Файл: Эмоциональные состояния.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основе анализа зарубежной и отечественной литера, посвященной систематизации и их лицевых выражений, В.А. была составлена описания шести эмоциональных (радость, гнев, , страдание, отвращение, ). За единицу лицевого выражения был сложный мимический . На физиологическом уровне он ряд характеристик: движения лицевых , отношения движениями мышц, , напря мышц лица. мимические признаки необходимыми, постоянными, но в то же могут в структуру мимики состояний. В связи с , постоянным и необходимым психических будет выступать ком признаков мимики [6].

1

Мимические признаки состояний

и

элементы

лица

признаки эмоциональных

Гнев

Презрение

Страх

Радость

Положение

рта

Рот

Рот закрыт

Рот открыт

Рот

Губы

Уголки губ

Уголки губ

Форма

глаз

раскрыты

или

припущены

сужены

Глаза раскрыты

прищурены

или

раскрыты

глаз

Глаза

Глаза

тусклые

глаз не

Глаза

блестят

бровей

Брови к переносице

Брови вверх

бровей

Внешние бровей подняты

Внутренние уголки подняты

Лоб

Вертикальные складки на лбу и

Горизонтальные складки на лбу

лица и его частей

динамичное

застывшее

Лицо

Таблица 1 наглядно ет сочетание различных мимических в структуре экспрессии . Характерной особенностью « картин» эмоциональных является то, что симптомокомплекс мимики признаки, которые являются универсаль, специфическими для одних состояний и для выражения других. , такие признаки, как: « губ опускаются», « щель сужается», « прищурены» — соответствуют отрицательных состояний (см. . 1). Признак « губ опущены» является , так как появляется только в том , когда человек состо, относящиеся к отрицательным. «глазная щель » может быть как отрицательных (гнев, презрение и т. д.), так и ных (радость). Однако для типа состояний он яв специфическим, для — нет. Иными словами, в состояний гнева, , страдания он несет только в с другими признаками и возможный вариант этого состояния [6].


П. и У. Фризен [5], сокращения лицевых , пришли к выводу, что три типа сигналов: (цвет , форма и конст лица), относительно сигналы (вне вид кожи, морщин, тонус лица — признаки, изменения в течение человека), — кратковременные изменения мышц лица. нестабильных сигналов ими символические или кие, имеющие четкое значение, замещающие (например, подмигивание , наморщивание ). На основе анализа мышц лица, дящих к определенной картине, а учитывая изменения в отдельных частей , их взаимодействие, появление морщин, они таблицы признаков, для трех зон лица ( — лоб, глаза — веки, носа, часть лица и ), для каждого эмоционального яния. Результатом работы создание фотоэталонов мимических выражений ос эмоций и «метода выражений — «». Данный «метод» провести анализ экс с точки зрения в ней мимических при основных эмоций. экспрессии лица, по основанием для создания , приводятся . Они также могут использованы в процессе психодиагностики [5].

УДИВЛЕНИЕ

1. округлены и подняты;

2.Кожа под натянута;

3.Горизонтальные на лбу;

4.Веки раскрыты;

5.Рот , челюсть , зубы разъединены.

1.Брови приподняты и ;

2.В центре лба появляются ;

3.Верхние подняты так, что видна , а нижнее веко напряжено и ;

4.Рот раскрыт, губы напряжены и в стороны или сильно и растянуты.

ОТВРАЩЕНИЕ

1. губа поднята, а приподнята по на к верхней губе или и слегка выпячена;

2.Нос ;

3.Щеки подняты;

4. веки , но без напряжения, под ними морщины;

5.Брови , как и верхние веки.

1.Уголки губ в стороны и приподняты;

2.Рот быть приоткрыт или , а зубы обна или прикрыты ;

3.От носа к внешнему губы тянутся (носо-губные складки);

4. подняты;

5. веки спокойны, под образуются морщины, веки приподняты, но не ;

6.У наружного уголков глаз морщинки — «гусиные ».

ГОРЕ

1.Внутренние бровей вверх;

2.Кожа бровями треугольной ;

3.Внутренние уголки век приподняты;

4.Рот , уголки губ опущены, но не .

ГНЕВ

1.Брови и сведены;

2.Между вертикальные ;

3.Нижние веки и приподняты, нижние также напряжены;

4. неподвижные, казаться выпученными;

5. находятся в одном из положение: крепко , уголки губ или опущенные; губы и напряжены как при крике;

6. могут быть .

По мнению исследователей, мимика несет, образом, информацию о человека, демонстрирует к другому, ет обратной связью, речевое поведение. на социальный и субъективный в ситуациях напряжения, в ситуациях, личностное значение, раскрывает действительное к партнеру, к событиям.


Таким , мимика неотделима от , она выражает не просто , а состояния, конкретным человеком, в том в полной мере эмоциональные состояния .

2.2. Жесты как проявления эмоциональных человека

Не менее невербальным проявлением состояния являются жесты — рук или кистей рук. Жесты в общения не только речь или ее, но и говорят об эмоциональном человека, его отношения к событию, лицу, .

Жест сказать о желании , о его состоянии. Особенности человека могут жить для вывода о каком-то воспринимаемого . По мнению П. Экмана и др. [5], не только информацию о качестве состояния, но также и об переживания человека. этих о диагностическом потенциале , существует точка , четко сформу М. С. Андриановым [1], о том, что выражают общую «» общения. На основе ис в общении жестов, разделить действие на возвышенное, , нейтрально-обиходное, , вульгарное. Таким , на основе партнеров формируется впечатление не только о них, но и об между ними.

и частота определяется культурными . Человек, формируясь как в конкретной социальной , усваивает для этой среды способы , правила их применения и про [6]. Вместе с этим его отражают особенности его индивидуальности, сочетание произвольных и , типичных или совсем для него , выражающих его случайные . Для понимания жестового личности важно ее ведущие состояния, отношения к и к другим, тип темперамента, и исполняемые социальные . Например, , что интенсивность жестикуляции , если говорящий или хочет занять позицию в , если преры обратная связь в , если человек затруднения в мысли. Тревожность, ность человека хаотическими жестами, од движениями рук, при разговоре предмета (постукивание , снимание-надевание очков и т. д.). Во перечисленных жестикуляция возникает , едва осознается и является типичной, то она характерна, , для всех людей.

несколько рисунков , которые позво достаточно судить о знаке человека, их интенсивности, о отношения. Так, вяло сви вдоль руки означают, что пассивен, переживает печали, страдания, . Постоянно на груди руки о том, что человек стремится к , что его обычная позиция в — это позиция . Если человек ется скрыть , то он прячет свои (например, за ), если же он постоянно руки за спиной, то это о сдержанности, пассивности, о к созерцанию . Сжатые руки в том случае, если скрывает свое отношение, его ожидания не оправдываются. руки спрятаны в , то у партнера может чувство . Такой жест говорить о том, что человек преодолеть в себе неуверенность, а свидетельствовать о нежелании собеседника, о стремлении в оппозицию и т. д. В работах на Пиза, Рюкле, Антона отмечается, что связь жестами и состояниями, человека многообразными факторами и описания жестов — это указание на некоторую в связях жестовым реперту человека и его психологическими [10].


Таким образом, свидетельствуют об сти переживаний, о модальности , о культурной, групповой . Жесты, как и мимика, нести информацию о человеке, мо от его речи или других процесса общения. , объединяясь с элементами экспрессии че, создают эффект , интенсивности выражения особенностей . Особую роль в состояний и отношений играют так называемые ные жесты: , неудовольствия, иронии, ; жесты, передающие , незнание, страдание, , сосредоточенность; , передающие растерян, смятение, подавленность, , отвращение, радость, и т. д.

Жесты ют о желании человека и о том, что тот в момент испытывает, а для кого-то жест о черте его . Внешне одинаковые у различных людей означать совершенно вещи, но и тождественные моменты:

  • жестикуляция — частый положительных эмоций, другими как дружелюбия и заинтересованности;
  • жестикуляция — признак или неуверенности.

При определении и эмоций следует отмечать непроизвольную жестикуляцию:

  • открытых ладоней — откровенности;
  • кулаков — внутреннее , агрессивность (чем сжимаются пальцы, тем сама );
  • прикрывание рта рукой ( бокалом в руке) в речи — удивление, в произносимом, , доверительное сообщение, подстраховка от чтения по ;
  • прикосновения к носу или почесывания его — в сообщаемом (как , так и партнером), ложь, в ходе дискуссии контраргумента;
  • пальцем века — , но иной раз — ощущение и лжи со стороны партнера;
  • и почесывание фрагментов головы (, щек, затылка, уха) — , смущение, неуверенность;
  • подбородка — принятия решения;
  • рук (теребление чего-либо, и раскручивание авторучки, до частей ) — настороженность, нервозность, ;
  • пощипывание ладони — к агрессии;
  • покусывание — внутреннее ;
  • всевозможные движения поперек тела ( часы, прикоснуться к , поиграть на манжете) — маскируемая ;
  • собирание ворсинок с — жест неодобрения;
  • от шеи явно воротничка — человек , что другие распознали его , нехватка воздуха при ;
  • протирание очков либо дужки их оправы в рот — для обдумывания, просьба ;
  • снятие и бросание их на стол — острый разговор, и неприятная тема;
  • или откладывание — период максимального ;
  • слишком частое пепла с сигареты — внутреннее , нервозность;
  • наклон набок — пробуждение ;
  • быстрый наклон или головы в — желание высказаться;
  • отбрасывание якобы «» волос со лба — беспокойство;
  • стремление на что-либо или прислониться к — ощущение сложности и момента, неразумение , как выкрутиться из положения (всякая повышает уверенность в ) [10].

Таким , невербальные в виде жестов много сказать об состоянии человека в момент.

по второй главе

Во второй главе рассмотрены особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека. К основным невербальным проявлениям относятся мимика и жесты.

Мимика и жесты содержат информацию о состояниях человека, демонстрируют отношение к другому, снабжают обратной связью, комментируют речевое поведе­ние. Несмотря на социальный и субъективный контроль в ситуациях эмоционального напряжения, в ситуациях, имеющих личностное значение, мимика и жесты раскрывают дей­ствительное отношение к партнеру, к происходящим со­бытиям, выражают эмоциональное состояние человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что эмоциональная сфера личности – это составляющая структуры личности, включающая все виды эмоциональных проявлений. Эмо­ции определяются как переживания человеком в данный момент своего отношения к чему-либо или к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и пр.).

Эмоции влияют на умственную деятельность; эмоции являются регулятором познавательной деятельности; эмо­ции выполняют функцию стабилизатора рационального поведения человека; эмоции участвуют в формировании личного опыта человека. Выделяют несколько базовых эмоций человека: интерес, удивление, радость, удовольствие, печаль, гнев, страх, стыд и вина.

Сточки зрения психофизиологии биоло­гическая сущность эмоции заключается не только в защите организ­ма от неблагоприятного воздействия окружающей среды, но и в участии и пуске физиологических механизмов адаптации организма к меняющимся условиям, т. е. механизмов, направленных на поддер­жание гомеостаза. Эмоции объединяют довольно разнообразный круг переживаний. По биологическому значению выделяют два типа эмоций: отрицательные, формирующие такое поведение, которое ус­траняло бы неблагоприятное состояние организма, характеризую­щееся активным поведением, направленным на сохранение или уси­ление этого состояния, и положительные.

Эмоциональные состояния психики человека находят свое выражение в невербальных проявлениях, к основным из которых относят мимику и жесты.

Характерной особенностью мимических проявлений эмоциональных состояний являет­ся то, что каждый мимический комплекс включает признаки, которые одновременно являются универсаль­ными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других.