Файл: Денежный оборот: понятие, структура (Понятие и сущность денежного оборота).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
К административным методам относится использование лимитов или запретов, устанавливаемых Центральным банком России на количественные и качественные показатели банков.
Косвенные (экономические) инструменты подразумевают влияние Центрального банка России на поведение банков посредством использования экономических интересов, т.е. изменяя объем денежной базы (резервных денег) или процентов по рефинансированию, Центральный банк изменяет потребность в творчестве и величину его умножения в экономике.
В зависимости от объема влияния на денежный рынок выделяются общие и селективные методы (инструменты) регулирования денежного обращения.
Общие методы оказывают влияние на рынок кредитного капитала в целом. Избирательные методы направлены на регулирование конкретных видов кредитования или кредитования отдельных отраслей экономики и крупных предприятий.
К общим методам относятся:
1) Учетная политика является одним из старейших методов регулирования кредитования. Это условия, при которых ЦБ РФ покупает векселя у коммерческих банков;
2) операции на открытом рынке - продажа или покупка ЦБ РФ ценных бумаг у коммерческих банков;
3) установление нормативов обязательных резервов коммерческих банков - метод прямого влияния на величину банковских резервов.
К выборочным методам относятся:
1) контроль за отдельными видами кредитов в периоды напряженности на рынке ссудного капитала;
2) регулирование риска и ликвидности банковских операций путем установления соотношения выданных кредитов к объему собственных средств банка.
Основной целью государственного регулирования денежного оборота является смягчение негативных социально-экономических последствий инфляции.
Основными методами регулирования денежного обращения являются антиинфляционные методы, выбор которых будет зависеть от характера инфляции, ее основных факторов и преобладающей концепции антиинфляционной политики.
Денежные реформы - это корректирующие меры, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин.
Монетарные реформы подразумевают частичную или полную трансформацию действующей денежно-кредитной системы государством с целью акцентирования внимания на денежном обращении. Эффективность монетарных реформ и долговечность их результатов зависят только от своевременности и характера инфляции в предпринимаемых мерах антиинфляционного регулирования.
Наиболее часто используются следующие методы монетарных реформ:
1) обнуление, предполагающее официальную замену старых девальвированных денежных единиц на новые, но в ограниченном числе случаев;
2) ревальвация, которая подразумевает восстановление стоимостного содержания денежной единицы, либо возврат ее прежнего золотого содержания, либо повышение обменной стоимости национальных денег по отношению к иностранной валюте;
3) девальвация, напротив, подразумевает снижение стоимости национальной валюты (например, падение стоимости курса национальной валюты или, в условиях, когда бумажные деньги обмениваются на золото, снижение содержания его в металле);
4) деноминация - это агрегирование номинальной стоимости денежных единиц путем их обмена на новые денежные единицы в принятом соотношении.
Все методы монетарных реформ предполагают изъятие из денежного обращения излишков денег, превышающих реальный спрос экономики. Денежные реформы как метод регулирования денежного обращения могут дать положительный эффект только в краткосрочной перспективе. Кроме того, существенным фактором, определяющим успех (неудачу) монетарной реформы, является доверие экономических агентов к государственной политике в сфере монетарных отношений, а также к банковской системе.
Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования зависит от задач, решаемых Центральным банком Российской Федерации на том или ином этапе экономического развития страны. Методы регулирования денежного обращения, принятые в мировой практике, включают нормы обязательных резервов или политику минимальных резервных требований, регулирование учетной ставки Центрального банка, операции на открытом или вторичном рынке. Кроме того, Центральные банки Российской Федерации оказывают влияние на состояние денежного обращения через инвестиционные требования и установленные лимиты.
Последние два метода влияния на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований. В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитной организации хранить на счете в Центральном банке Российской Федерации часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпущенных специальными кредитными организациями.
Кредитные лимиты - это верхние пределы общей суммы кредитов или их прироста, установленные для банков, или лимит суммы или количества кредитов, выданных одному клиенту. Это относится к случаям, когда в некоторых случаях требования об обязательном резервировании не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений.
Важным методом регулирования денежного обращения является учетная (процентная) политика Центрального банка Российской Федерации, которая распространяется и на прямые методы регулирования. Это связано с тем, что в отличие от резервных требований она представляет собой вариант прямого регулирования цен на банковские кредиты. В результате регулирование учетных ставок оказывает более быстрое и непосредственное влияние на денежное обращение.
Суть операций на открытом рынке заключается в купле-продаже ЦБ РФ ценных бумаг, облигаций, векселей и чеков.
Экономические методы наиболее характерны для рыночной экономики, где развитие процессов саморегулирования на микроуровне предполагает проведение самостоятельной денежно-кредитной политики, эффективность и результаты которой определяют как ее статус и дальнейшую роль в банковской системе, так и стимулируют конкуренцию. В большинстве стран в целях управления и регулирования банковской деятельности Центральный банк Российской Федерации в основном ориентируется на использование экономических методов.
Регулирование количества денег в обращении является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Денежно-кредитная политика включает в себя процентную и валютную политику.
Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка Российской Федерации, степени его независимости от государства и других факторов. Он включает в себя как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковскими процентными ставками и банковской ликвидностью как на макро-, так и на микроуровне.
Административные методы включают установленные Центральным банком Российской Федерации лимиты на количественные и качественные параметры банковской деятельности.
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся виды деятельности, использование которых оказывает преимущественно косвенное влияние и не предполагает установления лимитов.
В большинстве стран в целях управления и регулирования банковской деятельности Центральный банк уделяет основное внимание использованию экономических методов. В соответствии с основными направлениями официальной денежно-кредитной политики в каждом конкретном периоде разрабатываются основные меры денежно-кредитного регулирования и определяются наиболее эффективные методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.
Банковское законодательство нашей страны законодательно закрепляет переход от чисто административных к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и выдачи кредитов, а также уровень банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений Центрального банка Российской Федерации с коммерческими банками: Центральный банк Российской Федерации не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничены рамками соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы.
Это создает предпосылки для формирования совершенно иных форм взаимодействия регулирующего органа в лице государственного Центрального банка РФ и низовых кредитных учреждений.
2.3. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики
Различные модели экономики влияют на характер денежного оборота. Это отражается на особенностях денежного оборота в рамках административно-распределительной и рыночной моделей экономики.
В рамках административно-распределительной и рыночной моделей экономики денежный оборот характеризовался следующими особенностями:
- как денежный, так и безналичный оборот обслуживал распределительные отношения в экономике. Весь социальный продукт в виде средств производства и в виде товаров и услуг (товаров народного потребления) распределялся: в первом случае - через систему материально-технического снабжения; во втором - через систему государственных торговых точек в соответствии с заработной платой (окладами), получаемыми членами общества;
- юридически делился на безналичный и наличный оборот, при этом государство устанавливало, какие отношения должны обслуживаться по безналичному расчету, а какие - по наличному обороту. Оборот в безналичной форме обслуживал в основном распределение средств производства, в то время как оборот в наличной форме обслуживал распределение товаров народного потребления;
- служил объектом директивного планирования со стороны государства;
- функционировал в рамках единой государственной формы собственности;
- был централизован - его начальная и конечная стадии были сосредоточены в государственном банке;
- существовала монополия государственного банка на эмиссию как безналичных, так и наличных банкнот;
- отсутствует механизм банковского мультипликатора.
В рамках модели рыночной экономики особенности наличного денежного обращения выглядят следующим образом:
- Оно обслуживает в основном рыночные отношения в экономике и лишь в малой части - отношения распределения;
- является объектом прогнозного планирования со стороны государства, коммерческих банков, юридических и физических лиц;
- функционирует в условиях существования различных форм собственности;
- децентрализованный - его начальная и конечная стадии рассредоточены в различных коммерческих и государственных банках;
- безналичный и наличный оборот тесно связаны друг с другом - наличный оборот осуществляется только на основе безналичного оборота;
- эмиссия безналичных денег осуществляется системой коммерческих банков, эмиссия наличных денег - государственным банком.
Рис 3. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений при рыночной модели экономики
Как видно из рисунка, система рыночных отношений распадается на две сферы: денежно-кредитные и товарные отношения и денежно-кредитные и неторговые отношения. Тем более, что денежно-кредитные отношения - это не только денежно-кредитные отношения, но и товарооборот (стоимостной объем), поскольку движение денег здесь всегда связано с встречным движением товаров.
В денежных и нетоварных отношениях стоимостной оборот не происходит, меняются только владельцы денег. Например, на рынке кредитных ресурсов кредитор временно уменьшает количество доступных ему денег и, таким образом, уменьшает свое право на вход в другие области рынка. Количество денег, доступных заемщику, увеличивается, таким образом, увеличивая его право на вход в другие области рынка.
Каждая часть денежного оборота обслуживает свою сферу рыночных отношений, а деньги свободно переходят из одной части денежного оборота в другую, что позволяет оперативно переходить из одной сферы рыночных отношений в другую в соответствии с рыночными условиями, вытекающими из закона спроса и предложения. В отличие от других рынков, валютный рынок специально не обслуживается некоторой частью денежного оборота, он только увеличивает или уменьшает этот оборот.
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, которые решают денежный оборот путем обслуживания системы рыночных отношений, которая определяет его роль: