Файл: Теории происхождения права (Понятие, предпосылки возникновения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

единство противостоящих друг другу «элементов» государства - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально- экономические последствия.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда).

Глава 3. Сравнение

Теория насилия и органическая теория

Аналогично биологическим организмам в результате естественного отбора выживают сильнейшие, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление государств и их дальнейшее функционирование согласно законам органической эволюции. Низшие классы осуществляют внутренние функции (обеспечивая его жизненные функции), а господствующие классы – внешние (нападение и оброну). К тому же снова стоит упомянуть, в теории насилия причину происхождения и основу политической власти и государства видели в борьбе, завоевании, порабощении слабых племен более сильными. И в этой теории так же подразумевается, что в результате такой борьбы образуется единство борющихся элементов государства: властвующих и подвластных, победителей и побежденных, однако при таком объединении могут происходить внутренние волнения в государстве, вплоть до новой войны (революции), это подобному живому организму, который отчуждает пересаженный орган или часть тела.

Исследуя теорию насилия нельзя не упомянуть приверженца теории органического происхождения, Герберт Спенсера который был близок к сторонникам теории насилия, считая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло под другим причинам, кроме как при помощи насилия. В свою очередь, Гумплович, внесший вклад в формирование основных положений теории насилия на рубеже XIX и XX вв., в своих взглядах опирался на эволюционную теорию Спенсера и разделял позиции так называемого социального дарвинизма. Исходя из примеров образования ряда государств Азии и Европы, надо учитывать, что государство возникает в ходе "естественного отбора», в итоге завоевания сильными племенами слабых при этом победители образуют правящий тип класса, а побежденные и ли порабощенные - класс рабочих и служащих.

Патриархальная и теологическая теория


Принцип теории теологического происхождения - божественный источник сущности и происхождения государства. Главы государства правят от имени бога, власть правителя носит никак иначе божественный характер, а законы издаваемые главой государства соразмерность божественной воле или справедливости. Теория патриархального происхождения начинается из глубин теологии. К примеру, сторонник данного воззрения Р. Фильмер считал, что такая власть монарха не может быть неограниченной, так как власть его исходит от Адама, а ему власть даровал бог. Адам являлся не только отцом всех людей на земле, но был еще его властелином. Монархи считаются его преемниками и естественно наследовали от него власть, которая в последующем передаётся от отца к сыну, соответственно к старшему. Также имеется и обратная связь, так как в соответствии патриархальной теории, происхождение государства а так же теории "божественного права королей" выводилась из изначального патриархата. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи.

Данные теории отстаивают мысль незыблемости, бессмертности власти монарха, естественности и необходимости всеобщего подчинения воле государства.

Патриархальная и теологическая, теории не имеют прочной фактической основы. Вопрос об истинности теории теологического происхождения настолько же не определён, насколько не доказано само существование Всевышнего, Высшего Разума и т.п., т.е вопрос веры. Что насчет теории патриархального происхождения, то её основы опровергаются нынешней наукой. Нет ни единого исторического факта или свидетельства подобного способа возникновения государства. Иначе, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством.

Теологическая и договорная теория

Теория теологического происхождения основывается из того, что существование и происхождение государств является проявлением желания всевышнего. Основываясь на теории договорного происхождения, государство это результат заключения общественного договора между людьми. Посредники теории договорного происхождения считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По данному договору люди добровольно передают некоторую часть своих прав государству, которое в свою очередь обязует охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная воля, а сами люди, сознательно стали причиной образования государства. Как и полагал Ж.Ж.Руссо, который в свою очередь являлся сторонником теории договорного происхождения, суверенитет в государстве основан на народе и принадлежит ему в целом, а правители являются лишь представителями народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле их него народа, и не исключено, что путем революции. В теории теологического происхождения, напротив, освящение государственной власти божественным ореолом придаёт ей большой авторитет и безусловную обязательность неограниченной власти монарха. Государственная власть считается незыблемой, а подчинение ей носит естественный характер.


Заключение

Каждая теория имеет место быть логике и смыслу, ведь каждая из них соответствует созданию какого либо государства, но они могут быть объединены в одну общую теорию, возможно, что все эти теории нас самом деле были объединены, если не все, то большинство, просто могло быть такое, что у какого либо государства какой-нибудь признак был наиболее доминирующим, но при этом не стоит выделять его одного как теорию происхождения целого государства лишь на одном принципе.

К примеру, возникает государство на основе патриархальной теории, монарх считается отцом своего государства, и каждый отец должен защищать и оберегать свою семью, и конечно действовать лишь во благо своей семьи, и соседнее государство живущее в нищете тоже существующее на патриархальной основе решает вторгнуться в государство первого монарха, оправдывая свои действия тем, что он воюет ради своего народа (семьи) дабы улучшить жизненные условия на богатстве первого, далее затяжная война никому не приносит пользы и оба монарха решаются во благо своих народов объединить свои государства. В итоге мы можем увидеть, что задействованы в данном сюжете более чем три теории, существование государств (королей) приводит к войнам, т.е к насилию, а войны могут привести к договорным объединениям государств, а среди простолюдин или священников могут сказать, что их молитва помогла окончанию войны и объединению (формированию) государства.

Однако государство является многогранным явлением. Данные теории по-разному объясняют причины формирований государств. Так же осмысление всех теорий в одну обобщенную теорию не может не исключаться. Каждая из этих теорий информирует нас о возможных процессах возникновения государства.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Право выступает познавательно-теоретической наукой, так как формирует основы правовой культуры. Я стремился изложить в моей курсовой работе материал, в такой системе и последовательности, что бы создать цельное представление как об учебной дисциплине «теории государства и права», так и о науке.