Файл: Глава 12 Системы автоматизированного проектирования электрических машин.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2019
Просмотров: 465
Скачиваний: 3
В математической модели асинхронного двигателя предусмотрены два вида ограничений: ограничения, вытекающие из требований стандартов (допустимые значения пускового и максимального моментов, пускового тока, температуры обмотки) и требований надежности (скорости нарастания температуры в режиме короткого замыкания); связь лимитеров с конструктивными и технологическими требованиями — минимальной шириной зубца, высотой ярма статора и т. д.
Узлы и детали всех двигателей, входящих в отрезки серии (группы смежных высот осей вращения), как правило, имеют геометрически подобные формы. Некоторые детали являются подобными для всех машин серии. Характерна также широкая унификация узлов, деталей, материалов в пределах одной высоты оси вращения, а по некоторым элементам — ив пределах ряда высот. Это позволяет обобщить геометрию конструкции, другими словами, создать ее математическую модель. Модель дает возможность по размерам активной части машины вычислять размеры сборочных единиц и отдельных деталей асинхронного двигателя.
Проектировщик, работая с ЭВМ, может работать в одном из следующих режимов: генерация математической модели, оптимизация параметров в автоматическом режиме, оптимизация параметров в режиме диалога, конструирование в режиме диалога, вывод графической информации на плоттер, корректировка чертежей в производстве, представление по запросам конструкторской и технологической информации.
Рис. 12.2. Структурная схема САПР АД
Структурная схема САПР АД представлена на рис. 12.2 Выбор основных параметров специальной электрической машины (мощности, частоты вращения, массогабаритных показателей системы охлаждения и т. д.) должен производиться на основании общей оценки. Так, в основу выбора конструктивной схемы малошумного электромашинного преобразователя положен комплексный подход к объединению двигателя и генератора в одном корпусе, исключение резонансов конструкции с основными вибровозмущающими силами, композиционная обработка конструкций, уменьшающая влияние производственно-технологических факторов, т.е. разрабатывается методология обеспечения малошумности конструкции.
Алгоритм разработки конструктивной схемы включает взаимозависимый выбор размеров электромагнитного ядра электрической машины на основе технических требований, затем по результатам предварительных электромагнитных расчетов определяются размеры ротора. После чего в диалоговом режиме по выбранным критериям происходит корректировка размеров ротора. Аналогично происходит выбор размеров корпуса, но уже по своим критериям, и, наконец, выбор подшипниковых узлов.
В результате операций создается конструктивная схема электрической машины. Математическая модель конструктивной схемы не содержит подробной проработки каждой сборочной единицы по их конфигурации и уточненным размерам, а ограничивается лишь упрощенными формами, наиболее характерными для общего построения данного исполнения машины.
Основу подсистемы оптимального проектирования определяет сводная математическая модель, состоящая из следующих расчетов: электромагнитного, размеров, конструктивной схемы, теплового, механического, виброакустического.
Математическая модель электромагнитного расчета включает в себя расчеты магнитной цепи, холостого хода, номинального и пускового режимов. Тепловой расчет определяет превышение температуры различных частей машины. Математическая модель расчета виброакустических характеристик предусматривает расчет магнитных и подшипниковых шумов и вибраций, а также вентиляционного шума. Механический расчет узла вал-подшипники обеспечивает расчеты вала и выбор подшипников качения.
В подсистеме оптимального проектирования предусмотрены признаки, указывающие на марки используемых материалов, варианты фрагментов конструкций электрических машин (например, фрагменты сборочных единиц, формы частей паза) и т. п. Эти признаки определяют выбор расчетных формул в математических моде-
В качестве ограничений в подсистеме оптимального проектирования выбираются требования стандартов (допустимые значения кратности начального пускового и максимального моментов, превышение температуры обмотки статора, долговечность подшипников, запас прочности вала и т. п.). Кроме того, в этой подсистеме предусмотрены ограничения конструкторского и технологического характера (ширина верха и низа зубца статора, высота спинки статора, расстояние от лобовой части обмотки до щита).
Поиск оптимального варианта проводят по нескольким критериям в режиме диалога конструктора с ЭВМ. Эти критерии выбирают из списка критериев: масса машины, момент инерции ротора, общий уровень звуковой мощности, интегральный критерий по виброускорениям, КПД и т. д.
Подсистема оптимального проектирования позволяет уточнить размеры активной части и параметров машины в первоначально полученной конструктивной схеме и сделать ее основой для разработки общего вида электрической машины, т. е. перейти таким образом к подсистеме конструирования.
Подсистема конструкторского проектирования предусматривает выпуск чертежей общего видя сборочных единиц и деталей, а также текстовой конструкторской документации.
Структурная схема подсистемы конструкторского проектирования приведена на рис. 12.3.
Разработки общего вида машины ведут на основе конструктивной схемы с использованием
типовых фрагментов единиц и интерактивной графики. Конструктивная схема является основой, на которой формируется общий вид путем добавления отдельных фрагментов сборочных единиц.
Рис. 12.3. Структурная схема подсистемы конструкторского проектирования
Разработку чертежей сборочных единиц и деталей проводят на основе общего вида с использованием типовых фрагментов деталей.
В САПР СЭМ предусматривается разработка обширной библиотеки фрагментов сборочных единиц и деталей. Каждый из фрагментов имеет свою математическую модель. Изменяя входные (параметры) модели, можно получить фрагменты с необходимыми размерами. Библиотека фрагментов сборочных единиц и деталей позволяет конструктору значительно повысить производительность труда и сократить сроки разработки чертежей. Этот этап работы обеспечивается пакетом графических подпрограмм функционального уровня и программой, связывающей параметры чертежа конструктивной схемы с координатами характерных графических точек, необходимых для функционирования графических программ.
Математическое обеспечение используемых при проектировании ЭВМ позволяет по-разному построить графические программы выполнения узлов и деталей электрической машины.
Разработка математической модели сборочных единиц целесообразна только в тех случаях, когда сборочная единица для ряда машин является универсальной, т. е. находит применение при разработке типов электрических машин. К таким сборочным единицам относятся активные части электрической машины: статор обмотанный и необмотанный машин переменного тока, короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя и т. д.
В процессе создания САПР СЭМ разработаны математические модели чертежей активной части машин переменного тока. Исходными данными для выпуска чертежей активной части являются результаты электромагнитного расчета.
Программы фрагментов сборочных единиц и деталей создают с использованием интерактивной графической системы. Для программирования фрагмента необходимо задать положение базовой системы координат сборочной единицы или детали, а также описать элементы чертежа фрагмента. Чертеж фрагмента детали задается в базовой системе координат, т. е. относительно такой системы координат, которая определяет положение детали относительно других деталей при ее работе в электрической машине. При составлении сборочного чертежа сопрягаются системы координат деталей друг с другом. За оси координат принимают осевые линии отверстий и валов, оси симметрии и т. п. Например, ось координат подшипникового щита проходит вдоль оси вращения машины, а другая - по поверхности замка служит измерительной и сборочной базой подшипникового щита.
Для описания чертежа фрагмента используют чертежные примитивы – прямые линии, точки, дуги. Кроме того, при программировании фрагментов широко применяют команды аффинного
преобразования, позволяющие перемещать какой-либо фрагмент, поворачивать его на некоторый угол, изображать его в увеличенном или уменьшенном масштабе, строить новый элемент, симметричный данному.
В состав подсистемы технологической подготовки производства электрических машин должны входить следующие пакеты прикладных программ (ППТГ):
— обеспечения технологичности конструкции, позволяющие анализировать технологические возможности производства;
— проектирования технологических процессов изготовления машины и подготовки управляющих программ для оборудования с ЧПУ: токарных, фрезерных и электроэрозионных станков;
— конструирование средств технологического оснащения для производства специального мерительного (скобы, пробки, штихмассы) и режущего (сверла, фрезы) инструмента, а также вырубных и гибочных штампов.
Пакеты прикладных программ технологической подготовки производства должны обеспечивать:
— ввод исходных данных непосредственно с конструкторских и технических документов;
— визуальный, по возможности графический контроль исходных данных;
— корректировку исходных данных и справочной информации
— автоматический вывод на графические устройства чертежей технологической оснастки;
— проведение необходимых конструкторских и технологических расчетов.
Математические модели технологической подготовки производства должны разрабатываться на единой методологической основе с максимальным использованием унифицированных, типовых и стандартных решений с учетом принципа единства информационного и лингвистического обеспечений.
Математические модели технологической подготовки производства должны включать формализованное описание:
— конструкторской и технологической документации;
— средств технологической оснастки и технологического оборудования;
— нормативно-справочных материалов.
В настоящее время развитие САПР осуществляется на пути создания экспертных систем. В рамках исследования по искусственному интеллекту сформировалось самостоятельное направление — экспертные системы (ЭС) или инженерия знаний. В задачу этого направления входят, в частности, исследование и разработка программ (устройств), использующих знания и процедуры вывода для решения задач, являющихся трудными для людей-экспертов. В основе ЭС лежат программы, предназначенные для представления и применения фактических знаний из специальных областей к решению конкретных задач. ЭС манипулируют знаниями в целях получения удовлетворительного и эффективного решения в узкой предметной области. Это системы которые не только исполняют заданные процедуры, но на основе метапроцедур поиска генерируют решения новых конкретных задач. Как и настоящий человек-эксперт, эти системы используют символическую логику и эвристику (эмпирические правила), чтобы найти решение. И как настоящие эксперты они могут ошибаться, но обладают способностью учиться на своих ошибках.
Интерес к ЭС со стороны пользователей вызван, по крайней мере, тремя причинами. Во-первых, они ориентированы на решение широкого круга задач в неформализованных областях; на приложения, которые до недавнего времени считались малодоступными для вычислительной техники. Во-вторых, с помощью ЭС специалисты, не знающие программирования, могут самостоятельно разрабатывать интересующие их приложения, что позволяет резко расширить сферу использования вычислительной техники. В-третьих, ЭС при решении практических задач достигают результатов, не уступающих, а иногда и превосходящих возможности людей-экспертов, не оснащенных ЭС.
В настоящее время ЭС применяют в различных областях деятельности. Наибольшее распространение ЭС получили в проектировании интегральных микросхем, в поиске неисправностей, в военных приложениях и автоматизации программирования.
Традиционное программирование в качестве основы для разработки программы использует алгоритм, т. е. формализованное знание. ЭС не отвергают и не заменяют традиционного подхода к программированию, они отличаются от традиционных программ тем, что ориентированы на решение неформализованных задач и обладают следующими особенностями:
— алгоритм решений не известен заранее, а строится самой ЭС с помощью символических рассуждений, базирующихся на эвристических приемах;
— ясность полученных решений, т. е. система «осознает» в терминах пользователя, как она получила решение;
— способность анализа и объяснения своих действий и знаний;
— способность приобретения новых знаний от пользователя-эксперта, не знающего программирования, и изменения, в соответствии с ним, своего поведения;
— обеспечения «дружественного», как правило, естественно-языкового интерфейса с пользователем.
Технологию построения ЭС часто называют инженерией знаний. Как правило, этот процесс требует специфической формы взаимодействия создателя ЭС, которого называют инженером знаний, и одного или нескольких экспертов в некоторой предметной области. Инженер знаний «извлекает» из экспертов процедуры, стратегии, эмпирические правила, которые они используют при решении задач, и встраивают эта знания в экспертную систему, как показано на рис. 12.4.
Рис. 12.4. Структурная схема экспертной системы
Основой ЭС является совокупность знаний, структурированная в целях упрощения процесса принятия решений ЭС. Выделенные знания о предметной области называются базой знаний, тогда как общие знания о нахождении решений задач называются механизмом вывода. Программа, которая работает со знаниями, организованная подобным образом, называется системой, основанной на знаниях.
База знаний ЭС содержит факты (данные) и правила (или другие представления знаний), использующие эти факты как основы для принятия решений. Механизм вывода содержит интерпретатор, определяющий, каким образом применять правила для вывода новых знаний, и диспетчер, устанавливающий порядок применения этих правил.
В современных ЭС чаще всего используют три самых важных метода представления знаний: правила, семантические сети и фреймы.
Правила обеспечивают формальный способ представления рекомендаций, указаний или стратегий. Они часто подходят в тех случаях, когда предметные знания возникают из эмпирических ассоциаций, накопленных за годы работы по решению задач в данной области. Существуют два важных способа использования правил в системе. Один называется прямой цепочкой рассуждений, а другой — обратной цепочкой рассуждений.