Файл: Социальное государство. Его отличие от социалистического государства ( СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В работах Завьялова. Выделяются следующие модели социального государства:

- немецкая модель Бисмарка социального страхованиями договорное профессионально-отраслевое регулирование зарплаты и страховых тарифов по обязательному социальному страхованию;

- шведская модель государства всеобщего благосостояния, централизованного регулирования зарплаты и дополнительного социального страхования, работающих и членов их семей, активной я политики по созданию рабочих мест;

- английская модель Бевериджа У. предусматривает наличие государственных гарантий по обеспечению основных условий воспроизводства человеческих сил и договорного регулирования зарплаты.

Следовательно, существует многоразличных определений социального государства, но все исследователи сходятся водном, что главным в нем является проведение социальной политики.

Принципы и функции социального государства

Современная отечественная наука не разграничивает я понятия «социальные функции государства» и «функции социального государства». Но различие всё же существует, поскольку асоциальные функции осуществляются любыми государствами, отличие только в объёмах и формах их я осуществления. Кроме того, даже выполняя социальные функции, не каждое государство может называться социальным. Вместе сытим, социальное государство, как и государства других типов, выполняет как собственно социальные функции, таки иные, отражающие сущность государства. Таким образом, ошибочным было быязаключение, что на этапе формирования и действия социального государства исключительно главными являются только социальные функции. Скорее всего, здесь идёт речь об их преобладании по отношению к другим функциям[1].

Кочеткова Л.Н. называет три функции социального государства:

- гарантирующая функция (предусматривает не только наличие социальных обязательств государства, ной заверение их исполнения);

- обеспечительная функция (включает широкий спектр социальной защиты и социальных программ страхования);

- ограничительная функция (охватывает такие асоциально-экономические явления, как регламентацию трудовых отношений, регулирование спроса и др.)[2].

Калашников С.В. выстраивает собственную эволюционную цепочку функций социального государства:

- выполнение государственной социальной политики;

- социальная защита;

- социальные гарантии;

- сглаживание социального неравенства;


- оказание социальных услуг;

- предоставление доступного здравоохранениями образования;

- обеспечение занятости.

Исследуя последовательные концепциияКочетковой Л.Н и Калашникова С.В., автор подразделяет все функции социального государства следующим образом:

- функции по поддержке социально направленной рыночной экономики (обеспечение многообразиями состязательности форм собственности, помощь малому бизнесу, совершенная я система налогообложения ит.);

- функции «социального оздоровления сферы труда» (социальное страхование, социальное партнёрство, обеспечение занятости);

- собственно социальные функции, направленные на гарантирование минимального достойного уровня я жизни граждан (социальная защита, социальное обеспечение, доступное здравоохранение и образование, набор социальных льгот и услуг)[3].

В первую очередь, поя мнению Расторгуева В.Н., социальное я государство должно выполнять следующие функции:

- ценностный ориентир - плоха та идея социального государства, которая не стремится стать конституционным принципом;

- социальная перспектива, отсутствие которой приведёт общество к депрессии, к уничтожению и «вымыванию» народа;

- политическое равновесие внутри страны как основа безопасности, которое обеспечивается главным образом противоборством двух партий, тяжесть «наедятся» люди правых, проголосуют за левых, и наоборот;

- социальное государство как клапан, то есть оно должно служить «свистком», через который улетучивается лишняя социальная энергия.

Анализируя, практикуя социальных государств, очевидно, что все они в результате своей деятельности базируются на ряде я принципов, включая:

-социальную справедливость и единство общества, в ятем числе путем налогового перераспределения прибыли от состоятельных к неимущим и занятости трудоспособных, для оказания помощи уже нетрудоспособным;

-экономическую свободу человека и признание правая предпринимателей и их объединений, лиц наёмного труда и их профсоюзов нетарифный суверенитет на базе социального партнёрства;

- участие работников в управлении производством и распределением, в общественной и государственной жизни, развитие приятом множества форм экономической демократии;

- доверительное отношение к регулирующей роли рынка через ценообразование, предложение, спрос, конкуренцию, нов то же время и ответственность государства за игру рыночных сияли создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, ориентированно Ияна обеспечение благополучия своих граждан.


2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

2.1 Генезис зарубежной теории

Ориентировочно идеи социального государства получили своё развитие к середине XX в., после чего получили законодательное закрепление в правовых системах различных стран Европы. Социальное государство является неотъемлемой частью современной культуры и множество государств стремятся к его созданию Илия совершенствованию. Концепцию социального государства впервые сформулировали весовых трудах немецкие ученые XIX в.: Л. фон Штейн, Ю. Афере, Ф. Надуман, А. Вагнер. Оная выражала значительную роль государства в жизни общества. Возникновению идеи социального государства предшествовало появление в конце XIX - начале XX в Великобритании, Германии, Франции, Швеции и некоторых других странах первых законодательных актов социального характера о страховании, компенсации за увечья и пенсиях. К середине XIX в. территории европейских стран захватила сильная революционная волна, являясь реальной угрозой действующим политическим режимам. Теория социального государства была ответом немецкой консерваторской мысли. Государство оказалось перед дилеммой - или пропасть под напором революционно настроенной толпы, или становиться социальным. Представителями правящего класса был сделан выборов пользу второго. Но, отторжение революционных перемен консерваторами я не означало отрицания ими переменка таковых. Чем очевиднее приближалась угроза революции, тем сильнее политики выражали готовность следовать социальным реформам. «Спасательным округом» для поддержания социальной стабильности и сохранения общества в жизнеспособном состоянии они видели в провозглашении новой миссии государства.

Впервые предпосылки для осуществления социальных реформ были предприняты ещё в кайзеровской Германии второй половины XIX в. Ещё в имперской Конституции 1871 г. отразилась забота государства «о благе немецкого государства». Позднее, Отофон Бисмарком было инициировано создание законодательства, поя социальным вопросам с целью сглаживания социальных разногласий и уменьшения накала социальных движений

Вначале. Явя. Другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия) последовали примеруяГермании, столкнувшись с возрастающими требованиями нешуточными социальными осложнениями рабочего класса. Последующий этап, охвативший события двух мировых войн, характерен утверждение, мяв большинстве стран Европы и США программ социального страхования, ростом расходов на медицинскую помощь и образование, на строительство дешёвого жилья. Например, в Италии (1919 г.), в Канаде (1927 г.), в США (1935 г.) вступило в действие пенсионное страхование. Страхование по безработице начало функционировать в Италии (1919 г.), Швеции (1934 г.), Канаде (1940 г.). Важен тот факт, что именно тогда услуги по указанным программам стали признаваться как необходимый элемент гражданских прав. На дальнейшее развитие теории и практики социального государства оказали влияние мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая Мировая война. Политика под названием «Новый курс», проводимая высшая Рузвельтом Ф., законодательно утвердила права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, были узаконены общегосударственные мероприятия, поя борьбе с безработицей, оказывалась помощь фермерам, принимались меры по искоренению детского труда, сокращению рабочего дня, введению пенсии по старости. В последующие годы о роли государства в области стабилизации социальной поддержки и защиты населения можно было ознакомиться на страницах работ Бевериджа У.Г. В 40-е гг. XX в. он возглавлял комиссию и в докладе на тему «Государственная система социальной защиты» были фактически представлены основы современной социальной политикияВеликобритании.


«План Бевериджа» демонстрировал новое устройство всей системы социального обеспечения я посредством расширения социального страхования вплоть до охватим почти всех граждан государства, атаке с помощью гарантии единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Основу плана составляла непосредственная связь социальной политики государственной экономической политикой, направленной на гарантию полной занятости. Были предусмотрены организация безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы эоцен, поэтапная ликвидация частной собственности на средства производствами другие меры. «ПланяБевериджа» использовали в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании ияНидерландов, Швеции, Германии.

Из зарубежного опыта следует, что отправной точкой социального государства, выступает конституционное укрепление ценностей социального государства. Раньше, чумов других странах социальное государство было законодательно зафиксировано в ст. 20 КонституциияФРГ 1949 г., признавшей Германию «демократическими социальным федеративным государством». Параллельно осуществлялась я организация важных элементов социального государства: служб, властных учреждений, законов, организаций, нормативных документов иуд. Среди предложенных меря для социальной сферы были: ликвидация безработицей профессиональная переквалификация рабочих, оптимизация трудового процесса и участие рабочих выправлении производством с помощью наблюдательных советов и путемяввода в состав правления своих представителей (иначе - рабочих директоров), выпуск народных акций и увеличение жилищного строительства (половина квартир были социальными, т.е. население покупало их по сниженным ценам), обеспечение рынка товарами и организация сети дешевых кемпингов.

К приоритетным долгосрочным задачам относилось субсидирование науки и образования, здравоохранения биокультуры, пенсионного обеспечения и транспорта. Важной задачей было обеспечение каждого необходимым минимумом и одновременным созданием условий для того, чтобы каждый гражданин мог обеспечить себе желаемый максимум.

Позже идею социального государства конституционно закрепили и много других страняЗапада: Франция – в 1958 г., Швейцария – в 1972 г., Греция – в 1973 г., Швеция – в 1974 г., Испания – вя1978 г.

Также, концепция социального государства разъясняется в некоторых терминах. Например, «социальное государство» (во Франции, Италии, Германии, Испании, Турции ияПортугалии) и «государство всеобщего благоденствия» (в Австрии, Великобритании, Норвегии и Швейцарии). В 90-х гг. ХХ в. формирование социальногоягосударства захватило иявосточноевропейские постсоветские страны. Идею и достоинстваясоциального государства явначале 90-х гг. признали Чехия, Словакия, Польша, Венгрией другие восточноевропейские страны, а позднее и некоторые страныяСНГ (Россия, Украиной др.).


В последние годы двадцатого столетия Запад воспринимает «социальное государство» механизмом, средствомяуменьшенияясоциальных различий и появляющихся на них фонесоциальныхяразногласий. Принцип, заложенный в идею социального государствующее в XIX в. в Германии, был реально воплощён. Это подтверждают множество примеров современной жизни, начиная с триумфа социал-демократической Швеции и заканчивая современной Германией.

2.2 Развитие отечественной теории

Формирование концепции естественного права, идеи правового государства, а также представления асоциальных функциях государства получили своё развитие в России суконца XIX – началах вв. Соловьёв В.С. первый обратился к праву человека на достойное существование. Также, рассмотрение данного вопроса можно найти в работахяКотляревского С.А., Кистяковского Б.А., Петрицкого П.И., Чичерина Б.Н., Ильина И.А.

Юристы старой школы склонялись к тому, что пополнением недостатка средств нуждающимся выполощи и поддержке, необходимо заниматься частной благотворительности Илия государственной администрации, нояникак не праву. В случае корректировки государством своего права для этого, то есть вместо установления равной свободы для всех разорять богатых в пользуя бедных, тогда это будет не только свидетельством нарушения справедливости, но и попранием основных законов человеческого существования.

Новгородцев П.И. обращает внимание на слабое место виданной позиции. Он считает, что сущность и задача правая заключается действительно в защите яличной свободы, но для реализации этого необходимо и внимательное отношение к материальным условиям свободы. Безостого свобода некоторых может превратиться в пустой звук, недосягаемое благо, закрепленное за ними юридический отнятое фактически. Следовательно, ради защиты свободы праву необходимо проявлять заботу о материальной обстановкеяее реализации; ради достоинства личности, ему необходимо заботиться об ограждении права для достойного человеческого существования.

В своих исследованияхяНовгородцев П.И. говорит о том, что недостаточно только провозглашения общего принципа, а важно, чтобы изящного вытекали конкретные юридические следствия.

Важный вклад в развитие теории социального государства внесли российские исследователи. Он заключался формулировании и доказательстве права на справедливое человеческое существование, воплощение которого ассоциировалось с реализацией социальных реформ на основе осуществления принципа равенства. По утверждению Ильина И.А., государственный интерес состоит Изя духовно-правовых интересов всех граждан, при этом каждый духовно-правый личный интерес, оказывается, через эту государственную включенность общим и политическим.[4]