Файл: Глава 8 Элементы конструкции и механические расчеты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2019

Просмотров: 1448

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава восьмая. Элементы конструкции

и механические расчеты

Наряду с электромагнитными и тепловыми расчетами, механи­ческие расчеты во многом определяют энергетические, массогабаритные и виброакустические показатели, а также надежность и срок службы электрических машин. Поэтому расчеты узлов и отдельных деталей при проектировании электрических машин имеют важное значение.


8.1. МАГНИТОПРОВОД СТАТОРА


Магнитопроводы статора машин переменного тока общего назначения выполняют шихтованными из электротехнической стали толщиной 0,35...0,55 мм. При внешнем диаметре магнитопровода до 990 мм он выполняется из целых листов (рис. 8.1), а при больших диаметрах собирают из отдельных сегментов (см. рис. 10.14). По внутренней поверхности магнитопровода штампуют пазы требуе­мой формы для размещения в них обмотки статора. Так как в размерах отдельных зубцов имеется разброс, обусловленный допусками при изготовлении штампа, то при шихтовке магнитопровода листы укладываются в одно и то же положение относительно друг друга по шихтовочному знаку А, который вырубают на внешней поверх­ности. Для изоляции листов друг от друга их после снятия заусенцев ла­кируют. Если листы изготовляют из стали 2013, то их подвергают термо­обработке, в результате которой уменьшаются потери в стали и на поверхности создается оксидный и изоляционный слой.

Рис. 8.1. Периметр чертежа листа статора


При большой длине магнитоп­ровода его делят на пакеты, между которыми выполняют вентиляцион­ные радиальные каналы шириной 10 мм путем приварки к крайним листам пакета распорок (рис. 8.2), имеющие чаще всего двутавровое сечение.



Рис. 8.2. Крайний лист магнитопровода статора

с приваренными к нему распорками (а) и формы распорок (б)


При внешнем диаметре до 452…493 мм магнитопровода набирают из целых листов, насаживая их на цилиндрическую оправку диа­метром, равным внутреннему диаметру статора. Для предотвра­щения деформации (распушения) относительно тонких зубцов тор­цевые листы магнитопровода штампуют из более толстых листов или их попарно сваривают точечной сваркой. Собран­ный таким образом магнитопровод прессуют и после этого скреп­ляют по внешнему диаметру П-образными скобами (рис. 8.3). Скобы приваривают к торцам и к внешней поверхности магнитопровода или, как это сделано у машин серии 4А, укладывают в специальные канавки В (см. рис. 8.1) в форме ласточкина хвоста на внешней поверхности магнитопровода. После укладки обмотки и пропитки ее лаком магнитопровод запрессовывают в станину и закрепляют стопорными винтами.

Рис. 8.3. Магнитопровод статора, стянутый скобами:

1 — магнитопровод; 2 — скоба; 3 — нажимная шайба


Иногда в асинхронных машинах небольших габаритов ( <63 мм) спрессованный магнитопровод покрывают тонкостенной оболочкой из алюминия или алюминиевого сплава (рис. 8.4). Эта оболоч­ка охватывает внешнюю и частично торцевые поверхности магнитопровода. Она скрепляет пакет и заменяет собой станину. Оболочка выполняется в формах на специальных машинах для литья под давлением. Такое изготовление статора экономически более выгодно по сравнению с изготовлением его с чугунной станиной.


При внешних диаметрах магнитопровода 520...990 мм он собирается из листов, которые укладываются в расточенный корпус или на обработанные ребра (рис. 8.5).


Рис. 8.4. Магнитопровод статора, залитый в оболочку:

1 — магнитопровод; 2 — оболочка (корпус)


Рис. 8.5. Магнитопровод статора,

запрессованный нажимными шайбами:

1 — нажимная шайба; 2 — ребро станины;

3 — нажимные пальцы; 4 — запорная шпонка


Магнитопровод скреплен двумя нажимными шайбами (кольцами). Для создания осевого сжатия у одного края ребра имеется выступ, а у другого края — канавка, в которую вставляется запорная шпонка. Нажимная шайба передает усилие сжатия на магнитопровод через нажимные пальцы — стальные пластинки, приваренные к крайним листам.

При внешних диаметрах магнитопровода более 990 мм он собирается из сегментов. Различают слоевую шихтовку, при которой каждый слой состоит из целого числа сегментов, и винтовую, при которой в каждом слое последний сегмент перекрывает предыду­щий.

Для шихтовки магнитопровода из сегментов существуют несколько способов крепления листов в корпусе. В машинах общего назначения наибольшее распространение находит способ крепления на сборочных шпильках 5, которые одновременно являются и стяж­ными (рис. 8.6). Базирование магнитопровода в радиальном направлении происходит на ребрах станины 1.

Рис. 8.6. Магнитопровод статора, стянутый шпильками:

1 — ребро станины; 2 — нажимное кольцо; 3 — нажимные пальцы;

4 — «глухая» стенка станины; 5 — сборочные шпильки

При механическом расчете магнитопровода проверяют проч­ность стягивающих его узлов.

При запрессовке магнитопровода шайбами проверяют проч­ность этих шайб, нажимных пальцев и шпонки. При стяжке магнитопровода шпильками выбирают их размер и число. При расчете исходят из того, что давление в запрессованном магнитопроводе находится в пределах 7 · 105...106 Па. Принимают, что образование веера в торцах зубцового слоя не снижает давление и реакции запрессовки. Такое допущение упрощает расчетные формулы.



Рис. 8.7. размеры двутаврового сечения нажимного пальца


Расчет нажимных шайб, пальцев и шпонок. На нажимные пальцы и шайбу действует изгибающий момент, созданный равномерным давлением спрессованного магнитопровода.

Полное усилие запрессовки, H,

, (8.1)

где — коэффициент, который определяется в зависимости от (см. рис. 8.5): ; — площадь сечения всех пазов статора, м2; — внешний диаметр магнитопровода статора, м.

Диаметр равнодействующей усилия запрессовки, м,

, (8.2)

где — коэффициент; — высота паза, м.

Момент, изгибающий нажимную шайбу, Н·м,

. (8.3)

Напряжение изгиба, Па,

, (8.4)


где — в м (см. рис. 8.5).

Допустимое напряжение ограничено условием необходимой жесткости нажимной шайбы. Для стали марки Ст3 Па.

Изгибающий момент, действующий на нажимные пальцы крайних листов сердечника в сечении А—А (см. рис. 8.5), Н·м,

, (8.5)

где — число пазов.

Напряжение изгиба пальцев, Па:

При двутавровом сечении пальца (рис. 8.7)

, (8.6)

где — размеры в метрах по рис. 8.7;

при прямоугольном сечении пальца

. (8.7)

Допустимое напряжение для пальцев из стали марки Ст3 равно 1600 105 Па.

Напряжение смятия шпонки, Па,

(8.8)

где — число шпонок; — размеры контактной поверхности одной шпонки, м.

Допустимое напряжение Па.

Пример. Исходные данные: синхронный двигатель кВт, м, м, м, , м, м. Размеры пальца: м, м. Контактная поверхность шпонки м2, для шайбы м, число шпонок ,

Площадь сечения всех пазов статора м2.

Усилие запрессовки по (8.1)

Н.

Из (8.2)

м;

Изгибающий момент по (8.3)

Н·м.

Напряжение изгиба по (8.4)

Па,

где при получаем .

Из (8.5)

Н·м

Напряжение изгиба пальцев по (8.7)

Па.

Напряжение смятия по (8.8)

Па.

Расчет числа и диаметра шпилек. Расчет проводится по усилию запрессовки магнитопровода, определяемому по (8.1).

Число шпилек

, (8.9)

где — площадь сечения шпильки по нарезке, м2; — внутренний диаметр резьбы шпильки, м.

Допустимое напряжение для шпилек из стали марки Ст3 равно 1600·105 Па, из стали марки Ст5 2100·105 Па.

Нажимные пальцы рассчитываются так же, как и в предыдущем случае.

Пример. Синхронный двигатель: м, м, м, м, .

Из (8.1)

Н.

Выбираем шпильки М36 ( м2) из стали марки Ст3.

По (8.9)

.

Выбираем 8 шпилек.

Бандажные кольца обмотки статора. При протекании ток по обмотке статора на ее лобовые части действуют электродинамические силы, которые стремятся отогнуть их к магнитопроводу. Особенно велики эти силы при внезапных коротких замыканиях, когда токи возрастают в несколько раз по сравнению с их номинальным значением. Для предупреждения отгиба лобовых частей применяется крепление их с помощью бандажных колец (рис. 8.8). Необходимость применения бандажных колец определяется вылетом лобовых частей и высотой паза . Если длина вылета при данной высоте паза лежит выше кривой (см. рис. 8.8), то установка бандажных колец необходима. Число колец определяется из следующего расчета: одно кольцо на каждые 100 мм вылета лобовой части сверх значения, ограниченного кривой на рис. 8.8.



Рис. 8.8. к определению числа бандажных колец


Сечение колец выбирают по растягивающему усилию, испытываемому кольцом при внезапном коротком замыкании, Н,

, (8.10)


где внутренний диаметр магнитопровода, м; число полюсов; — относительное переходное реактивное сопротивление обмотки статора (нахо­дится из электромагнитного расчета); для предварительных расчетов можно принять у синхронных явнополюсных машин , у короткозамкнутых асинхронных двигателей , у асинхронных двигателей с фазным ротором .

Напряжение растяжки в кольце, Па,

, (8.11)

где — диаметр кольца, м.

Тогда

. (8.12)

При доброкачественной сварке кольца из стали марки Ст3 допустимое напряжение растяжения Па. Бандажные кольца изготавливают из прутков диаметрами 10, 12, 16, 20, 24 мм и прутков квадратного сечения 22 22 и 32 32 мм2. В машинах с внешним диаметром магнитопровода статора более 1 м приваривают петли, которые крепят с помощью шпилек к нажимным шайбам статора (рис. 8.9).


Рис. 8.9. Крепление бандажных

колец с помощью шпилек


Число шпилек выбирают в зависи­мости от диаметра сердечника: прини­мают 4 шпильки при диаметрах от 1 до 2 м, 6 шпилек при диаметрах от 2 до 2,6 м и 8 шпилек при диаметрах свыше 2,6 м.

Пример. Дано: м, м, , вылет лобовой части обмотки 23,4 см.

При высоте паза мм вылет лобовой части равен 23,4 см, поэтому бандажные кольца необходимы (23,4>21,5 см). Принимаем , тогда:

по (8.10)

Н;

по (8.12)

м.

Для изготовления кольца выбирается пруток диаметром 12 мм.


8.2. СТАНИНЫ


Станины статоров электрических машин выполняют литыми, сварными или из труб. В машинах переменного тока станина является каркасом, в котором располагается магнитопровод статора с обмоткой. Конструкция станины зависит от степени защиты маши­ны. Для асинхронных двигателей закрытого исполнения (степень за­щиты IР44) (см. рис. 9.7) применяют литые чугунные станины цилиндрической формы. Для улучшения охлаждения машины внешней поверхности станины отливают продольные ребра (при 355 мм) или приваривают распределенный воздухоохладитель, состоящий из двух-трех рядов стальных трубок диаметром 32...40 мм (при 400 мм). Между ребрами или через трубки воздухоохладителя наружным вентилятором, расположенным на валу машины, прогоняется охлаждающий воздух. Высоту ребер выбирают равной (0,15—0,2) . Число ребер, приходящихся на четверть поверхности станины, выбирают от 8 до 12.

Внутренняя поверхность станины у машин небольшой мощности гладкая, обработана для посадки магнитопровода статора, более крупных машин (при > 400 мм) для закрепления магнитопровода на ней предусматривают продольные ребра.

У двигателей защищенного исполнения (степень защиты IР23) (см. рис. 9.4) станины выполняют литыми с гладкой внешней поверхностью, а на внутренней поверхности имеются 4—6 ребер для посадки магнитопровода. В боковых частях станины предусматривают отверстия для выхода охлаждающего воздуха. Отверстия закрывают жалюзи, которые штампуют из стали или выполняют из алюминиевых сплавов.


В синхронных машинах относительной небольшой мощности станины также выполняют литыми (рис. 8.10).

Рис. 8.10. литая станина с впрессованным магнитопроводом


Для машин переменного тока большой мощности (больше сотен киловатт) чаще всего применяют сварные станины. Сварные станины выполняют в виде кольцевой коробки П-образного сечения и состоят они из ряда продольных балок, приваренных к боковым кольцам (рис. 8.11). В машинах общего назначения чаще всего применяют станины с «глухой» наружной стенкой (см. рис. 8.6). Одна из торцевых наружных стенок 4 такой станины имеет отвер­стие, диаметр которого меньше внешнего диаметра магнитопровода

(глухая стенка). К этой стенке приваривают нажимные пальцы 3. Вторая торцевая стенка открытая, и через нее ведут шихтовку маг­нитопровода. К этой стенке после прессовки магнитопровода приваривают нажимное кольцо 2 с пальцами 3.

Рис. 8.11. Сварная станина


В машинах постоянного тока станина, кроме того, что к ней прикрепляют главные и добавочные полюсы, является частью маг­нитопровода. В целях уменьшения размеров подшипниковых щитов и повышения их жесткости иногда увеличивают длину станины. Развитая в сторону подшипниковых щитов часть станины может иметь меньшую толщину. Толщину станины определяют из электромагнитного расчета. Полученные размеры станины обеспечивают ее достаточную прочность и жесткость. В машинах постоянного тока станины как при защищенном (степень защиты IP22), так и при закрытом исполнении (степень защиты IP44) (см. рис. 11.3) имеют гладкую внешнюю поверхность. При высотах оси вращения до 200 мм станины выполняют из цельнотянутых стальных труб, а при больших высотах оси вращения сваривают из толстолистовой стали, свернутой в трубу. Сварной шов целесообразно располагать по линии главных полюсов, чтобы исключить влияние этого шва на распределение магнитного потока. В удлиненных станинах предусматривают люки для обслуживания коллектора и подачи охлажда­ющего воздуха.

Для улучшения работы двигателей постоянного тока при пита­нии их от тиристорных преобразователей целесообразно магнитопровод статора выполнять шихтованным из листов электротехнической стали толщиной 0,5...1 мм, а затем запрессовывать его в литой корпус.

При проектировании станины электрической машины в ниж­ней ее части должны быть предусмотрены лапы, с помощью которых она крепится к фундаменту. Расположение лап на станине должно быть таким, чтобы можно было свободно вставлять в их отверстия крепящие машину болты, а в машинах постоянного тока — еще и не затруднять установку и выем болтов, крепящих полюсы. Опорные лапы либо отливают вместе со станиной, либо изготовляют отдельно. Кроме того, на станине должны быть окна и приваренные или отлитые основания для размещения коробки вводных проводов.