Файл: Структура органов местного самоуправления и оценка их деятельности (Анализ и проблемы деятельности местного самоуправления на примере муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
Распоряжение Правительства № 1313-р дополняет предлагаемый перечень показателей за счет следующего: − расширен круг показателей, которые характеризуют развитие малого и среднего предпринимательства и др. − определены новые группы показателей.
Для оценки эффективности, в соответствии с рассматриваемыми документами, применяются количественные показатели (например, количество муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе в городской и сельской местности) и относительные показатели, которые приводятся в расчете на одного жителя или рассчитываются как процент от установленного объема или количества. В настоящее время такая методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления подвергается критике со стороны экспертов в связи со следующем: в отличие от органов исполнительной власти субъектов РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции РФ).
Поэтому согласно статье 18.1 Федерального закона № 131-ФЗ возникает противоречия, что органы государственной оценивают работу независимых органов местного самоуправления, а федеральный центр устанавливает перечень критериев для оценки. Кроме того, некоторые эксперты выделяют разобщенность между показателями и полномочиями органов местного самоуправления.
На современном этапе многие исследователи предлагают использовать критериальный и индикативный подходы к оценке эффективности системы местного самоуправления.
На практике часто используется метод расчета частного критерия (Кi) и обобщенного критерия (К). Частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере развития городских и сельских поселений определяется по специальным оценочным показателям, указанных в системе показателей для оценки эффективности деятельности того или иного органа местного самоуправления. Частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления рассчитывается по формуле(1):
Ki = Фi/Пi, (1)
где Ki — частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
Фi — фактически достигнутое значение i-го показателя;
Пi — запланированное значение i-го показателя. В случае, когда желаемым результатом является снижение значения какого-либо показателя (например, уровня дотационности бюджета или уровня зарегистрированной безработицы, расчет частного критерия производится по формуле) (2):
Ki = Пi / Фi, (2)
Итоговая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляется на основе расчета обобщенного критерия (К). Расчет осуществляется по формуле (3):
K= Сумма Ki / i, (3)
После первичной обработки информации и получения значений обобщенного критерия (К) по каждому из оцениваемых субъектов эти значения сравниваются с единицей.
При полученном К больше 1,1 деятельность субъекта оценки считается высокоэффективной, при К = 1 +/- 0,1 — эффективной, при К = 0,8 +/- 0,1 — низкоэффективной, при К меньше 0,7 — неэффективной.
К критериев, определяющих развития муниципальных -экономических систем, отнести следующие.
1. критерии:
- качество населения (в том долголетие, доходы, неравенства, занятость (), здоровье населения, жизни и здоровья и т.п.),
- уровень развития инфраструктуры;
- увеличение и качества муниципальных услуг;
----------------------------------- развитие транспортной и -коммуникационной инфра- ;
- уровень открытости власти и др.
2. критерии:
- уровень развития территории ( ученых и инженеров, исследованиями и разработками, патентов и других интеллектуальной собственности и т.п.);
- развития человеческого (образование и возможность );[9]
- налоговая база и ее увеличения;
- промышленного производства и обновления производственных ;
- создание новых мест (в абсолютном и выражении);
- уровень экономики;
- степень процессов в экономике и .
3. Экологические критерии:
- ресурсосберегающих технологий; - использование природных ;
- уровень загрязнения среды;
- оценка , принимаемых местными власти по экологической и др. В соответствии с критериями устанавливаются каждой территории параметры, которые и неким измерителем управленческих воздействий стороны органов .
В качестве показателей, изменение уровня и жизни населения образования в соответствии с критериями можно [10]:
1) индекс промышленного ;
2) объем товарооборота;
3) безработицы;
4) уровень / смертности; 5) инфраструктурный (качество дорожной , доля ввода фонда и т.п.);
6) социальный (отдельно показатели здравоохранению, образованию, и спорту);
7) криминогенный ;
8) экологический показатель;
9) развития ЖКХ;
10) информационной открытости и органов местного .
Кроме того, оценке результативности органов МСУ оценивать сам деятельности – улучшение/ в абсолютных или показателях качества населения.
2. Анализ и проблемы деятельности местного самоуправления на примере муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия
2.1. Анализ деятельности местного самоуправления
Иволгинский район расположен на левом берегу реки Селенги, имеет общую границу с городской чертой г. Улан-Удэ. Район граничит с Кабанским, Прибайкальским, Заиграевским и Тарбагатайским районами.
Через села Сотниково, Ошурково, проходит федеральная транзитная автотранспортная магистраль Иркутск-Улан-Удэ. По территории Иволгинского района проходит автомобильная магистраль федерального значения Улан-Удэ-Кяхта.
По территории Оронгойской сельской администрации проходит Восточно-Сибирская железная дорога.
Районный центр с. Иволгинск находится в 29 км. юго-западнее г. Улан-Удэ на автотрассе Улан-Удэ – Кяхта – Улан-Батор, через район проходит железнодорожная ветка Улан-Удэ – Наушки – Улан-Батор, и на границе с районом расположен аэропорт г. Улан-Удэ.
Район занимает территорию – 2,66 тыс. кв. м., из них сельскохозяйственные угодья – 74,2 тыс. га., в том числе пашни – 29,6 тыс. га., а земли лесного фонда составляют – 1,46 тыс. кв. км. (или 40% общей площади района). Из общей площади сельскохозяйственных угодий орошаемые земли составляют – 13,1 тыс. га., из них пашни – 2,3 тыс. га и сенокосов – 6,8 тыс. га.
Населенных пунктов – 29, из которых самыми крупными являются села – Иволгинск (7,2 тыс. чел.) и Сотниково (4,6 тыс. чел.).
Район образовался 25 августа 1939 года. Позднее, начиная с 1954 по 1985 годы, район был реорганизован, а отдельные его территории, населенные пункты входили в состав Селенгинского, Тарбагатайского, Улан-Удэнского сельских районов, а некоторые пригородные села входили в состав Советского района г. Улан-Удэ.
В августе 1985 года за счет реорганизации Улан-Удэнского района, Иволгинский район вновь был выделен в самостоятельную территориально-административную единицу.
В настоящее время органы местного самоуправления Иволгинского района представлены районной администрацией местного самоуправления и шестью сельскими администрациями:
- Гильбиринская (с. Хурумша);
- Гурульбинская (с. Гурульба);
- Иволгинская (с. Иволгинск);
- Нижне-Иволгинская (с. Нижняя Иволга);
- Оронгойская (с. Оронгой);
- Сотниковская (с. Сотниково).
Эффективность деятельности органов местного самоуправления оценивалась по следующим сферам: экономическое развитие, уровень доходов населения, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная политика и организация муниципального управления.
Оценка проведена по достигнутому уровню социально-экономического развития муниципальных образований, а также эффективности расходования бюджетных средств.
В качестве источников информации для проведения оценки использовались значения показателей, предоставленные в докладах главой муниципального образования за 2015, 2016, 2017 гг.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществлялась в сфере экономического развития муниципального образовании таблицу 1.
Таблица 1.
развития экономического в муниципальном образовании « район»
Наименование показателя |
Ед.изм. |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Объем инвестиций в основной капитал |
млн. руб. |
1397,0 |
1114,6 |
73,4 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных) |
млн. руб. |
922,6 |
68,1 |
73,4 |
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета МО |
млн. руб. |
90,2 |
15,6 |
18,0 |
Расходы консолидированного бюджета на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя |
руб. |
1123,6 |
256,3 |
12,6 |
Численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума |
чел. |
9,6 |
9418,0 |
10962,2 |
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума |
% |
21,3 |
21,7 |
22,0 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника |
руб. |
24720,0 |
24720,0 |
21700,0 |
За 2014 объем инвестиций 1397 млн. руб., 2016 год объем составил 1114,6 млн. ., что ниже прошлого года 20,2 %. Данный объем был достигнут счет жилищного (424,5 млн. руб.), объектов придорожного и магазинов в населенных (130 млн. руб.) и социальной и инженерной (510,1 млн. руб.). снижение объемов по сравнению с периодом прошлого связано со объемов ввода жилищному строительству, в году введено 18,868 тыс. м2, тогда годом ранее введено 36,1 тыс. м2. бы объемы строительства остались уровне 2014 года, объем инвестиций 2015 мог составить 1,5 . руб., что значения 2014 года 7,4 %.
За 2017 год инвестиций составил 73,4 . руб., что уровня прошлого на 64,4 %. Снижение из за объемов жилищного .
В последние годы территории района развивается малое и предпринимательство, строятся придорожного сервиса, и промышленности. В планах сохранить данную , для чего целенаправленная работа в направлении.
Предпринимателям первоочередное право арендуемого муниципального , при налогообложении корректирующий коэффициент - К2, земельные участки реализации инвестиционных .
В районе функционирует поддержки малого . Предпринимателям оказывается по выдаче , компенсации первоначального платежа и части , связанных с оплатой работ. За 2016 предоставлено микрозаймов сумму 4200 тыс. . пяти субъектам предпринимательства.
Рассмотрим развития промышленности в образовании «Иволгинский », результаты представлены в 2.
Таблица 2.
Показатели промышленности муниципального «Иволгинский район»
Наименование показателя |
Ед.изм. |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Промышленность |
млн. руб. |
939,0 |
982,4 |
241,8 |
Объем отгрузки |
млн. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Объем инвестиций в основной капитал |
тыс. руб. |
2836,9 |
2967,9 |
730,5 |
Производительность труда на одного занятого |
руб. |
19100,0 |
19100,0 |
19100,0 |
Добыча полезных ископаемых |
млн. руб. |
5,5 |
6,6 |
0,0 |
Объем отгрузки |
млн. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Объем инвестиций в основной капитал |
тыс. руб. |
687,5 |
825,0 |
0,0 |
Производительность труда на одного занятого |
руб. |
20250,0 |
20250,0 |
20250,0 |
«Продолжение таблицы 2»
Промышленность строительных материалов |
млн. руб. |
75,7 |
15,3 |
4,0 |
Объем отгрузки |
млн. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Объем инвестиций в основной капитал |
тыс. руб. |
1644,9 |
1533,1 |
400,0 |
Производительность труда на одного занятого |
руб. |
14600,0 |
16000,0 |
16000,0 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
млн. руб. |
58,0 |
78,0 |
27,0 |
Объем отгрузки |
млн. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Объем инвестиций в основной капитал |
тыс. руб. |
773,4 |
1040,0 |
360,0 |
Производительность труда на одного занятого |
руб. |
18230,0 |
18230,0 |
18230,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
млн. руб. |
417,3 |
449,2 |
135,0 |
Объем отгрузки |
млн. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Объем инвестиций в основной капитал |
тыс. руб. |
3260,2 |
3509,3 |
1054,7 |
Производительность труда на одного занятого |
руб. |
19000,0 |
19000,0 |
19000,0 |
Пищевая и перерабатывающая промышленность |
млн. руб. |
379,8 |
423,9 |
75,8 |
Объем отгрузки |
млн. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Объем инвестиций в основной капитал |
тыс. руб. |
2063,9 |
2303,8 |
412,0 |
Производительность труда на одного занятого |
руб. |
16000,0 |
19000,0 |
19000,0 |
Среднемесячная заработная плата |
млн. руб. |
939,0 |
982,4 |
241,8 |