Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы Российской Федерации позволит быстро и надежно решить практически все вопросы, мешающие стране нормально и достойно развиваться.

Таким образом, одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Проведенные исследования показывают, что в нашей стране имеется определенный опыт организации налогового стимулирования деятельности по инвестированию. В частности, федеральным законодательством предусмотрены налоговые льготы инвестиционного характера для лизинговых операций и для инвесторов, участвующих в реализации крупных государственных проектов, а также для производителей, деятельность которых будет осуществляться в особых экономических зонах.

Производителям также предоставлено инициативное право использования режима ускоренной амортизации, предусмотрены определенные таможенные льготы по поставкам иностранного технологического оборудования.

Субъектам Федерации федеральным законодательством определено право предоставления налогового кредита и других налоговых льгот этого типа в масштабах отчислений, направляемых в территориальные бюджеты.

Однако процесс предоставления налоговых льгот активным инвесторам в масштабах страны и регионов не носит системного характера, слабо привязан к развитию производства и приданию инвестиционным отношениям инновационного характера, не дифференцирован по уровню инвестиционной активности и часто носит хаотический и спазматический характер. А отсутствие четкой регламентации полномочий каждого иерархического уровня в предоставлении этих льгот и эффективного, дифференцированного для различных уровней управления механизма их предоставления создает условия для развития коррупционности в этом процессе.[7,c.318]

Для решения этой проблемы необходимо системно и четко сформулировать и прописать в Налоговом кодексе Российской Федерации возможность, условия и порядок предоставления различных видов налоговых льгот инвестиционного и инновационного характера, дифференцируя их по уровню активности протекания этих процессов и правомерности их предоставления для каждого уровня управления.


Важным моментом современной налоговой политики государства является определение налогового режима с предоставлением значительных налоговых льгот инвестиционного характера в особых экономических зонах, в частности в предлагаемых нами зонах свободного инвестирования. В отличие от создаваемых сегодня в России промышленно-производственных и технико-внедренческих экономических зон, зоны свободного инвестирования формируются не на пустом месте, а на базе существующих субъектов Федерации, причем наиболее развитых, обладающих достаточно мощным научно-техническим, производственным, трудовым и ресурсным потенциалом, как минимум по одной в каждом федеральном округе. А налоговые и таможенные льготы, другие преференции должны предоставляться в них в первую очередь иностранным инвесторам, вкладывающим свои капиталы на долгосрочной основе в технологическое и инновационное развитие производственной сферы. В Уральском федеральном округе такой статус, например, может быть предоставлен Свердловской области и Ямало-Ненецкому автономному округу.

В этом случае зоны свободного инвестирования будут реально выступать в роли своеобразного "инновационного инкубатора", из которого позитивные инвестиционные тенденции будут постепенно распространяться на другие территории округа. Следует отметить, что механизм создания зон свободного инвестирования нуждается сегодня в основательной проработке, в том числе и в части разработки и регламентации прогрессивного режима налогообложения инвесторов, а масштабы их внедрения на территории России - в научном обосновании. Однако сама идея создания этих нетрадиционных для мировой экономики особых экономических зон представляется весьма перспективной.

Необходимо разработать методику оценки налоговых льгот с единой системой критериев эффективности. Налоговые преференции должны использоваться как стимул для развития конкретных производств либо видов деятельности хозяйствующих субъектов.

Экономисты признали, что именно прямые вычеты, а среди них налоги на прибыль и имущество организаций, содержат значительные потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления деятельности по инвестированию . Налог на прибыль организаций играет существенную роль в эффективном воздействии на темпы роста и конкретные направления инвестиционной активности, а следовательно, и экономического роста. Вместе с тем эти преимущества регулирующего характера в российской практике налогообложения реализуются не полностью.[9,c.16]


В настоящее время многие регионы предоставляют пониженную ставку по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет субъекта, для поддержки определенных видов экономической деятельности, стимулирования инвестиционной активности предприятий. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на доходах бюджета страны. Отметим, что планируемый дефицит российского бюджета в 2018 году составит 391,4 млрд руб., либо 0,5% ВВП, что подтверждает особую значимость рационального использования бюджетных средств и предоставления налоговых льгот.[18]

1.2 Сущность, понятие и роль налогов в макроэкономическом регулировании

На данном этапе экономика России нуждается в оживлении реального сектора. Конкурентоспособность российских производителей совершенно непригодна для открытого внутреннего и тем более зарубежного рынка. Существует множество факторов, по причине которых наша страна отстает от конкурентов во многих отраслях: низкое потребительское качество продуктов, использование несовершенных технологий, морально и физически устаревающее оборудование. Для освоения новых продуктов или технологий, либо приобретения нужного оборудования, естественно, необходимо финансирование, которое возможно только при наличии гарантии возврата инвестиций. Такой гарантией является уверенность инвестора в долгосрочном конкурентном рыночном преимуществе конкретной инновации. Таким образом, для позитивного развития национальной экономики необходимы быстро реализуемые эффективные инновации.

Мы живем в мире экспоненциального развития, когда в какой-то точке планеты происходит событие, в ту же минуту вы узнаете об этом с помощью компьютера. Средний срок развития крупной инновационной компании сократился до 15 лет. Компьютеры, роботы, цифровая печать — это технологии, которые «взрывают» мир.

Уменьшение срока жизни продукта способствует соперничеству компаний друг с другом, демонстрируя при этом скорость выведения нового продукта на рынок в качестве важного параметра конкурентоспособности. Современные высокотехнологические компании ищут пути для роста их бизнеса. На сегодняшний день значение инновации сводится к плотному союзу научных и бизнес сообществ и государства. От того, насколько эффективным будет этот союз, зависят перспективы укрепления индустриального потенциала России, строительство экономики страны.


Кризис 2008 года стал для многих стран уроком того, что в условиях спада производства следует инвестировать средства в улучшение собственной инфраструктуры, производства, увеличивать финансирование в научные разработки и приоритетные направления фундаментальных научных исследований, что тем самым обеспечивает создание новых рабочих мест и поддерживает национальную экономику. В 2008 году предприниматели, работающие в несырьевых инновационных секторах, радовались кризису, заставившему правительство обратить внимание на эти сферы. Но как только обратно цены на энергоресурсы стали прежними, все вернулось на свои места[6,c.169]

Правительством Российской Федерации инновационная политика определена как важная составная часть государственной социально- экономической политики. И это понятно, поскольку в мировой практике инновационный путь развития широко используется как эффективное средство преодоления кризисных явлений в экономике.

Необходимо создать условия для перехода экономики России на инновационный путь развития. Общество, выбравшее инновационный путь развития, не может успешно двигаться вперед без освоения достижений науки, генерации новых технологий и создания на их основе успешных технологических бизнесов практически во всех сферах деятельности. Сегодня инновационно-технологическое предпринимательство обеспечивает решение многих насущных задач человечества - продление и обеспечение безопасности жизни, сохранение окружающей среды, создание альтернативной энергетики, дальнейшее освоение атома и космоса, а также многие другие. Инновационный путь развития может обеспечить России одно из ведущих мест в мировой экономике.

Налоговая система - это один из основных элементов рыночной экономики. Она является важнейшим инструментом воздействия государства на развитие предпринимательской деятельности, определяя тем самым приоритеты социального и экономического развития страны. При этом налоговая система формируется на базе налоговой политики государства.[4,c.457]

Приоритеты налоговой политики государства регулярно корректируются, уточняются методы достижения конечных целей. В связи с этим в налоговое законодательство ежегодно вносятся многочисленные принципиальные поправки. В условиях нестабильной экономики вопросы повышения эффективности налоговой политики имеют особое значение, в виду чего возрастает роль налогов в поддержке и развитии предпринимательской деятельности, являющейся главной движущей силой современной экономики.


В современных условиях перед российской налоговой политикой стоят две основные задачи:

  • модернизацию российской экономики;
  • обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Структура и уровень налогообложения должны формировать конкретные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности предпринимательства.

Для успешного инновационного развития экономики требуется определенный набор необходимых условий, таких как сильная научная сфера, хорошая образовательная система и развитые производственные мощности. Однако если эффективно не распоряжаться этими возможностями, то инновационные ресурсы очень быстро иссякнут. Инновационная система страны должна быть всеохватывающей: начиная от научных исследований и изобретательства до венчурного управления и коммерциализации инновационных проектов, включая маркетинг инновационных продуктов как внутри страны, так и на внешнем рынке. Только согласованные и активные действия органов власти, бизнеса, научных учреждений позволят России получить выгоду и стать одним из мировых лидеров инновационного развития. А модернизированная сбалансированная система показателей позволит государству оценивать результаты своих действий и своевременно вносить необходимые коррективы в государственную стратегию развития.

Налоговое стимулирование - это неотъемлемый элемент экономической политики государства, которая, в свою очередь, является многоаспектной категорией, непосредственно связанной со взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями.

Налоговая политика проводится посредством методов:

  • управления;
  • информирования (пропаганды);
  • воспитания;
  • консультирования;
  • льготирования;
  • контролирования;
  • принуждения.[13,c.639]

Одной из основных задач стимулирования нововведений является разработка комплекса мер по организационно-правовому и ресурсно- финансовому обеспечению инновационной активности хозяйствующих субъектов. Здесь должны быть востребованы инструменты как прямого, так и косвенного воздействия: организации рациональных производственных структур, поиска эффективны инновационных решений, разработки и внедрения новшеств, финансирования нововведений, трансфера технологий, защиты интеллектуальной собственности.