Файл: Теории происхождения права (Понятие, предпосылки возникновения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлено тем, что происхождение государства и права с древних времен интересует ученых и рядовых граждан. Первопроходцами в этих исследованиях можно назвать Конфуция, Платона, Аристотеля , Цицерона и др. Ведь на данный момент точно не установлена по какой теории возникли государства в нашем мире.

За свое время, человечество разработало несколько вполне возможных теорий происхождения государства и права: патриархальную, теологическую, договорную, органическую и теорию насилия.

Каждый из народов на определенном уровнем развития знания и культуры, сыграл свою существенную роль в осмыслении государства, некоторые акцентировали внимание на общежительной природе человека, некоторые на власти и ее божественном происхождении, а в настоящее время людям присуще теория безусловной ценности человеческого разума.

Появление государства и права – знак того, что человечество стало более организованным. Хотя последнее, оно же право, не всегда соблюдалось.

Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства и прав, и в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в будущем.

Глава 1. Понятие, предпосылки возникновения государства и права

1.1 Понятие и причины возникновения государства

По мере своего неуклонного развития первобытного общества медленно, но верно появлялись предпосылки для его качественного преобразования.

В процессе совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производные навыки, повышалась производительность труда, нравственность, культура, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

Главную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному половому разделению трудовых функций.

Одним из первых ярких общественных разделений труда явилось отделение скотоводства от земледелия, затем от того же земледелия отделилось ремесло, а позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров – купцов.


Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности.

В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других.

Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой – сдерживать противоборство между ними и экономической зависимостью частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф, Энгельс писал, что благодаря государству, экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

Государство – это особая организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественных дел.

Первой государственно-организованного общества явилось рабовладельческое общество, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев, Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества в ту эпоху.

Основными причинами возникновения государства можно назвать переход от «присваивающей» экономики к «производящей», создание относительно избыточного продукта, что привело к появлению частной собственности на орудие и продукты труда, и уже ранее упомянутое разделение труда. Примечательно, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождавшийся постоянными войнами, позволяющий властной верхушке быстро и легетимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.


1.2 Понятие и причины возникновения права

Давно, в древности наиболее лучше сформировавшийся идеологической силой являлась религия. Большую роль она сыграла в формировании права у народов, где доминировал в производящее хозяйство, земледелие и скотоводство. Так, естественной для земледельцев, в основном в странах наиболее жаркого климата, стала религия верования в Солнце (Индия, Древний Египет, Месоамерика, Месопотамия, Передняя Азия, Горное Перу). Становление культа высшего божества способствовало возвышению обычаев племен над обычаями многих отдельных родов и приводило к укреплению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, являвшиеся носителями молодой религии, выработали представления о временах года, которые впоследствии появились в древних агрокалендарях, которые устанавливали цикличность проведения ирригационных и сельскохозяйственных работ, сопровождавшиеся обрядами поклонения к Солнцу. Такой порядок устанавливался и поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в свою очередь руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древнем Риме , Древней Греции и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было не так развито, а полевые работы были обязанностью сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления» как это было в более теплых странах.

С развитием классового разделения в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли полностью урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, то есть «огосударствление», таким образом, начинает формироваться правовой обычай. Одним из источников права на тот момент были обычаи, которые сложились в период формирования древних цивилизаций и освящались религией, и охранялись государством (правовой обычай и обычное право). Среди них наибольшее значение приобретали обычаи, которые закрепляли неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем развитии многие нормы обычного права начали составлять основу первых писаных законов (Законы ХII таблиц, «варварские правды»). Но с течением времени, и он перестаёт успевать за бурными изменениями в обществе, тогда государство начинает формировать новые формы: законы, нормативные договоры, юридические прецеденты. Так же немало важную роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению устаревшей системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые на тот момент соответствовали новым порядкам. Постепенно начинает возникать судебный прецедент.


С непрекращающемся развитием письменности впервые начинают появляться писаные законы. Становление, которых государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности. Возникающее право опирается на силу принуждения, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи. Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны. Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

Глава 2. Основные теории происхождения государства и права

2.1 Основные теории происхождения государства

Теологическая теория:

Теологическая теория происхождения государства — религиозная гипотеза о происхождении государства. Получила своё распространение в XIII веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт Божественной воли. Люди, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога.

Секулярные идеологи зачастую представляют теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, сводя её к одной лишь «воле Бога». Однако происхождение государства согласно данной теории заключается в синергии (соучастии) Божественной воли и свободного волеизъявления человека, его творческой деятельности. В этом смысле теологическая точка зрения представляется универсальной, поскольку учитывает — как естественную (человеческую), так и сверхъестественную (Божественную) составляющие происхождения государства.

Сумма теологии — трактат Фомы Аквинского. Входит в число классических философских и богословских трудов, считается одним из образцов средневековой европейской мысли. Состоит из трёх масштабных частей. Был начат в 1265 году и к моменту смерти автора (1274) не был завершён.


Достоинства данной теории:

-Способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности;

-Препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток:

-Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть так как теория, она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна.

Патриархальная теория:

Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем и основанная на теологической теории, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец - своих детей. В соответствии с патриархальной теорией, монарх правит государством подобно тому, как отец правит своим семейством.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.

Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляют соответственно с категориями «государь», «подданные».

Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.

Достоинства:

-Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи» ;

-Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца» ;