Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 613
Скачиваний: 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
3. Структура курсовой работы
Титульный лист
См. Приложение 1 «Образец титульного листа для курсовой работы».
Содержание
В оглавлении указывается перечень всех имеющихся в тексте курсовой работы наименований разделов и подразделов, справа от которых необходимо указать номер страницы, с который они начинаются.
В содержании последовательно излагаются наименования глав, разделов и подразделов курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.
В содержании указывают страницы, с которых начинаются каждая глава, раздел или подраздел.
После введения иногда указывают обозначения и сокращения, использованные в тексте работы. Обозначения и сокращения (при необходимости) употребляются, если в работе используется значительное количество (более пяти) обозначений и/или сокращений. Можно вводить раздел «Обозначения» или раздел «Сокращения», также можно объединить их в раздел «Обозначения и сокращения». Перечень составляется в алфавитном порядке с необходимой расшифровкой и пояснениями.
Введение
Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы. Введение знакомит с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему.
Введение к курсовой работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:
Актуальность темы исследования – степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретных задач. Освещение актуальности должно быть кратким. При раскрытии актуальности темы исследования необходимо показать главное, исходя из двух направлений её характеристики:
неизученность выбранной темы (определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведение исследования направлено на устранение этих пробелов);
решение определенной практической задачи на основе полученных в процессе исследования данных.
Необходимо показать существующую проблематику. Научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая решения.
Объект исследования (что рассматривается) – это процесс или явление, которое дает проблемную ситуацию для изучения.
Предмет исследования (как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование). Варианты определения предмета и объекта исследования:
объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное;
предмет – это то, что находится в границах объекта;
предмет исследования определяет тему исследования.
Цель исследования – это предполагаемый конечный результат исследования. Цель должна быть конкретна, достижима и измерима. Для определения задач исследования проводится декомпозиция цели, из нее выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь.
Задачи работы (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута) – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Каждая задача не может повторять цель или быть шире неё.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость – значение работы в области фундаментальных знаний.
Практическая значимость заключается в возможности:
- решения на основе полученных результатов той или иной практической задачи;
- проведения дальнейших научных исследований.
Материалы и методы исследования – краткая информация по количеству материалов и перечисление методов, при помощи которых выполнено исследование.
В случае практической направленности курсовой работы может также указываться место проведения исследования.
Объём текста: 2-3 страницы.
Теоретическая часть курсовой работы
В основной части решаются задачи, поставленные во введении. Основная часть может делиться на две (в некоторых случаях, когда это обоснованно – три и более) главы с параграфами. Названия глав и параграфов не должны дублировать названия темы курсовой работы. Как правило, первая глава курсовой работы является теоретической, вторая – практической или аналитической.
Теоретическая часть курсовой работы – это обзор научной литературы по тематике курсовой работы в которой рассматривается научное содержание темы на основе обобщения литературных источников и дается анализ современного состояния исследуемого предмета. Студенту необходимо предоставить собственную оценку знаний по выбранной теме, которыми располагает современная российская и зарубежная наука. Выполняя работу, необходимо продемонстрировать умение правильно, коротко и четко излагать усвоенный материал, выделяя основные положения. Не следует включать материалы, не имеющие прямого отношения к рассматриваемой теме, это снижает ценность работы. В конце теоретической части курсовой работы необходимо кратко изложить ключевые выводы по теме исследования.
Практическая (аналитическая) часть курсовой работы
Вторая часть курсовой работы в зависимости от дисциплины или тематики исследования может иметь либо практическую, либо аналитическую направленность.
Практическая направленность предполагает проведение студентом комплексного практического анализа деятельности конкретной организации в соответствии с темой исследования, использование в процессе определения проблем функционирования и развития данной организации и выработки необходимых решений методик и инструментов, рассмотренных в теоретической части работы. Студент должен продемонстрировать высокий уровень освоения разных методов конкретной дисциплины. При необходимости в работе должны приводиться расчеты, соответствующие предмету исследования.
Аналитическая направленность предполагает проведение студентом комплексного теоретического анализа функционирования (деятельности) конкретных объектов, систем или сфер в соответствии с темой исследования. Необходимо показать каким образом теоретические положения находят свое практическое воплощение.
Выделяют следующие общие требования ко второй части курсовой работы:
1. общая характеристика изучаемой организации (системы, сферы, группы и т.п.), далее объект исследования;
2. анализ внешней среды объекта исследования (макро- и микроокружение, конкурентная среда), основные выводы по ситуации с выделением возможностей и угроз, присутствующих во внешней среде;
3. анализ внутренней среды объекта исследования, основные выводы по ситуации с выделением сильных и слабых сторон;
4. проблемы функционирования и развития объекта исследования с оценкой значимости и возможности их решения;
5. сформулированные стратегические установки объекта исследования: видение, миссия, ключевые цели (цели организации представить в виде дерева целей);
6. рекомендуемые стратегические альтернативы развития объекта исследования, способные минимизировать проблемы: преимущества и недостатки, критерии оценки и выбора;
7. описание мероприятий по реализации предлагаемых рекомендаций по стратегическому развитию: возможные трудности реализации, их причины и способы преодоления.
В целом, между разделами и подразделами теоретической и практической частей курсовой работы необходимы смысловые связки, чтобы текст был логически выстроен и не содержал разрывов в изложении материала.
Заключение
В заключение студент должен своими словами подвести итоги исследования и сформулировать выводы по результатам теоретического и практического (аналитического) исследований, отразить решение задач, заявленных во введении.
Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.
Частая ошибка при написании заключения – выборочный повтор текстов основной части или включение материала общего характера, который не нашел отражения в основной части. Избежать этой ошибки поможет четкое структурирование выводов работы по нумерации соответствующих поставленных во введении задач.
Объем текста: (2-3 страницы)
Список литературы
После заключения следует список использованной литературы. Он должен содержать библиографическое описание не менее чем 15–20 источников. Приводятся источники, которые реально были использованы в процессе написания курсовой работы, которые были изучены при подготовке материалов курсовой работы. По тексту работы обязательны сноски (ссылки) на источники информации согласно данному списку литературы. Последовательность и примеры библиографических описаний источников приводятся в разделе «Правила оформления курсовой работы» данных методических рекомендаций.
Допускается указание источников, на которые присутствовали ссылки в тех материалах, которые использовались для цитирования в курсовой работе.
См. Приложение 2 «Примеры библиографических записей»
Приложения
Следующей частью курсовой работы является приложение или приложения (их наличие не обязательно). В приложение включаются дополнительные и справочные материалы, использованные в работе, но не включённые в её основную часть, массивы исходных данных, таблицы, графики, схемы, рисунки (иллюстрации), инструкции, формы отчётности, результаты опросов и социологических исследований, анкеты и т.п.
Рекомендуется в тексте курсовой оставлять схемы, таблицы и пр., если они компактны и в тексте содержится их анализ.
Приложения помещаются после списка использованной литературы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы, оно должно иметь тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение». Если приложений несколько, то в каждом указывают его порядкового номер: «Приложение 1», «Приложение 2». Объем приложений не включается в обязательное количество страниц курсовой работы.
4. Порядок выполнения курсовой работы
Ориентировка в учебной, и научной литературе по теме
После выбора темы целесообразно первичная ориентировка в учебной, и научной литературе для получения общего представления по существу тематики.
При написании курсовой работы (проекта) следует просмотреть журналы, а также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:
1. Кто и где (какие исследователи, и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?
2. Где опубликованы результаты этой работы (в каких конкретно источниках)?
3. В чем конкретно они состоят?
2. Составление плана курсовой работы
План – это структурная разработка курсовой работы. Все вопросы плана должны быть логически связаны, и, в совокупности, давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы. Подходы к составлению плана курсовой работы:
- план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы;
- план должен предусматривать последовательное, логическое и взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;
- в плане не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы;
- не вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса;
- если какой-то пункт плана должен иметь подпункт, то их должно быть не менее двух;
- план должен быть написан в форме назывных, а не вопросительных предложений;
- в плане указываются сроки выполнения исследовательских работ.
Изучение источников литературы
При подборе источников литературы важно помнить, что использовать можно ограниченный круг материалов: учебную литературу, научную литературу справочную литературу, научные статьи и монографии, диссертационные работы и публикации в официальных изданиях, в том числе в периодической печати, нормативные и законодательные акты, интернет-источники.
и отбор из неё необходимых материалов для написания курсовой работы. При отборе материалов для курсовой работы, необходимо помечать из какого источника он заимствован (автор, наименование источника, издательство, год издания и страницы, на которых расположен заимствованный материал).
Систематизация подготовленного материала согласно плану
Анализ и обобщение материалов исследования, формулирование основных положений, выводов и рекомендаций.
Важно помнить, что объем заимствованного материала, не должен превышать 40% от общего объема курсовой работы. Весь заимствованный материал должен быть оформлен в виде сносок, в которых указываются: автор, наименование источника, издательство, год издания и страницы, на которых расположен заимствованный материал.
О стиле изложения материалов курсовой работы можно отметить следующее. У каждого автора вырабатывается собственный литературный стиль изложения мысли. В этом отношении единых правил нет. Однако, существуют общепринятые нормы современного литературного языка, которых необходимо придерживаться в научно-исследовательских работах. В работе не принято вести изложение от первого лица с употреблением местоимений «я», «мы», «мне» и выражений «по моему мнению». Следует писать: «автор курсовой (дипломной, настоящей) работы». Допускается использование выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению».
Абзац начинается с красной строки и как часть текста, объединенная одной микротемой, должен состоять из нескольких предложений.
Оформление курсовой работы
В научной работе должны гармонично сочетаться высокий уровень научных исследований с качеством оформления работы, стилем изложения материала, орфографической и стилистической грамотностью.
5. Правила оформления курсовой работы
Объем работы: от 30 до 35 печатных страниц
Шрифт: гарнитура – Times New Roman (допускается гарнитура Symbol); начертание – обычное; размер – 14; допускаются надстрочные и подстрочные индексы.
Абзац: выравнивание: заголовок – по центру; основной текст – по ширине; межстрочный интервал – 1,5; первая строка – абзацный отступ («красная строка») – 1,25 см; интервал до и после абзаца – 0.
Параметры страницы: правое поле – не менее 10мм, верхнее и нижние поля – не менее 20 мм; левое – не менее 30 мм.
Размер бумаги: стандартный печатный лист формата А4.