Файл: Социальное государство. Его отличие от социалистического государства ( СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Двадцатый век записал в историю развития государств новый тип - социальное государство, сменившее «либеральное государство» или «государство - ночной сторож». Приверженцы теории либерализма (А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие) придавали огромное значение не только независимости личности как величайшей ценности в отношениях между людьми, но и экономической свободе общества и его отдельных членов от государства. Функции государства представлялись чересчур ограниченно, исключительно как: сохранность «граждан от сограждан», защита общества от угроз извне, выполнение работ, не представляющих интерес для частного бизнеса вследствие небольшой доходности, но которые имеют огромное значение для всего общества (постройка и создание надлежащих условий для поддержания объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.). Материальная помощь государства отдельным гражданам считалась недопустимой по двум причинам: 1) по мнению некоторых юристов и социологов, помощь слабому, является вмешательством в правила естественного отбора, приводящая к выживанию тех, кто в обычных условиях бы погиб, и как следствие - «снижение качества» генофонда человечества; 2) поддержка неблагополучных слоёв общества невозможна без финансовых вложений процветающей части социума, что по существу, является изъятием «священной и неприкосновенной» частной собственности.

Ещё до революции в трудах российских теоретиков права термин «социальное государство» встречался достаточно широко, притом, существенных отличий между социалистическим и социальным государством не проводили. Представления о социальном государстве стали отражаться в первую очередь в актах рабочего законодательства, в рамках которого начала развиваться система социального страхования. А уже в 20-годы ХХ в. конституции отдельных государств (РСФСР, Мексиканские Соединенные Штаты, Веймарская Германия) закрепили социальные права граждан и идею об ответственности государства за социальное благополучие каждого гражданина в отдельности и нации в целом. Только в 1949 г. Конституция Германии сформулировала принцип социального государства. Современные конституции России, Казахстана, Румынии, Литвы, Болгарии, Португалии, Марокко и других государств, характеризуя основы государственного устройства, используют термин «социальное государство».

Основная идея социального государства заключается в том, что именно на государстве лежит ответственность за создание условий жизни, гарантирующих доступность элементарных благ, предоставление одинаковых стартовых возможностей (точнее, выравнивание таковых). Социальным называется то государство, приоритетное направление деятельности которого заключается в создании условий для выполнения социальных прав граждан, зафиксированных национальным законодательством и соответствующих мировым стандартам в данной сфере.


Российская Федерация сегодня вряд ли в полной мере относится к описанному типу государств. Государственный лозунг «Жить по средствам», по существу, признаёт неспособность государственной власти выработать универсальную доктрину социальной политики, обеспечив вместе с тем, её экономическими механизмами.

Долю оптимизма вызывает попытка конституционно закрепить многие из обозначенных признаков государства современного типа. Следовательно, считается правомерным представлять Россию государством, находящимся на пути к становлению социального государства и выступающим как институт общества, который ориентирован на создание нормального развития и жизни общества в целом, защиту законных интересов, прав и свобод проживающих на его территории граждан и народов.

Затруднительность в изучении социального государства заключается в использовании знаний не только в сфере социологии, но и в области истории, политики, экономики, юриспруденции. Исследование условий, в которых формировался рассматриваемый институт в РФ, анализ исторической школы способствует выработке конкретных предложений, особенно эффективных для Российского государства, позволяющих добиться цели социального государства – воздержаться от решения социальных конфликтов революционным путём, обеспечивать социальный и экономический прогресс путём разработки государством условий, гарантирующих свободное развитие и достойную жизнь человека.

Исследовать теорию социального государства важно, поскольку осуществление социальной функции государства в разумных пределах может принести и приносит обществу столь же огромное благо, сколь пагубными (и политически, и экономически, и психологически) становятся как её недооценка, так и неоправданное в определённых исторических условиях преувеличение.

Объектом курсовой работы является система общественных отношений, возникающих вокруг построения социального государства.

Предметом курсовой работы является изучение взглядов ученых на проблему становления социального государства, а также ряда принятых в соответствии с этими взглядами нормативных актов.

Цель курсовой работы: исследовать понятие и проблемы становления социального государства.

Исходя из целей, обозначены следующие задачи:

- определить понятие социального государства;

- рассмотреть принципы и функции социального государства;

- дать характеристику России как социального государства.

Поставленные цель и задачи определили выбор методов и приемов работы: на этапе сбора материала – сплошной и случайной выборки, на этапе исследования – методов описания, сравнительного анализа, обобщения.


Методологическую и теоретическую базу исследования составили достижения отечественных и зарубежных ученых - исследователей социального государства, таких как: Затонский В.А., Каргалова М.В., Кочеткова Л.Н., Нелюбин А.А., Калашников С.В., Гончаров П.К., Храмцов А.Ф. и др.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Социальное государство: определение, признаки, модели

Родоначальник термина «социальное государство» немецкий ученый Лоренц фон Штейнясформулировал его в конце XIX века как государство, в котором поддерживается полное равноправие для различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти.

Отечественная научная литература также представляет вниманию определения асоциального государства. Так, Задонский В.А. рассматривает социальное государство как демократическое правовое государство, которое возлагает на себя обязательства по соблюдению социальной справедливости, процветании своих граждан, их социальной защищенности, рассматривающее социально направленную политику важнейшим ориентиром своей практической деятельности и качественно реализующее закрепленные конституции основные направления этой политики, благоприятствующие труду.

Каргалов М.В. считает что, социальному государству, осуществляя основные функции классического государства (правопорядок, административное управление, оборона, юстиция), необходимо воплощать свою политику с учетом интересов всех без исключения, социальных слоёв и групп, образующих современное общество, гарантировать социальную я защиту граждан и стабильность в стране в новых условиях.

По мнению Налобина А.А., понятие «социальное государство» предполагает его конституционно-правовой статус и характеризуется конституционными гарантиями экономических и социальных прав и свобод каждого гражданина, которые соответствуют обязанностям государства, служащее обществу и стремящееся свести к минимуму или исключить неоправданные социальные отличия, обеспечить я создание условий для самореализации творческих возможностей личности.


Гончаров П.К. представляет социальное государство как особый тип цивилизованного государства, обеспечивающее высокую степень социальной безопасности всех граждан я путём активного участия государства по стабилизации экономической, социальной других сфер жизнедеятельности общества, формированию в нем солидарности биосоциальной справедливости.

В статье Храмцова А.Ф. социальное государство рассматривается как характерный тип государства, который возник в итоге масштабного я исторического соглашения разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального я противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью я активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики.

Основываясь на опыте европейских стран (Швеция, Германия, Норвегией др.) можно обозначить специфические признаки социального государства:

- существование среднего класса с условно высоким уровнем жизни;

- крайнее разделение доходов различных слоев населения и отсутствие социальной поляризации общества;

- государственные социальные пособия и гарантии (недостойные пенсии, медицинскую помощь и образование, предоставление нуждающимся людям социального жилья и т.п.);

- значительное участие государства в перераспределении прибыли, развитии инфраструктуры, стимулировании технического прогресса.

Вместе с тем можно выделить следующие признаки:

- высокий уровень нравственности граждан;

- наличие гражданского общества, с помощью которого государство играет роль инструмента проведения социально направленной политики;

- ярко выраженная социальная ориентированность политики, направленная на разработку различных социальных программ и первостепенности их выполнения;

- формирование совершенного социального законодательства;

- демократическое устройство государственной власти;

- правовое развитие государства.

После окончания Второй мировой войны сформировались различные модели государства всеобщего благосостояния и социального государства:

- государство социальной защиты;

- либеральное социальное государство;

- социал-демократическое социальное государство;

- позитивное государство социальной защиты;

- консервативное асоциальное государство;

- социальное государство всеобщего благосостояния.


Эти модели обладают целым рядом характерных отличий и особенностей, но наряду с тем и определенными опарными пересечениями: обе школы в первую категорию включают Великобританию иска, во вторую – Францию и Германию, в третью - Норвегию, Данию, Швецию и другие страны.

Представленные модели в сегодняшнем научном обороте позволяют сформулировать и иные названия - шведская модель, модель социального рыночного хозяйства, рыночная модель. Однако модели социально я направленной экономики и социального я рыночного хозяйства обладают я несколько иными базовыми установками. Модель асоциального рыночного хозяйства основывается на идее общественной я системы, где экономика являет собой равноправный элемент, взаимоувязанный с политикой, социальным развитием, а также правовым полем и порядком. Данные элементы действуют в постоянном взаимовлиянии друг наяд руга.

Особенно радикальных взглядов в я данном научном направлении придерживался Мюллер-Армяк А., ставивший знак равенства в значимости социальной биоэкономической политики государства и ратовавший за открытое перераспределение доходов для воплощения социальных функций и осуществления социальных целей государства.

Некоторые исследователи разделяют следующие модели социального государства:

- либеральная модель, основу которой составляет личный принцип, предусматривающий индивидуальные обязательства каждого члена общества за судьбу свою и своей семьи. Вяткой модели роль государства является незначительной. Субсидирование социальных программ обеспечиваются первую очередь частные сбережения и частные страхования. Приятом задача государства состоит в стимулировании роста личной прибыли граждан. Эта модель используют Англии, США и другие страны;

- модель корпоративная предполагает усиление ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное обеспечение и судьбу своих работников. Корпорация япредоставляетяработнику социальные гарантии, в том числе частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг, пенсионные выплаты. Основу социального обеспечения составляют страховые взносы корпораций и организаций-работодателей;

- модель, в основе которой лежат обязательства всего общества перед своими членами, главным условием здесь выступает правило, при котором обеспеченный платит за неимущего, а за старого - молодой. Государство перераспределяет социальные страховые фонды и социальные программы, поступающие налоговые отчисления через бюджет, систему социального обслуживания.