за семейный бюджет, а мужчины, наоборот, посвящают себя семье, домашнему хозяйству, заботе о детях.

Глава 2. Гипотетическое исследование самореализации мужчин и женщин в условиях социальных изменений

2.1 Организация исследования

Эмпирическое исследование предполагает последовательную проверку выдвинутых положений гипотезы, конечной целью которого является подтверждение или опровержение основной исследовательской гипотезы о том, что особенности самореализации мужчин н женщин отличаются.

Задачи исследования:

1) эмпирически выявить особенности самореализации мужчин н женщин;

2) доказать отличие самореализации мужчин н женщин;

3) разработать рекомендации по развитию самореализации мужчин н женщин.

Исследование должно проходить в три этапа:

1) подготовительный.

Проводится исследование теоретической, методической и практической литературы, подобраны методики и определен объем выборки.

Методы этапа: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация материала.

2) констатирующий.

Проводится исследовательская работа по выявлению особенности самореализации мужчин н женщин.

Методы на этом этапе исследования: наблюдение, тестирование, опрос, обработка и анализ полученных данных, беседа.

3) итоговый.


Подводятся итоги, делались выводы, происходило оформление работы.

Методы на данном этапе были: анализ экспериментальных данных, систематизация и обобщение материала.

В данном исследовании может применятся принцип объективности, который выражается во всестороннем учете факторов и условий порождения и развития явлений и феноменов, учет разносторонних исследовательских подходов, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.

Помимо этого исследование основывается на принципе соответствия, согласно ему смена одной естественнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, которая может быть выражена с математической точностью.

Также в эмпирическом исследовании считаются с принципом единства сознания и деятельности, т.е. сознание деятельно, а деятельность сознательна. Этот принцип подразделяется на принцип единства личности и деятельности и принцип единства сознания и личности.

Отталкиваются также в исследовании от системно-структурного принципа. Раскрытие структуры любого целого осуществляется на основе системно-структурного анализа. Системный подход предполагает также выявление функции системы, системообразующего и системоразрушающего факторов, изучение эволюции системы, ее соотношения с окружающей средой. Для объяснения происхождения психического мало желания связывать его с деятельностью нервной системы. Необходимо также познавать законы становления психического целого [Гарусев].

Также мы руководствуются в своем исследовании очень важным принципом – принципом единства физиологического и психического, т.е. физическое и психологическое содержание понятия человека и его деятельности целостно и зависимо друг от друга.

Эмпирическая проверка выдвинутой гипотезы требует подбора соответствующих методов и методик исследования исходя из специфики решения исследовательских задач.

Метод наблюдения трактуется в качестве прямого восприятия исследователем исследуемых процессов и явлений. Наряду с прямым отслеживанием наблюдаемых процессов на практике встречается и опосредованное, когда сам процесс не виден, а его настоящая картина может наблюдаться по каким-либо показателям [Волков, с. 59]. Он дает возможность выявлять только внешние проявления психолого-педагогических фактов. Внутренние же процессы являются для наблюдений недостижимыми.

Опросные методы легкие по своему формированию и универсальны в качестве средства для приобретения сведений широкого тематического спектра. В психологии и педагогике употребляются три широко известных варианта опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование.


Анкетирование в качестве письменного опроса более действенно, документально по возможностям приобретения и обработки полученных сведений.

Тестирование – это специализированные методы психодиагностического исследования, употребляя которые можно приобрести достоверную качественную и количественную информацию исследуемого явления. От иных методов исследования тесты выделяются тем, что подразумевают отчетливый процесс сбора и обработки первичной информации, а также оригинальность их дальнейшей интерпретации. Виды тестов - тест-опросник, тест-задание, проективный тест [Загвязинский, с. 90].

Качественная обработка данных представляет собой описание выявленных закономерностей, их интерпретацию и объяснение. Именно качественный анализ выступает в качестве основы для третьей главы исследования.

Количественная обработка данных подразумевает обработку регистрационных листов и получение «сырых» значений по шкалам методик, перевод этих значений, если необходимо, в стандартные баллы – стены, Т-баллы, процентили и т.д. Затем полученные данные подвергаются статистическому анализу. Для этого могут быть использованы такие статистические показатели как средние величины, стандартные отклонения, средние ошибки, проценты и т.д. [Образцов].

2.2 Методики исследования

Методиками диагностики самореализации мужчин и женщин в условиях социальных изменений можно предложить следующие:

«Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова),

Ценностный опросник личности (ЦОЛ) С. Шварца,

«Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин),

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной,

Тест суждений самореализации личности (С.И. Кудинов),

Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Н. Бережнова),

Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ) и др.

Эссе

Тема: Самореализация мужчин и женщин в условиях социальных изменений.

Основой самореализации являются способности, знания и умения личности, ее физические и моральные качества, направленность, мотивы и ценности. Именно поэтому самореализация как феномен так широко рассматривается в научных трудах.