Файл: Методичка курсовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 613

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ


3. Структура курсовой работы

Титульный лист

См. Приложение 1 «Образец титульного листа для курсовой работы».


Содержание

В оглавлении указывается перечень всех имеющихся в тексте курсовой работы наименований разделов и подразделов, справа от которых необходимо указать номер страницы, с который они начинаются.

В содержании последовательно излагаются наименования глав, разделов и подразделов курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

В содержании указывают страницы, с которых начинаются каждая глава, раздел или подраздел.

После введения иногда указывают обозначения и сокращения, использованные в тексте работы. Обозначения и сокращения (при необходимости) употребляются, если в работе используется значительное количество (более пяти) обозначений и/или сокращений. Можно вводить раздел «Обозначения» или раздел «Сокращения», также можно объединить их в раздел «Обозначения и сокращения». Перечень составляется в алфавитном порядке с необходимой расшифровкой и пояснениями.


Введение

Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы. Введение знакомит с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему.

Введение к курсовой работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:

Актуальность темы исследования – степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретных задач. Освещение актуальности должно быть кратким. При раскрытии актуальности темы исследования необходимо показать главное, исходя из двух направлений её характеристики:

­ неизученность выбранной темы (определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведение исследования направлено на устранение этих пробелов);

­ решение определенной практической задачи на основе полученных в процессе исследования данных.

Необходимо показать существующую проблематику. Научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая решения.

Объект исследования (что рассматривается) – это процесс или явление, которое дает проблемную ситуацию для изучения.

Предмет исследования (как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование). Варианты определения предмета и объекта исследования:

­ объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное;

­ предмет – это то, что находится в границах объекта;

­ предмет исследования определяет тему исследования.

Цель исследования – это предполагаемый конечный результат исследования. Цель должна быть конкретна, достижима и измерима. Для определения задач исследования проводится декомпозиция цели, из нее выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь.


Задачи работы (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута) – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Каждая задача не может повторять цель или быть шире неё.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость – значение работы в области фундаментальных знаний.

Практическая значимость заключается в возможности:

- решения на основе полученных результатов той или иной практической задачи;

- проведения дальнейших научных исследований.

Материалы и методы исследования – краткая информация по количеству материалов и перечисление методов, при помощи которых выполнено исследование.

В случае практической направленности курсовой работы может также указываться место проведения исследования.

Объём текста: 2-3 страницы.


Теоретическая часть курсовой работы

В основной части решаются задачи, поставленные во введении. Основная часть может делиться на две (в некоторых случаях, когда это обоснованно – три и более) главы с параграфами. Названия глав и параграфов не должны дублировать названия темы курсовой работы. Как правило, первая глава курсовой работы является теоретической, вторая – практической или аналитической.

Теоретическая часть курсовой работы – это обзор научной литературы по тематике курсовой работы в которой рассматривается научное содержание темы на основе обобщения литературных источников и дается анализ современного состояния исследуемого предмета. Студенту необходимо предоставить собственную оценку знаний по выбранной теме, которыми располагает современная российская и зарубежная наука. Выполняя работу, необходимо продемонстрировать умение правильно, коротко и четко излагать усвоенный материал, выделяя основные положения. Не следует включать материалы, не имеющие прямого отношения к рассматриваемой теме, это снижает ценность работы. В конце теоретической части курсовой работы необходимо кратко изложить ключевые выводы по теме исследования.


Практическая (аналитическая) часть курсовой работы

Вторая часть курсовой работы в зависимости от дисциплины или тематики исследования может иметь либо практическую, либо аналитическую направленность.

Практическая направленность предполагает проведение студентом комплексного практического анализа деятельности конкретной организации в соответствии с темой исследования, использование в процессе определения проблем функционирования и развития данной организации и выработки необходимых решений методик и инструментов, рассмотренных в теоретической части работы. Студент должен продемонстрировать высокий уровень освоения разных методов конкретной дисциплины. При необходимости в работе должны приводиться расчеты, соответствующие предмету исследования.


Аналитическая направленность предполагает проведение студентом комплексного теоретического анализа функционирования (деятельности) конкретных объектов, систем или сфер в соответствии с темой исследования. Необходимо показать каким образом теоретические положения находят свое практическое воплощение.

Выделяют следующие общие требования ко второй части курсовой работы:

1. общая характеристика изучаемой организации (системы, сферы, группы и т.п.), далее объект исследования;

2. анализ внешней среды объекта исследования (макро- и микроокружение, конкурентная среда), основные выводы по ситуации с выделением возможностей и угроз, присутствующих во внешней среде;

3. анализ внутренней среды объекта исследования, основные выводы по ситуации с выделением сильных и слабых сторон;

4. проблемы функционирования и развития объекта исследования с оценкой значимости и возможности их решения;

5. сформулированные стратегические установки объекта исследования: видение, миссия, ключевые цели (цели организации представить в виде дерева целей);

6. рекомендуемые стратегические альтернативы развития объекта исследования, способные минимизировать проблемы: преимущества и недостатки, критерии оценки и выбора;

7. описание мероприятий по реализации предлагаемых рекомендаций по стратегическому развитию: возможные трудности реализации, их причины и способы преодоления.

В целом, между разделами и подразделами теоретической и практической частей курсовой работы необходимы смысловые связки, чтобы текст был логически выстроен и не содержал разрывов в изложении материала.

Заключение

В заключение студент должен своими словами подвести итоги исследования и сформулировать выводы по результатам теоретического и практического (аналитического) исследований, отразить решение задач, заявленных во введении.

Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.

Частая ошибка при написании заключения – выборочный повтор текстов основной части или включение материала общего характера, который не нашел отражения в основной части. Избежать этой ошибки поможет четкое структурирование выводов работы по нумерации соответствующих поставленных во введении задач.

Объем текста: (2-3 страницы)


Список литературы

После заключения следует список использованной литературы. Он должен содержать библиографическое описание не менее чем 15–20 источников. Приводятся источники, которые реально были использованы в процессе написания курсовой работы, которые были изучены при подготовке материалов курсовой работы. По тексту работы обязательны сноски (ссылки) на источники информации согласно данному списку литературы. Последовательность и примеры библиографических описаний источников приводятся в разделе «Правила оформления курсовой работы» данных методических рекомендаций.


Допускается указание источников, на которые присутствовали ссылки в тех материалах, которые использовались для цитирования в курсовой работе.

См. Приложение 2 «Примеры библиографических записей»


Приложения

Следующей частью курсовой работы является приложение или приложения (их наличие не обязательно). В приложение включаются дополнительные и справочные материалы, использованные в работе, но не включённые в её основную часть, массивы исходных данных, таблицы, графики, схемы, рисунки (иллюстрации), инструкции, формы отчётности, результаты опросов и социологических исследований, анкеты и т.п.

Рекомендуется в тексте курсовой оставлять схемы, таблицы и пр., если они компактны и в тексте содержится их анализ.

Приложения помещаются после списка использованной литературы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы, оно должно иметь тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение». Если приложений несколько, то в каждом указывают его порядкового номер: «Приложение 1», «Приложение 2». Объем приложений не включается в обязательное количество страниц курсовой работы.


4. Порядок выполнения курсовой работы

Ориентировка в учебной, и научной литературе по теме

После выбора темы целесообразно первичная ориентировка в учебной, и научной литературе для получения общего представления по существу тематики.

При написании курсовой работы (проекта) следует просмотреть журналы, а также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

1. Кто и где (какие исследователи, и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?

2. Где опубликованы результаты этой работы (в каких конкретно источниках)?

3. В чем конкретно они состоят?


2. Составление плана курсовой работы

План – это структурная разработка курсовой работы. Все вопросы плана должны быть логически связаны, и, в совокупности, давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы. Подходы к составлению плана курсовой работы:

- план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы;

- план должен предусматривать последовательное, логическое и взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;

- в плане не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы;

- не вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса;

- если какой-то пункт плана должен иметь подпункт, то их должно быть не менее двух;

- план должен быть написан в форме назывных, а не вопросительных предложений;


- в плане указываются сроки выполнения исследовательских работ.


Изучение источников литературы

При подборе источников литературы важно помнить, что использовать можно ограниченный круг материалов: учебную литературу, научную литературу справочную литературу, научные статьи и монографии, диссертационные работы и публикации в официальных изданиях, в том числе в периодической печати, нормативные и законодательные акты, интернет-источники.

и отбор из неё необходимых материалов для написания курсовой работы. При отборе материалов для курсовой работы, необходимо помечать из какого источника он заимствован (автор, наименование источника, издательство, год издания и страницы, на которых расположен заимствованный материал).


Систематизация подготовленного материала согласно плану

Анализ и обобщение материалов исследования, формулирование основных положений, выводов и рекомендаций.

Важно помнить, что объем заимствованного материала, не должен превышать 40% от общего объема курсовой работы. Весь заимствованный материал должен быть оформлен в виде сносок, в которых указываются: автор, наименование источника, издательство, год издания и страницы, на которых расположен заимствованный материал.

О стиле изложения материалов курсовой работы можно отметить следующее. У каждого автора вырабатывается собственный литературный стиль изложения мысли. В этом отношении единых правил нет. Однако, существуют общепринятые нормы современного литературного языка, которых необходимо придерживаться в научно-исследовательских работах. В работе не принято вести изложение от первого лица с употреблением местоимений «я», «мы», «мне» и выражений «по моему мнению». Следует писать: «автор курсовой (дипломной, настоящей) работы». Допускается использование выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению».

Абзац начинается с красной строки и как часть текста, объединенная одной микротемой, должен состоять из нескольких предложений.


Оформление курсовой работы

В научной работе должны гармонично сочетаться высокий уровень научных исследований с качеством оформления работы, стилем изложения материала, орфографической и стилистической грамотностью.


5. Правила оформления курсовой работы


Объем работы: от 30 до 35 печатных страниц

Шрифт: гарнитура – Times New Roman (допускается гарнитура Symbol); начертание – обычное; размер – 14; допускаются надстрочные и подстрочные индексы.

Абзац: выравнивание: заголовок – по центру; основной текст – по ширине; межстрочный интервал – 1,5; первая строка – абзацный отступ («красная строка») – 1,25 см; интервал до и после абзаца – 0.

Параметры страницы: правое поле – не менее 10мм, верхнее и нижние поля – не менее 20 мм; левое – не менее 30 мм.

Размер бумаги: стандартный печатный лист формата А4.