Файл: Лабораторный практикум В. Ф. Говердовский, А. В. Дикинис.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2019
Просмотров: 7789
Скачиваний: 32
Министерство образования и науки Российской Федерации
___________ Федеральное агентство по образованию___________
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Е О Б Р А ЗО В А ТЕ Л Ь Н О Е УЧ Р Е Ж Д Е Н И Е
В Ы С Ш Е Г О П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Р О С С И Й С К И Й Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й ГИ Д Р О М Е Т Е О Р О Л О Г И Ч Е С К И Й У Н И В Е Р С И Т Е Т
Л А Б О Р А Т О Р Н Ы Й П Р А К Т И К У М
« К О С М И Ч Е С К А Я М Е Т Е О Р О Л О Г И Я »
Р е к о м е н д о в а н о У ч е б н о -м е то д и ч е с к и м объеди н ен и ем
в о б л а с т и г и д р о м е т е о р о л о г и и в к а ч е с т в е у ч е б н о го п особи я
для с т у д е н т о в вы с ш и х у ч е б н ы х завед ен и й , о б у ч аю щ и х ся по сп е ц и а л ь н о с т и
« М е т е о р о л о г и я » н ап равл ен и я п о д г о т о в к и «Г и д р о м е т е о р о л о г и я »
В.Ф. Говердовский, А.В. Дикинис
п о д и с ц и п л и н е
Часть I. «Спутниковая метеорология»
Р Г Г М Ы
Санкт-Петербург
2 0 0 9
УДК 551.507.362.2
БК 39.62:26.23.в6
Говердовский В.Ф., Дикинис А.В. Лабораторный практикум по дисцип
лине «Космическая метеорология». Ч. I. Спутниковая метеорология. -
Основное внимание уделено лабораторным работам и задачам спут
никовой (космической) метеорологии, существенным образом исполь
зующей методы астрономии, прикладной небесной механики (динамики
космического полета) и общей метеорологии (физики атмосферы) для
осуществления комплексных измерений прямой и рассеянной (отражен
ной) солнечной радиации, собственного излучения земной поверхности,
встречного излучения атмосферы и уходящей радиации, характеризую
щих состояние подстилающей поверхности Земли, облачности и атмо
сферы до больших высот.
В начале каждой лабораторной работы приводятся краткие сведения
из теории; методические указания и рекомендации по выполнению работ,
ответы и решения (наиболее трудных) задач позволяют использовать
практикум для самостоятельного изучения дисциплины.
Лабораторный практикум предназначен для студентов гидрометео
рологических специальностей высших учебных заведений.
Рецензент: В.В. Степанов, канд. физ.-мат. наук, ст. научн. сотр. ААНИИ.
СПб.: изд. РГГМУ, 2009. - 227 с.
I S B N 9 7 8 - 5 - 8 6 8 1 3 - 2 3 2 - 2
I S B N 9 7 8 - 5 - 8 6 8 1 3 - 2 3 2 - 2
© Говердовский В .Ф ., Дикинис А .В., 2009
© Российский государственный гидрометеорологический
—у н и в е р си те т (РГГМУ), 2009
h
J
'h
/
'
У
'ъ
Я
П Р Е Д И С Л О В И Е
Спутниковая (космическая) метеорология - научное направле
ние, предметом изучения которого, с одной стороны, является влия
ние природных условий на распространение и трансформацию лу
чистой энергии Солнца в системе «Земля-атмосфера», а с другой -
использование различных видов излучения для научного исследо
вания состояния компонентов этой системы, естественных объектов
и образований, погодо- и климатообразующих процессов.
Основным методом научного исследования спутниковой ме
теорологии является дистанционное зондирование - «... наблюде
ние и измерение энергетических и поляризационных характери
стик собственного и отраженного излучения элементов суши,
океана и атмосферы Земли в различных диапазонах электромаг
нитных волн, способствующее описанию местонахождения, харак
тера и временной изменчивости естественных природных пара
метров и явлений, природных ресурсов Земли, окружающей сре
ды, а также антропогенных объектов и образований» (документ
ООН «А/АС 105/С. 1/Л.94»)
Метеорологические спутники Земли впервые позволили полу
чить качественную новую информацию о физических процессах
в системе «Земля-атмосфера», о радиационных и тепловых пото
ках, пронизывающих географическую оболочку Земли, о механиз
мах взаимодействия солнечной радиации с подстилающей земной
поверхностью, Мировым океаном и атмосферой.
Практикум по спутниковой метеорологии подготовлен препо
давателями Российского государственного гидрометеорологиче
ского университета (РГГМУ), имеющими многолетний опыт пре
подавания соответствующего курса студентам гидрометеорологи
ческих и океанологических специальностей. Следуя принципу,
согласно которому студенты для прочного усвоения изучаемой
дисциплины и ее практических приложений обязаны понять сущ
ность метода научных исследований Земли из космоса и условия
его реализации, особенности источников информации и способов
ее получения и при этом получить навык к самостоятельной спе
цифической работе, авторы включили в практикум только те лабо
раторные работы, которые реально выполнимы.
При составлении практикума был использован ряд аналогич
ных изданий прошлых лет не только по космической метеороло
гии, но и по важнейшим сопутствующим научным дисциплинам:
частично привлечен в переработанном виде материал из задачни
ков по астрономии, небесной механике, общей метеорологии, ди
намической метеорологии и т. п. [2, 4, 6, 7, 9].
Основное назначение данного практикума по спутниковой ме
теорологии - осмысление и углубление теоретических знаний,
изучение методических принципов и способов получения, обра
ботки и интерпретации информации, получаемой с помощью ап
паратуры метеорологических спутников Земли (МСЗ), а также
приобретение навыка к практическому решению специфических
задач спутниковой (космической) метеорологии.
Лабораторный практикум условно подразделяется на три са
мостоятельные части, каждая из которых содержит по три взаимо
связанные лабораторные работы, что соответствует главным раз
делам космической метеорологии. Последовательность лаборатор
ных работ следует программе дисциплины. Каждая лабораторная
работа содержит краткое теоретическое обоснование, контрольные
вопросы для самопроверки знаний, задания и задачи, перечень ма
териалов и рекомендуемой литературы для работы, порядок ее вы
полнения и методические указания.
Краткое теоретическое обоснование лабораторной работы со
держит основные, самые необходимые сведения, поясняет сущ
ность и (или) методологию ее выполнения. Чаще всего оно состав
лено таким образом, что для практического применения получае
мых сведений требуется дополнительное использование учебни
ков, а это приучает студентов к самостоятельной углубленной
проработке необходимой научной литературы. В целях более глу
бокого и детального ознакомления с изучаемыми вопросами сту
дентам рекомендуются задачи для самостоятельного решения, ко
торые разнообразны по содержанию и степени трудности. Многие
из них снабжены ответами, а наиболее сложные - решениями.
Одни задачи являются иллюстративными примерами к соот
ветствующему теоретическому материалу лабораторных работ,
другие же представляют самостоятельный (познавательный) инте
рес. Авторы полагают, что основным итогом их решения должен
4
быть не только численный ответ, но и всесторонний анализ его
физического смысла. Поэтому в практикуме помещены не только
задачи, но и задания на построение и анализ различных графиков,
номограмм, а также вопросы для обсуждения.
Выбор конкретных задач для решения осуществляется по ука
занию преподавателя или под его контролем по усмотрению самих
студентов. Во всяком случае, студент должен самостоятельно пред
ставить себе ход выполнения (алгоритм) каждой из задач и, по край
ней мере, некоторые из них решить полностью. Важнейшие констан
ты и справочные сведения, которые могут потребоваться для реше
ния задачи или ответа на вопрос, приводятся в приложении 1.
В процессе выполнения лабораторных работ целесообразно
распределить 'обучающихся студентов по группам (2-3 человека),
чтобы они, решая одну и ту же задачу, имели возможность обсуж
дать и согласовывать свои действия, вырабатывать навыки пра
вильного подхода к решению поставленной задачи, к отысканию
необходимых оптимальных для этого алгоритмов, критически
оценивать полученные результаты, сопоставляя их с реальными
данными ранее проведенных натурных исследований и опублико
ванных. Это позволяет быстро и своевременно обнаружить и ис
править ошибки, допущенные в практических действиях.
О выполнении лабораторных работ студенты представляют
индивидуальный (или групповой, бригадный) письменный отчет в
произвольной (или рекомендуемой преподавателем) форме, при
составлении которого студент(ы) должен уметь пользоваться сжа
той (краткой) формой записей, четкой формулировкой выводов,
грамотным графическим отображением результатов.
Каждая из лабораторных работ практикума предусматривает
порядок ее выполнения, а также использование тех или иных по
собий или материалов - моделей, графиков, диаграмм, справочни
ков, календарей астрономических, математических и астрономиче
ских таблиц, планшетов, номограмм, калькулятора или персональ
ной электронной вычислительной машины.
Авторы будут благодарны за отзывы и замечания, высказан
ные по поводу практикума лабораторных работ по спутниковой
(космической) метеорологии.
5