ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2019

Просмотров: 2022

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

61 

 

1. Назначение и основные характеристики реакторов 

Реакторы электровозов и электропоездов выполняют со стальными 

магнитопроводами и без них. Их применяют для уменьшения пульсаций 
выпрямленного тока в цепи тяговых двигателей пульсирующего тока 
(сглаживающие реакторы), для ограничения тока в секции обмотки транс-
форматора во время перехода с одной ступени регулирования напряжения 
на другую (переходные реакторы), более равномерного распределения то-
ка между обмотками возбуждения тяговых двигателей и резисторами 
ослабления возбуждения (индуктивные шунты), стабилизация напряжения 
(насыщающиеся реакторы, допускающие изменение параметров с помо-
щью подмагничивания — трансформаторы ТРПШ-2 и др.), сглаживания 
пульсаций выпрямленного тока в цепи аккумуляторных батарей, в цепи 
защиты от замыкания на «землю», снижения уровня радиопомех, создава-
емых при работе электровоза или электропоезда под контактным прово-
дом, в качестве датчиков для ограничения тока к. з. в случае сквозного 
пробоя вентилей плеча выпрямителя (токоограничиваюшие реакторы), вы-
равнивания нагрузки между параллельными цепями тиристоров (индук-
тивные делители) и для других цепей. 

 

Рисунок  38 – Циклы перемагничивания магнитопровода сглаживающего 

реактора при разных значениях пульсирующего тока (а) и зависимости 

индуктивности реактора от величины выпрямленного тока и длины 

воздушного зазора (б) 


background image

 

62 

Основными характеристиками реакторов являются зависимости маг-

нитной индукции В от суммарной м. д. с.Fиндуктивности реактораL

p

и 

магнитного потока Ф от тока / в цепи реактора. 

2. Сглаживающие реакторы 

На э. п. с. со статическими преобразователями выпрямленное напря-

жение на зажимах тяговых двигателей не является постоянным во време-

ни: оно изменяется, пульсирует. Коэффициент пульсаций напряжжения 

 

где U

m

 — амплитудное значение переменной (пульсирующей) со-

ставляющей напряжения;U — среднее выпрямленное напряжение (посто-
янная составляющая);U

B

 — напряжение на зажимах выпрямителя с учетом 

только основной гармоники его пульсаций; ώ = 4лf— угловая частота ко-
лебаний переменной составляющей, соответствующая удвоенной про-
мышленной частоте= 2-50 = 100 Гц переменного тока. 

Коэффициент к, зависит от схемы выпрямления и угла коммута-

ции диодов и тиристоров выпрямителя. Пульсации выпрямленного напря-
жения вызывают н пульсации тока тяговых двигателей, которые тем боль-
ше, чем меньше индуктивность в их цепи. Собственной индуктивности тя-
говых двигателей недостаточно для сглаживания тока в необходимых пре-
делах. Поэтому для уменьшения пульсации тока последовательно в цепь 
двигателей включают добавочное индуктивное сопротивление — сглажи-
вающий реактор. В этом случае коэффициент пульсации тока 

 

где 1

т

 — амплитудное значение переменной составляющей тока, 

2L— полная индуктивность цепи выпрямленного тока, отнесенная к 

одному двигателю и состоящая в основном из индуктивностей двигателя 

В 

и индуктивности сглаживающего реактора L

p

 

В тяговом двигателе пульсирующего тока момент на валу создается 

только постоянной составляющей тока. Переменные составляющие 
напряжения и особенно тока затрудняют условия работы тяговых двигате-
лей, ухудшая их коммутацию и увеличивая магнитные и дополнительные 
потери Отсутствие пульсаций тока возможно только при 
∑L= ∞,коэффициент пульсации тока возрастает при снижении нагрузки, 
что соответствует более высоким 

скоростям движения локомотивов. 


background image

 

63 

Обычно сглаживающие реакторы обеспечивают уменьшение пульсации 
тока не более чем на 25—30%. Дальнейшее сглаживание не осуществляет-
ся, так как оно сопряжено с чрезмерным увеличением размеров и массы 
реактора. 

Для поддержания постоянной пульсации тока в широких пределах 

нагрузки тяговых двигателей сглаживающий реактор должен обеспечивать 
изменение индуктивности цепи выпрямленного тока по закону гиперболы. 
С некоторым приближением такую характеристику имеют сглаживающие 
реакторы с ферромагнитным сердечником. Объясняется это тем, что ин-
дуктивность таких реакторов не является постоянной, а зависит от тока в 
обмотке. Индуктивность изменяется прямо пропорционально магнитной 
проницаемости, которая зависит от магнитной индукции При возрастании 
тока в обмотке реактора одновременно возрастает и магнитная индукция, 
что вызывает уменьшение магнитной проницаемости, а следовательно, и 
уменьшение индуктивности. При уменьшении тока в обмотке индуктив-
ность реактора увеличивается. Это свойство реакторов с ферромагнит-
ными сердечниками и используется для сглаживания пульсации выпрям-
ленного тока. 

На отечественном э. п с. со статическими преобразователями приме-

няют сглаживающие реакторы как с замкнутой, так и с разомкнутой маг-
нитными системами с тремя, двумя и одним сердечником, которые наби-
рают из лакированных листов электротехнической стали Э22 толщиной 0,5 
мм. Реакторы с замкнутым магнитопроводом имеют большую массу на 
единицу мощности. Магнитный поток реакторов с разомкнутым магнито-
проводом слабо влияет на смежное оборудование, и, следовательно, не 
требуется применять специальные меры для ограничения этого влияния 

Сердечники реакторов имеют значительный воздушный участок в 

магнитной цепи во избежание насыщения и чрезмерного снижения индук-
тивности при больших токах нагрузки. С увеличением воздушного зазора 
снижается начальная индуктивность, но насыщение сердечника и падение 
его индуктивности наступают лишь при большем токе нагрузки. Зазоры в 
стержнях заполняют диамагнитными прокладками из гетинакса. Магнито-
провод с одним сердечником выполняют радиально-шихтованным, что 
позволяет уменьшить массу и размеры реактора, снизить потери в стали 
путем рационального распределения магнитного потока (он замыкается 
через торцы пластин маг-нитопровода), улучшить заполнение «окна» об-
мотки, повысить технологичность изготовления. На электровозах ЧС4 и 
ЧС4

Т

сглаживающие реакторы выполнены без магнитопроводов и снабже-

ны шихтованными экранирующими магнитными контурами. 


background image

 

64 

 

Электромагнитные и тепловые нагрузки, обеспечивающие заданные 

характеристики сглаживающего реактора при наименьших габаритных 
размерах и массе, рассчитывают методом постепенного приближения. Ин-
дуктивность рассеяния реактора, мГн, 

 

где ώ — число витков катушки; к1к2 и к3 — коэффициенты, учи-

тывающие влияние на индуктивность соответственно длины, диаметра и 
толщины намотки катушки. 

Основными частями сглаживающего реактора  являются катушка, 

магнитопровод или шихтованные экранирующие магнитные пакеты, мон-
тажные детали (боковины, стягивающие дюралюминиевые шпильки, ко-
жух, экран и др.). Шихтованные экранирующие пакеты предотвращают 
нагрев окружающих металлических конструкций потоками рассеяния. 

Катушки выполняют из шин медных, намотанных на ребро, с зазо-

ром до 4 мм, алюминиевых или из провода (реакторы СР-800 и др.). Для 
витковой изоляции катушки из медных шин обычно применяют электро-
нит, установленный на '/з высоты шины для лучшего охлаждения, а из 
провода — стеклоленту, наматывая ее в один слой вполуперекрышу. Вит-
ки из алюминиевых шин имеют изоляцию класса В. Торцы и цилиндриче-
скую поверхность магнитопровода реакторов РС-32, РС-33, РС-50, РС-53, 
РС-55 и РС-56 покрывают стеклопластом; толщина основного слоя 7 мм 
Стеклопласт обеспечивает упругое крепление пакета без каких-либо кре-
пежных деталей. 

Сглаживающие реакторы РС-32, РС-53, РС-60 выполнены с 

разомкнутой магнитной системой, равноценны по электромагнитным 
характеристикам, имеют принудительное воздушное охлаждение, и 
одинаковые по конструкции обмотки и магнитопроводы. Различие между 
ними заключается в конструкциях воздуховодов. Воздуховод реактора РС-
53 входит в конструкцию самого реактора. Реакторы РС-32 и РС-60 разме-
щают в вентиляционных камерах, которые являются частью кузова 
электровоза. Магнитопровод такого реактора выполнен в виде одиночного 
радиально-шихто-ванного стержня круглого сечения. 

Сглаживающие реакторы ЭРБД-800 и СР-800 имеют магнитопроводы 

броневого типа. Каждая обмотка их состоит из 14 секций (168 витков) из 
провода ПСД-3,05 • 10. Реактор 

ЭРБД-800 имеет принудительное 


background image

 

65 

воздушное охлаждение, реактор СР-800 охлаждается одновременно с 
установленными на нем охладителями масла тягового трансформатора. 

3. Переходные реакторы 

Эти реакторы применяют на электровозах для ограничения тока в 

секции в процессе ее шунтирования при регулировании напряжения на 
вторичной обмотке трансформатора. Реакторы выполняют как с магнито-
проводами, так и без них. В переходном реакторе с магнитопроводом 
вследствие нелинейности характеристики на магничивания амплитуда 
суммарного тока, обусловленная насыщением магнитной цепи, достигает 
больших значений. Для снижения ее и уменьшения массы реакторов 
широко применяют переходные реакторы без магнитопроводов, имеющие 
линейную характеристику. Индуктивность такого реактора зависит от 
геометрических размеров и конструкции обмотки. 

Таблица  2 – Характеристики переходных реакторов 

Показатель 

Переходной реактор типа 

 

Пра - 
1М 
Пра - 2 

Пра-ЗА  Пра-48 

Серия электровоза 

ВЛ60«  ВЛ80"  ВЛ80

Т

ВЛ80

Р

 

Номинальное напряжение между 
выводами, В 

252 

146 

146 

Ток ветвн, А, в режиме: 
часовом 

1100 

1350 

1350 

продолжительном 

1000 

1270 

1270 

Индуктивное сопротивление, Ом  0,26 

0,12 

0,12 

Число витков 

44 

32 

27 

Площадь сечения шины, мм 

2

 

6X60 

8X60 

8X60 

Масса реактора, кг 

580 

572 

450 

На отечественных электровозах применяют переходные реакторы 

ПРА-1М и ПРА-2, ПРА-ЗА, ПРА-48. 

Каждый реактор состоит из двух самостоятельных аппаратов, 

размещенных один над другим. Этим достигается наиболее выгодное 
использование площади кузова и взаимной индуктивности реакторов.