Файл: Модель П. Херси и К. Бланшара как инструмент для лидерства в организации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
6. Теории участия
Теории лидерского участия предполагают, что идеальный стиль лидерства - это тот, который учитывает вклад других. Эти лидеры поощряют участие и вклад членов группы и помогают членам группы чувствовать себя более значимыми и преданными процессу принятия решений. Однако в теориях участия лидер сохраняет за собой право допускать участие других.
7. Теории управления
Теории управления, также известные как транзакционные теории, сосредоточены на роли надзора, организации и групповой деятельности. Эти теории основывают лидерство на системе вознаграждений и наказаний. Теории управления часто используются в бизнесе; когда сотрудники успешны, они вознаграждены; когда они терпят неудачу, они получают выговор или наказываются. Как работает стиль транзакционного лидерства?
8. Теории Отношений
Теории отношений, также известные как теории трансформации, фокусируются на связях, сформированных между лидерами и последователями. Трансформационные лидеры мотивируют и вдохновляют людей, помогая членам группы увидеть важность и высшее благо этой задачи. Эти лидеры ориентированы на работу членов группы, но также хотят, чтобы каждый человек реализовал свой потенциал. Лидеры с таким стилем часто имеют высокие этические и моральные стандарты[7].
Существует много разных способов мышления о лидерстве, начиная от сосредоточения на личностных качествах великого лидера и заканчивая акцентом на аспектах ситуации, которые помогают определить, как люди ведут себя. Как и большинство вещей, лидерство является очень многогранным предметом и представляет собой смесь многих факторов, которые помогают определить, почему некоторые люди становятся великими лидерами. Узнать больше о том, что делает людей сильными лидерами, - это один из способов потенциально улучшить свои навыки.
РАЗДЕЛ 2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ
2.1. Анализ формирования лидерских качеств руководителя «PepsiCo»
Индра Нуйи - американка индийского происхождения, одна из самых влиятельных женщин мира, суперзвезда среди генеральных директоров. Она является президентом и финансовым директором второй по величине пищевой компании в мире - PepsiCo. Она выросла в индийском обществе, где четко расписаны гендерные роли, Индра Нуйи сделала головокружительную карьеру, ломая предрассудки и традиции своей семьи. Она стала первой женщиной во главе столь крупной корпорации и одной из самых успешных бизнес-леди в США[8].
Сначала Индра подрабатывала ночным администратором, где ей приходилось работать с утра до поздней ночи. Трудом она накопила 50 долларов на костюм для собеседования на престижную работу. Но необычность на неудобство западного наряд угнетало Индру, в результате чего она провалила собеседование. После этого она решила всегда оставаться собой и носить только ту одежду, в котором она будет чувствовать себя удобно и свободно. Поэтому на следующую собеседование Индра надела в сари. Это не смутило менеджеров Boston Consulting Group. В 1980 году они наняли иностранную студентку стажером. За шесть лет в этой компании Индра прошла путь до директора проектов в области международной корпоративной стратегии. Среди ее клиентов были компании из разных сфер - от текстильной до пищевой промышленности. С тех пор Индру пытались заманить различные компании, ведь она добивалась успеха во всем, за что бралась. И все же окончательно она выбрала компанию PepsiCo, сразу заняв должность старшего вице-президента по корпоративной стратегии и развития. Командную деятельность Индра считает жизненно важной составляющей работы. В PepsiCo она следит в том числе за тем, чтобы сотрудников приветствовали в день рождения тортом. Во время ключевых переговоров вице-председатель компании Майк Уайт всегда сидит по правую руку от Нуйи и она часто обращается к нему за советом. Вообще, Нуйи с ее плавной жестикуляцией и немного наивной улыбкой совсем не вписывается в стереотип железной бизнес-леди: в разговоре она очень мягкая и деликатная и охотно обращается за помощью к мужчинам. Президент Линкольновском центра сценических искусств Гордон Дэвис рассказал Business Week, что Нуйи свойственна нехитрая простота: «Она будет говорить порой наивные, очень личные и в какой-то степени романтические вещи, но все они будут правдой». Во время одного из интервью гендиректор PepsiCo случайно вылила пепси-колу на белый кожаный диван и по-хозяйски отправилась за салфетками, чтобы его вытереть[9].
Когда Индра оказалась в PepsiCo, компания, производящая безалкогольные напитки, переживала не лучшие времена. С приходом Нуйи, дела постепенно пошли в гору. Она принимала активное участие во всех важных решениях PepsiCo. Так она всячески убеждала гендиректора PepsiCo Роджера Энрико отказаться от ресторанного бизнеса компании, в который входили Kentucky Fried Chicken, Pizza Hut и Taco Bell. Посещаемость ресторанов падала вслед за качеством обслуживания и PepsiCo ничего не могла с этим поделать. Женская настойчивость победила мужской скептицизм - в 1997 году сеть была продана. «Иногда Индра напоминает собаку с костью», - в 2003 году говорил Роджера Энрико, характеризуя пробивную силу своей коллеги. Оборот компании после продажи ресторанов упал на $ 10 млрд. Через 10 лет он восстановился и это были куда более прибыльные миллиарда, что приносили больше денег . После всех продаж и приобретений прибыль на инвестированный капитал увеличился с 15 до 25%. Если при обороте в $ 30 млрд. Прибыль компании была не более $ 1 млрд., То когда оборот упал до $ 20 млрд., Прибыль выросла до $ 3 млрд[10].
Индра стала инициатором публичной продажи акций. В 1999г. Было продано 60% акций ботлеров компании. Это принесло $ 7 млрд., пущенных на поглощение. Правда, в 2010 году компания сообщила, что выкупила акции ботлеров на $ 7800000000., Чтобы снова приобрести контроль над ними. Нельзя сказать, что работа давалась ей легко. Она сидела на совещаниях, пытаясь быть твердой и бескомпромиссно стояла на своих взглядах. Затем возвращалась в офис, закрывала дверь и тихо плакала. В 2001 году она стала президентом и главным финансовым директором PepsiCo[11].
Работала она уже не с Энрико, а со Стивом Рейнмундом. В паре с ним Нуйи сделала еще одну громкую сделку - слияние с компанией Quaker Oats в 2001 году, которое в том числе добавил в линейку продуктов PepsiCo бестселлер среди американских спортивных напитков - Gatorade. К тому же компании нужен был бренд, под которым можно было запустить линейку полезных для здоровья продуктов[12].
Купить уже существующий было лучше, чем раскручивать новый, и уж точно лучше, чем пытаться изменить восприятие уже раскрученных брендов вроде Lay's. Quaker, выпускавшей известны каши и хлопья, казалась самым подходящим кандидатом. Через год после ее назначения доходы PepsiCo увеличились на 40%. Еще через год - на 70%. Кристофер Микер, аналитик которому принадлежит пакет акций PepsiCo на сумму в $ 500 млн., Так характеризует Индру: «У нее всегда был острый нюх на то, что происходит во всех сферах бизнеса, и ни у кого нет ни малейших сомнений в ее компетентности и способности вести дела ». Этот самый иррациональный «нюх» подкрепляется и вполне рациональными принципами управления, на которые опирается Индра. Один из них - постоянное стремление к обновлению маркетинговой политики. «Как только новая бизнес-схема разработана, - говорит Индра, - она устаревает. Потому что кто-то уже начинает ее копировать »[13].
В 2006 году гендиректор PepsiCo Рейнмунд объявил, что уходит на пенсию. Его место заняла Индра Нуйи. Когда в 1994 году Нуйи пришла в PepsiCo, в компании было три бизнес-направления. Первый - выпуск газированной воды, второй - производство вкусных, но вряд ли очень полезных снеков, третий - сеть ресторанов.
Теперь рестораны проданы, а PepsiCo с производителя газировки превратилась в серьезного игрока на рынке соков и продуктов для здорового образа жизни. В результате ряда громких и не очень поглощений в ее ассортименте появились соевые напитки, фруктовые чипсы, каши и хлопья[14].
В интервью The Economic Times в 2008 году Нуйи признавалась, что хочет, чтобы продукция «для здоровья» составила 50% бизнеса компании. Правда, по ее оценкам, продукция «для удовольствия» составляет 70% продаж и эта доля растет. Свою тягу к работе Нуйи называет навязчивой. «Я люблю свою семью, но и PepsiCo тоже мой ребенок. Я не рассматриваю работу как скучную рутину. Я считаю, что у нее есть терапевтический эффект ». В 2008г. PepsiCo приобрела за $ 1400000000. Крупнейшего в России производителя натуральных соков - ОАО «Лебедянский»[15].
А в декабре 2010 года было объявлено о покупке за $ 5400000000. Компании «Wimm-Bill-Dann». «Приобретение« Wimm-Bill-Dann »и добавление этого бренда в наше портфолио дает нам огромный шанс развивать свой бизнес в сфере производства молочных продуктов. В то же время налажена работа компании «Wimm-Bill-Dann» будет способствовать реализации нашей глобальной стратегии, как производителя продуктов питания и поможет предоставить потребителям со всего мира высококачественные продукты питания и напитки - доступны во многих магазинах по приемлемой цене ». Сейчас в компании происходят большие изменения. В 2012 году Нуйи сократила на 3% количество работников PepsiCo по всему миру, чтобы таким образом уменьшить расходы, и одновременно увеличила финансирование маркетинга основных брендов на 15%, с $ 500 до $ 600 млн. (Табл. 1.1.)
Таблица 1.1.
Итоговая отчетность «PepsiCo» за IV квартал 2012 года
Показатель |
Значение |
Прибыль на акцию PepsiCo в IV квартале |
1,15 дол. |
Чистая прибыль PepsiCo в IV квартале |
1,42 млрд дол. |
Доход PepsiCo в IV квартале |
20,16 млрд дол. |
Доход в американском бизнесе напитков PepsiCo в IV квартале |
6,31 млрд дол. |
Доход в американском бизнесе закусок PepsiCo в IV квартале |
7,37 млр дол. |
Объемы в американском бизнесе напитков в IV квартале |
1,5% |
Объемы в американском бизнесе закусок в IV квартале сократились на |
1% |
PepsiCo прогнозирует сокращение базовой прибыли на акцию при неизменных курсах валюты за финансовый год на |
5% |
PepsiCo увеличила расходы на рекламу брендов, маркетинговую поддержку на |
500-600 млн дол. |
Количество сокращенных рабочих мест PepsiCo |
8700 месяц (3% от мирового штата) |
PepsiCo предусматривает к 2014 достичь постепенно растущей экономии расходов в размере |
1,5 млрд дол. |
PepsiCo планирует выкупить акций не менее чем на |
3 млрд дол. в 2013 р. |
Сокращение рабочих мест будет проводиться в |
30 странах |
Начиная с июльских выплат PepsiCo планирует увеличить годовой дивиденд на |
4% |
Общий доход PepsiCo за 2012 год составил $ 6500000000, а объем продаж - $ 65500000000 .Это меньше, чем за 2011 год, но Индра Нуйи подготовила инвесторов к такому развитию событий: она сразу предупредила, что ее намерения увеличить маркетинговые расходы повлияют на показатели рентабельности. Тем не менее, стоимость акций компании за год выросла на 11,8%, опередив по темпам роста ценные бумаги главного конкурента PepsiCo - Coca-Cola (бумаги последней выросли в цене на 9,5%)[16].
Это вызвало волну негативной критики в сторону генерального директора. Но Индра конечно же выдержала ее. И не зря. Во II квартале 2013 года (1 апреля - 30 июня 2013) органический рост выручки PepsiCo в мире составил 4,2%, что полностью соответствует долгосрочным целям компании. На растущих рынках и рынках развивающихся органический рост выручки PepsiCo достигло 11% благодаря повышению ценности бренда для потребителей (Табл.1.2.).
Таблица 1.2.
Итоговая отчетность «PepsiCo» за III квартал 2013 года
Показатель |
Значение |
Прибыль на акцию PepsiCo в III квартале |
1,38 дол. |
Чистая прибыль PepsiCo в III квартале |
1,7 млрд дол. |
Доход PepsiCo в III квартале |
24,19 млрд дол. |
Доход в американском бизнесе напитков PepsiCo в III квартале |
7,57 млрд дол. |
Доход в американском бизнесе закусок PepsiCo в III квартале |
8,84 млр дол. |
Объемы в американском бизнесе напитков в III квартале вырос на |
2 % |
Объемы в американском бизнесе закусок в III квартале вырос на |
1,7 % |
PepsiCo прогнозирует рост базовой прибыли на акцию при неизменных курсах валюты за финансовый год на |
7 % |
PepsiCo предусматривает к 2014 достичь постепенно растущей экономии расходов в размере |
1,3 млрд дол. |
PepsiCo планирует выкупить акций не менее чем на |
2,2 млрд дол. в 2014 р. |
Аналитический операционная прибыль увеличилась на 11%, аналитическая маржа операционной прибыли выросла на 120 базисных пунктов. Прибыль от основной деятельности PepsiCo в расчете на акцию увеличился во втором квартале на 19%. За первое полугодие 2013 управленческий свободный денежный поток, за исключением некоторых позиций, превысил отметку 2300000000 долларов США, что намного выше аналогичного показателя 2012 года. Продемонстрировав довольно высокие показатели деятельности в первом полугодии, с начала текущего года PepsiCo смогла вернуть своим акционерам около 2700000000 долларов США в форме выплаты дивидендов и обратного выкупа акций. Компания ожидает, что в 2013 году вернет акционерам около 6400000000 долларов США. Финансовые результаты PepsiCo за III квартал 201[17]3.