Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Система конституционных прав и свобод в РФ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ
Система конституционных прав и свобод в РФ
1.2 Формально-юридические гарантии в системе гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ
1.3 Институциональные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ
2.1. Юридические гарантии в механизме реализации основных прав и свобод.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В качестве правовых гарантий выступает не любая их деятельность, а только та, с которой закон связывает наступление определенных юридических последствий.
Конституционные права и свободы эффективно могут быть гарантированы лишь устойчивой, стабильной практикой работы государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также общественных объединений, которые в целом обеспечивают гражданам пользование правами и свободами, предотвращает их от возможных нарушений.
Гарантией конституционных прав и свобод граждан служит лишь такая деятельность государственных органов и должностных лиц, которая отвечает строго закону и направлена на возможно полное осуществление в качестве гарантий конституционных прав и свобод граждан. Выступает не только сам результат деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, а механизм, определенный законом порядок осуществления этой деятельности. Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе.
Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны, конституционных прав и свобод также создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства обеспечения охраны, конституционных прав и свобод граждан формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.
1.3 Институциональные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ
Юридические гарантии в числе прочего можно подразделить на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии. Формально-юридические гарантии непосредственно являют собой нормативное закрепление в Конституции РФ и в законодательстве любых положений, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
В РФ предусматривается деятельность специальных органов государства, наделенных необходимыми полномочиями, способствующими обеспечению основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Все органы государственной власти, как федеральные, так и региональные, в рамках своей компетенции обязаны предпринимать меры по обеспечению соблюдения и осуществления прав и свобод человека и гражданина.
Основные права и свободы человека и гражданина не только признаются государством, но и защищаются им, поскольку значимость конституционно закрепленных прав обусловлена тем, что от уровня их реальной обеспеченности зависит решение вопроса об отнесении государства к числу демократических и правовых. В систему государственных и негосударственных органов и организаций, обеспечивающих охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, включены следующие органы:
1) Президент РФ выступает в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина. Сотрудники Администрации Президента на постоянной основе осуществляют работу с письмами и обращениями граждан, организуют и проводят личный прием граждан по самым различным вопросам. Кроме того, существуют специальные правозащитные структуры, к числу которых относится Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
2) Органы законодательной власти федерации и ее субъектов. Именно от них зависит создание современной правовой базы, направленной на конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина.
3) Значительная роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина принадлежит Генеральной прокуратуре РФ.
4) Министерства и ведомства, входящие в систему органов исполнительной ветви государственной власти (учреждения юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные среди прочих реагировать на многочисленные обращения, заявления, жалобы и претензии граждан и общественных объединений, помимо прочего обязаны осуществлять меры исполнительного характера, направленные на реализацию государственных программ по обеспечению и защите прав всех граждан.
5)Уполномоченный по правам человека в РФ и система одноименных правозащитных институтов в субъектах РФ призваны осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Создание в РФ института Уполномоченного по правам человека, безусловно, является одним из ключевых показателей поступательного развития демократии.
6) Комиссии (советы) по правам человека в субъектах РФ. Такие комиссии (советы) действуют во многих субъектах РФ.
7) Уполномоченный по правам ребенка в РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка». В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов детей в РФ также создана система одноименных правозащитных институтов в субъектах РФ.
8) Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления представляют собой наиболее приближенный к населению и местным проблемам уровень публичной власти. 9) Адвокатура и нотариат. Данные публичные корпорации обеспечивают защиту прав и свобод граждан, способствуют осуществлению конституционных прав в силу прямого возложения на них данной функции действующим законодательством.
10) Общественные органы и организации, действующие как на международном, общероссийском, так и на региональном и местном уровнях оказывают большое влияние на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Они не входят в систему государственно-правовой защиты прав человека, но, как правило, тесно сотрудничают с государством и положительно влияют на повышение уровня эффективности правозащитной деятельности государственных органов.
11) Суды общей юрисдикции. Бесспорно, ключевой институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в РФ является гарантия судебной защиты.
12) Важное место в системе судебных инстанций занимает Конституционный суд РФ. Специализированный конституционный контроль (надзор) представляет собой важнейший способ защиты Конституции РФ и провозглашенных ею конституционных прав и свобод человека и гражданина. Главным критерием деятельности Конституционного суда РФ является соблюдение прав человека, данный критерий имеет универсальное значение и оказывает влияние абсолютно на любое решение о проверке конституционности тех или иных актов.
13) Европейский Суд по правам человека. В соответствии с положениями части 3 статьи 46 Конституции РФ российские граждане наделены правом обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы. Среди международных судебных инстанций, занимающихся защитой прав и свобод человека и гражданина, наиболее известным и авторитетным является расположенный в Страсбурге Европейский Суд по правам человека.
Глава 2 Особенности закрепления гарантий прав и свобод человека и гражданина в конституционном (уставном) законодательстве субъектов РФ
2.1. Юридические гарантии в механизме реализации основных прав и свобод.
Наша Конституция содержит целый ряд положений правоохранительного свойства, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления. Последних сравнительно много, «каждому, - сказано в части 1статьи 46 Конституции, - гарантируется судебная защита прав и свобод»[4].
В части 1 статьи 45 закреплена норма, обобщающая различные виды государственной поддержки прав и свобод и правила их восстановления в случае нарушения последних «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется». В осуществлении этого конституционного положения задействованы все органы государства и некоторые общественные структуры. К правам, направленным на охрану других прав и свобод, относятся также: право на жалобу, право на судебный иск, право обвиняемого на защиту и другие. Указанную группу прав можно именовать как категорию прав, выражающую правомочия граждан по защите своих прав и свобод.
Таким образом, по объекту основные права и свободы можно разделить на 2 группы:
1) составляют те права, которые предусматривают пользование определенными социальными благами;
2) направлена на охрану других прав и свобод личности.
Конституционное право каждого на судебную защиту означает, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение[5].
Надежным и активным инструментом реализации права на судебную защиту стал закон РФ от 27.04.93г «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». С принятием его наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел о нарушении прав и свобод граждан. Этот закон снял препоны, установленные ранее действовавшим законом и в ряде случаев мешавшие гражданам обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия и решения представительных органов, общественных организаций и других общественных объединений, а также воинских должностных лиц и органов военного управления. Следующим шагом на пути обеспечения наиболее полной защиты прав и свобод граждан явился Федеральный закон от 14.12.95г. «О внесении дополнений в закон РФ», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Расширен круг органов и лиц, решение и действие которых могут быть обжалованы в суд. При этом подчеркивается, что ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.07.95г. «Об основах государственной службы РФ»[6]. К коллегиальным и единоличным действиям, которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий.
В законе от 27.04.93г установлено, что могут быть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия, в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Теперь в полном соответствии с содержанием статьи 46 Конституции добавлено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия наступили в результате бездействия указанных в законе органов и лиц. Принципиальным дополнением названного закона является включение в него нормы о праве каждого получить и обязанности должностных лиц, государственных служащих предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Это согласуется и прямо вытекает из содержания части 2 статьи 24 Конституции РФ. Закон от 27.04.93 приводит сроки для обращения с жалобой. В то же время он содержит правило, по которому пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Статья 46 Конституции РФ не допускает каких-либо ограничений права на обращение в суд, и если гражданин считает, что обжалуемое им действие или решение в области обеспечения обороны и государственной безопасности страны нарушает его права и свободы, он вправе и в этом случае искать защиту в суде.
Принципиальное значение имеет также дополнение закона нормой о распределении между участниками судопроизводства бремени доказывания. На государственные органы, органы самоуправления, учреждения и предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия которых обжалуются гражданином теперь возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых действий. В то же время гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий, но он обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Названный закон дополнен нормой, в соответствии с которой суд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, должностного лица госслужащего за действия, приведшие к нарушению прав и свобод граждан. Это значит, что в постановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенных нарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иные предусмотренные законом меры. В отношении госслужащих, совершивших действия или принявших решения, признанные незаконным, суд определяет меру ответственности. Таким образом, практическое применение нормы закона об ответственности должностных лиц и госслужащих весьма проблематично и требует своего законодательного решения.