Файл: Модель П. Херси и К. Бланшара как инструмент для лидерства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Создание новых политических, социально-экономических отношений в государстве определенным образом зависит от того, насколько каждый человек занимает активную жизненную позицию, готова к участию в демократическом управлении обществом, является действительным творцом, хозяином и лидером своей жизни и в общественно-полезной деятельности. Сегодня в нашей стране создалась такая ситуация, что без признанных лидеров нельзя выжить ни в политической, ни коммерческой, ни любой другой организации. Проблему воспитания лидеров, создание условий для развития лидерских способностей и формирование социально-активной личности рассматривали такие известные педагоги и психологи, как И.Д. Бех, И.П. Иванов, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, С.М. Мудрик, Л.И. Новикова, И.П. Подласый, В.А. Сухомлинский.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, которые присущи тем, кто успешно вызывает влияние на других, с другой, лидерство - это процесс несилового воздействия в направлении достижения организацией своих целей. Для того, чтобы сложная организация эффективно выполняла свои задачи необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Лидерство - является тем видом деятельности, который пронизывает всю систему управления. Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного руководства и лидеров, способных поощрять других работников, положительно влиять на них и вести за собой, тем самым достигая положительных конечных результатов.

Цель исследования – рассмотреть модель П. Херси и К. Бланшара как инструмент для лидерства в организации.

Объект исследования – инструмент для лидерства в организации.

Предмет исследования – модель П. Херси и К. Бланшара.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие лидерство;

2.Раскрыть теории лидерства;

3.Охарактеризовать анализ формирования лидерских качеств руководителя «PepsiCo»;

4. Выявить совершенствование стиля работы руководителей.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ


1.1.Понятие лидерство

Лидерство - это одновременно область исследований и практический навык, охватывающий способность отдельного лица или организации «руководить» или направлять других людей, команды или целые организации. Специальная литература обсуждает различные точки зрения, противопоставляя восточные и западные подходы к лидерству, а также (на Западе) подходы США и Европы. Академическая среда в США определяет лидерство как «процесс социального влияния, при котором человек может заручиться поддержкой и поддержкой других людей в выполнении общей задачи». Исследования лидерства создали теории, включающие черты, ситуационное взаимодействие, функции, поведение, власть, видение и ценности, харизму и интеллект, среди других. Санскритская литература выделяет десять типов лидеров. Определение характеристик десяти типов лидеров объясняется примерами из истории и мифологии[1].

Аристократические мыслители постулировали, что лидерство зависит от «голубой крови» или генов. Монархия придерживается крайнего взгляда на ту же идею и может поддержать свои утверждения против требований простых аристократов, применив божественную санкцию (см. Божественное право царей). С другой стороны, более склонные к демократии теоретики указывали на примеры меритократических лидеров, таких как наполеоновские маршалы, получающие выгоду от карьеры, открытой для талантов.

В автократическом / патерналистском напряжении мышления традиционалисты вспоминают о роли руководства семей римских пап. Феминистское мышление, с другой стороны, может возражать против таких моделей как патриархальность и противопоставлять им эмоционально настроенное, отзывчивое и согласованное эмпатическое руководство, которое иногда ассоциируется с матриархатом.

По сравнению с римской традицией, взгляды конфуцианства на «правильную жизнь» во многом связаны с идеалом (мужчины) ученого-лидера и его доброжелательным правлением, подкрепленным традицией сыновнего благочестия.

Лидерство - это вопрос интеллекта, достоверности, человечности, мужества и дисциплины ... Опора только на интеллект приводит к мятежности. Только проявление гуманности приводит к слабости. Зацикленность на доверии приводит к глупости. Зависимость от силы мужества приводит к насилию. Чрезмерная дисциплина и строгость командования приводят к жестокости. Когда у каждого есть все пять добродетелей, каждая из которых соответствует своей функции, тогда он может быть лидером. - Сунь Цзы[2].


«Принц» Макиавелли, написанный в начале 16-го века, предоставил правителям («князьям» или «тиранам» в терминологии Макиавелли) руководство по завоеванию и сохранению власти. В 19 веке развитие анархистской мысли поставило под сомнение всю концепцию лидерства. (Обратите внимание, что Оксфордский словарь английского языка прослеживает слово «лидерство» в английском языке еще в 19 веке.) Один из ответов на это отрицание элитизма пришел с ленинизмом, который потребовал, чтобы элитная группа дисциплинированных кадров действовала в качестве авангарда социалистическая революция, породившая диктатуру пролетариата. Другие исторические взгляды на лидерство касались кажущихся контрастов между светским и религиозным руководством. Доктрины Цезаро-Папства повторялись и имели свои хулители на протяжении нескольких веков. Христианское мышление о лидерстве часто подчеркивало управление божественными ресурсами - человеческими и материальными - и их использование в соответствии с Божественным планом. Сравните лидерство слуг[3].

Было установлено, что многие личностные характеристики надежно связаны с появлением лидерства. Список включает, но не ограничивается следующим (список организован в алфавитном порядке): настойчивость, достоверность, личностные факторы Большой Пятерки, порядок рождения, сильные стороны характера, доминирование, эмоциональный интеллект, гендерная идентичность, интеллект, нарциссизм, самоэффективность для лидерства. , самоконтроль и социальная мотивация. Возникновение лидерства - это идея о том, что люди, рожденные с определенными характеристиками, становятся лидерами, а люди без этих характеристик не становятся лидерами. Такие люди, как Махатма Ганди, Авраам Линкольн и Нельсон Мандела, имеют общие черты, которых нет у обычного человека. Это включает людей, которые хотят участвовать в руководящих ролях, в отличие от тех, кто этого не делает. Исследования показывают, что до 30% появления лидера имеет генетическую основу. В настоящее время нет исследований, указывающих на то, что существует «ген лидерства», вместо этого мы наследуем определенные черты, которые могут повлиять на наше решение искать лидерство. Как анекдотические, так и эмпирические данные подтверждают стабильную связь между конкретными чертами и поведением лидера. Используя большую международную выборку, исследователи обнаружили, что есть три фактора, которые мотивируют лидеров; аффективная идентичность (удовольствие от лидерства), неисчислительная (лидерство подкрепляет) и социально-нормативная (чувство обязательства).


1.2.Теории лидерства

Теории лидерства стремятся объяснить, как и почему определенные люди становятся лидерами. Такие теории часто сосредотачиваются на характеристиках лидеров, но некоторые пытаются идентифицировать поведение, которое люди могут принять, чтобы улучшить свои собственные лидерские способности в различных ситуациях. Ранние дебаты по психологии лидерства часто предполагали, что такие навыки были просто способностями, с которыми люди родились. Другими словами, эти теории предполагали, что определенные люди были просто «прирожденными лидерами». Некоторые более поздние теории предполагают, что обладание определенными чертами может помочь сделать людей природными лидерами, но опыт и ситуативные переменные также играют решающую роль[4].

Поскольку интерес к психологии лидерства за последние 100 лет возрос, появился ряд различных теорий лидерства, чтобы точно объяснить, как и почему определенные люди становятся великими лидерами. Что именно делает великого лидера? Делают ли определенные личностные качества людей более подходящими для руководящих ролей, или характеристики ситуации повышают вероятность того, что определенные люди возьмут на себя ответственность? Когда мы смотрим на лидеров вокруг нас - будь то наш работодатель или президент - мы можем задаться вопросом, почему именно эти люди преуспевают в таких позициях. Люди давно интересовались лидерством на протяжении всей истории человечества, но лишь сравнительно недавно появился ряд формальных теорий лидерства. Интерес к лидерству возрос в начале двадцатого века. Ранние теории лидерства были сосредоточены на том, какие качества различают лидеров и последователей, в то время как последующие теории рассматривали другие переменные, такие как ситуационные факторы и уровни навыков. Викторина: найди свой стиль руководства[5].

Хотя появилось много различных теорий лидерства, большинство из них можно классифицировать как один из восьми основных типов:

1.Теории "великого человека"

Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то описывался как «рожденный, чтобы вести?» Согласно этой точке зрения, великие лидеры просто рождаются с необходимыми внутренними характеристиками, такими как харизма, уверенность, интеллект и социальные навыки, которые делают их естественными лидерами. Теории великих людей предполагают, что способность к лидерству присуща - великие лидеры рождаются, а не рождаются. Эти теории часто изображают великих лидеров как героических, мифических и предназначенных для достижения лидерства, когда это необходимо. Термин «Великий человек» использовался потому, что в то время лидерство считалось главным образом мужским качеством, особенно с точки зрения военного лидерства. Такие теории предполагают, что люди не могут по-настоящему научиться становиться сильными лидерами. Это то, с чем вы родились или без чего. Это очень естественный (в отличие от воспитания) подход к объяснению лидерства.


2. Теории черт

В некотором роде сходные с теориями Великого Человека, теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт часто идентифицируют определенную личность или поведенческие характеристики, разделяемые лидерами. Например, такие черты, как экстраверсия, уверенность в себе и смелость - все это черты, которые потенциально могут быть связаны с великими лидерами.

Если конкретные черты являются ключевыми характеристиками лидерства, то как мы можем объяснить людей, которые обладают этими качествами, но не являются лидерами? Этот вопрос является одной из трудностей использования теорий черт для объяснения лидерства. Есть много людей, которые обладают чертами личности, связанными с лидерством, но многие из этих людей никогда не ищут руководящих постов. Есть также люди, которым не хватает некоторых ключевых качеств, часто связанных с эффективным лидерством, но все же они преуспевают в ведущих группах.

3. Теории непредвиденных обстоятельств

Теории лидерства на случай непредвиденных обстоятельств сосредоточены на конкретных переменных, связанных с окружающей средой, которые могут определить, какой именно стиль лидерства лучше всего подходит для данной ситуации. Согласно этой теории, ни один стиль руководства не является лучшим во всех ситуациях. Исследователи лидерства Уайт и Ходжсон предполагают, что действительно эффективное лидерство заключается не только в качествах лидера, но и в достижении правильного баланса между поведением, потребностями и контекстом. Хорошие лидеры могут оценить потребности своих последователей, оценить ситуацию и затем соответствующим образом скорректировать свое поведение. Успех зависит от ряда переменных, включая стиль руководства, качества последователей и аспекты ситуации[6].

4. Ситуационные теории

Ситуационные теории предполагают, что лидеры выбирают лучший курс действий на основе ситуационных переменных. Различные стили лидерства могут быть более подходящими для определенных типов принятия решений. Например, в ситуации, когда лидер является наиболее знающим и опытным членом группы, авторитарный стиль может быть наиболее подходящим. В других случаях, когда члены группы являются опытными экспертами, демократический стиль был бы более эффективным.

5. Поведенческие теории

Поведенческие теории лидерства основаны на убеждении, что великие лидеры созданы, а не рождены. Считайте, что это обратная сторона теорий Великого Человека. Укорененная в бихевиоризме, эта теория лидерства фокусируется на действиях лидеров, а не на психических качествах или внутренних состояниях. Согласно этой теории, люди могут научиться становиться лидерами посредством обучения и наблюдения.