Файл: Органы исполнительной власти (Федеральный уровень).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Основное назначение территориальных органов федеральных органов исполнительной власти заключается в том, что они реализуют компетенцию федеральных органов исполнительной власти сфере ведения Российской Федерации на части субъекта Российской Федерации, в границах субъекта Российской Федерации или нескольких субъектов Российской Федерации [6]. Однако не все федеральные органы исполнительной власти нуждаются в создании своих территориальных органов (например, Управление делами Президента РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по туризму и др.).

1.2.Региональный уровень

На региональном уровне представительные органы, как правило:

– Законодательные собрания,

– Областные (краевые, республиканские) Думы,

– Советы депутатов,

– Малые Советы (в некоторых регионах, например, в Примор-

ском крае), обладающие законодательными функциями.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

-принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

-утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении

-установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

-принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

-определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

-определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений

-определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

-определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

Край, область имеют свой Устав, в котором на основе Конституции и законов РФ закрепляется схема управления краем, областью, конкретизируется структура, функции и полномочия Совета и администрации, права и обязанности их руководителей, формы участия граждан в деятельности краевого, областного Совета, краевой, областной администрации. Исполнительная региональная власть – Краевая администрация – Областная администрация являясь исполнительным органом государственной власти подотчетны краевому, областному Совету народных депутатов и совместно с ним обеспечивает: осуществление общих дел края, области и задач социально-экономического развития; исполнение на местах законов Российской Федерации, актов, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; связь между органами государственной власти и управления Российской Федерации и органами местного самоуправления; привлечение населения, общественных объединений к управлению краем, областью. В структуру краевой, областной администрации входят: 1) Глава краевой, областной администрации; 2) Органы краевой, областной администрации. Глава краевой, областной администрации руководит деятельностью краевой, областной администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ее полномочий. Глава краевой, областной администрации принимает постановления и издает распоряжения. Руководители органов краевой, областной администрации издают приказы в пределах своей компетенции. Акты краевой, областной администрации вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте. Акты краевой, областной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на её территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Руководители краевых, областных органов управления финансами и социальной защитой населения назначаются и освобождаются от должности главой краевой, областной администрации с последующим утверждением краевым, областным Советом.


Глава 3 Государственные органы исполнительной власти в РФ

3.1.Структура и компетенции правительства

Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы.

Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Правительство как главный орган исполнительной власти организует исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства. Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

К компетенции Правительства Российской Федерации относится следующее:

1) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение ею исполнения: представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджет:

обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики:

обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии:

управление федеральной собственностью:

5) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики:

6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;


7) осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации, а в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом.

3.2.Структура и компетенции министерств

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, состоящая из подразделений трёх типов: министерств, служб и агентств.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора — на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом — на федеральные агентства.

Министерство — федеральный орган исполнительной власти, несущий полную ответственность за состояние подведомственной сферы управления и её развитие. Именно федеральные министерства должны стать в точном соответствии с Конституцией РФ опорными элементами системы исполнительной власти во главе с Правительством Российской Федерации, политически ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления. Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, создаваемый для непосредственного осуществления специализированных правоприменительных функций и функций надзора. Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за предоставление определённых видов общественных благ и услуг населению или другим органам власти.

Ведётся работа по оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений. Правительственной комиссией по проведению административной реформы были подготовлены предложения по оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), федеральных государственных учреждений (ФГУ), одобренные Правительством Российской Федерации.


Министерство здравоохранения Российской Федерации

Минздрав имеет право осуществлять правовое регулирование в следующих областях:

здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз;

внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

обязательное медицинское страхование;

фармацевтическая деятельность;

качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;

обращение медицинских изделий;

курортное дело и предоставление услуг в области курортного дела;

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда;

медико-биологическая оценка воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;

проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы);

организация среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)

Минкультуры самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит проекты нормативных актов по вопросам: культуры, искусства, кинематографии, авторского права, смежных прав, историко-культурного наследия, архивного дела, туристской деятельности, международного культурного и информационного сотрудничества.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

Минобрнауки регулирует в следующих областях:

образование;

научная, научно-техническая деятельность и инновационная деятельность в научно-технической сфере;

нанотехнологии;

развитие федеральных центров науки и высоких технологий;

государственные научные центры и наукограды;

интеллектуальная собственность;

воспитание, опека и попечительство в отношении несовершеннолетних граждан;

социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и молодёжной политики;

уникальные научные стенды и установки;

национальная исследовательская компьютерная сеть нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.


Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в правительство России проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов президента России и Правительства России по следующим вопросам:

геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

использование и охрана водных объектов;

эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

особо охраняемые природные территории;

охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

охрана атмосферного воздуха;

обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)

Минпромторга регулирует в следующих областях:

металлургическая, химическая, фармацевтическая, биотехнологическая, медицинская, лёгкая, лесная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая и электронная промышленность;

машиностроение и автомобильная промышленность;

оборонно-промышленный комплекс;

энергосбережение и повышение энергетической эффективности при обороте товаров;

морская техника и судостроительная промышленность;

авиационная техника и авиационная промышленность;

промышленность средств связи;

радиопромышленность;

промышленности боеприпасов и специальной химии;

химическое разоружение;

промышленность обычных вооружений;

техническое регулирование и обеспечение единства измерений;

наука и техника в интересах обороны и безопасности государства;

внешняя и внутренняя торговля;