Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Система конституционных прав и свобод в РФ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ
Система конституционных прав и свобод в РФ
1.2 Формально-юридические гарантии в системе гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ
1.3 Институциональные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ
2.1. Юридические гарантии в механизме реализации основных прав и свобод.
Правовая природа конституционных (уставных) судов имеет двойственный характер. Во-первых, будучи органами судебной власти, они входят в состав судебной системы РФ. Во-вторых, они входят в систему органов государственной власти субъектов РФ. Этим обусловлена особая роль конституционных (уставных) судов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что конституционный (уставный) суд как таковой представляет собой необходимый элемент системы государственных органов субъекта федерации как государственно-правового образования. Фактическое создание подобного органа придает системе органов государственной власти завершенный, полноценный характер.
Значение деятельности региональных органов конституционной юстиции также заключается в приведении законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с федеральным законодательством, конституцией (уставом) субъекта РФ, решениями Конституционного Суда РФ. Этим объясняется востребованность и необходимость создания конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Органы конституционной юстиции субъектов РФ являются весьма эффективным средством защиты прав и свобод человека и гражданина. Такой вывод обусловлен тем, что в результате деятельности конституционного (уставного) суда субъекта РФ оперативная судебная защита конституционных прав предоставляется не только заявителю, но и иным гражданам, чьи права и свободы были нарушены нормативным правовым актом, признанным неконституционным.
Кроме того, зачастую правовые позиции конституционных (уставных) судов субъектов РФ, содержащиеся в выносимых ими решениях, содержат ориентиры для деятельности законодательных, исполнительных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Таким образом, региональные органы конституционной юстиции, безусловно, способствуют усилению судебной власти. Основываясь на проведенном исследовании деятельности региональных органов конституционной юстиции, можно сделать вывод о том, что в тех субъектах РФ, где подобные органы созданы и реально функционируют, имеется дополнительная институциональная гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина.
2.3. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ как специализированный институт защиты прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая, что учреждение должности регионального омбудсмена не является обязательным, а оставлено на усмотрение органов законодательной власти субъектов федерации, ежегодное увеличение регионов РФ в которых введена данная должность, представляется положительной тенденцией. В соответствии с положениями статей 15 и 16 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ основной функцией федерального омбудсмена является рассмотрение жалоб граждан на действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе тогда, когда по спорной ситуации уже вынесено судебное решение, однако заявитель с ним не согласен[10].
Подобный подход представляется разумным и целесообразным, так как Уполномоченный по правам человека в ходе рассмотрения соответствующего обращения гражданина вправе сделать необходимые запросы и получить информацию и доказательства, которые не могли быть получены гражданином самостоятельно, не были запрошены судом, однако могут оказать влияние на рассмотрение спорной ситуации и могут послужить основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Деятельность уполномоченных по правам человека изначально имеет целью полемику с должностными лицами, допускающими своими действиями (бездействием) нарушения прав и свобод человека и гражданина. Своеобразным подведением итогов деятельности регионального омбудсмена в течение прошедшего года является соответствующий доклад, направляемый в обязательном порядке Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, органам государственной власти субъекта федерации, а также публикуемый в средствах массовой информации, на соответствующем официальном сайте регионального омбудсмена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Целью подобных докладов являются объективное изложение проблемных вопросов, характеризующих состояние (реализацию) прав человека в субъекте федерации; демонстрация механизма работы Уполномоченного по правам человека, методики осуществления функций, возложенных региональным законодательством; оглашение выводов и рекомендаций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствующем субъекте РФ.
Институт уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является весьма востребованным, о чем свидетельствует растущее доверие к нему граждан, которые во многих случаях обращаются к омбудсмену как к последней инстанции, надеясь на решение своих вопросов. И это делает актуальной еще одну проблему. Все находящиеся на территории РФ индивиды: российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства должны иметь равную возможность для защиты своих прав и свобод независимо от того, в каком субъекте РФ они пребывают. В связи с этим представляется необходимым предпринять меры по обеспечению функционирования омбудсменов во всех регионах страны. В обратном случае, нельзя говорить о единстве правового пространства российского государства и равенстве прав граждан, в том числе прав на защиту нарушенных прав.
Заключение
Можно выделить следующие перспективы совершенствования гарантий прав и свобод человека и гражданина в конституционном (уставном) законодательстве субъектов РФ:
- Следует активизировать деятельность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по правовому просвещению граждан, формированию у них доверительного отношения к функционирующим и вновь создаваемым правозащитным институтам. Подобная работа должна охватывать
- самые разные слои населения и должна осуществлять в тесном взаимодействии со средствами массовой информации. 2) Необходимо обеспечить условия для формирования конституционных и уставных судов во всех без исключения субъектах РФ. Это позволит снизить вероятность возникновения противоречий между федеральным и региональным законодательством; будет способствовать сокращению случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, будет соблюден принцип равенства прав граждан на конституционную защиту нарушенных прав независимо от места проживания.
- Следует внести изменения в положения федерального законодательства с тем, чтобы возложить часть расходов по финансированию и материально-техническому обеспечению деятельности региональных органов конституционной юстиции на федеральный бюджет.
- Необходимо на законодательном уровне обусловить возможность обращения в Конституционный Суд РФ с заявлением о проверке конституционности закона субъекта РФ с предварительным обращением по данному вопросу в конституционный (уставной) суд субъекта РФ. Таким образом, речь идет о создании в РФ системы конституционных судов и об отмене положения о невозможности обжаловать решение конституционного (уставного) суда РФ.
- Следует внести изменения в федеральное и региональное законодательство и предусмотреть единые сроки для рассмотрения обращений Региональных омбудсменов, адресованных конкретным органам государственной власти. Кроме того, целесообразно приравнять направление копии ежегодного доклада омбудсмена к официальному обращению, в связи с чем у органов государственной власти возникнет обязанность в письменном виде сообщить о предпринятых мерах и запланированных мероприятиях, имеющих целью выполнение предложений и рекомендаций, сделанных Уполномоченным по правам человека в ежегодном докладе по итогам правозащитной деятельности за отчетный период.
Представляется, что реализация сделанных в ходе исследования предложений и рекомендаций будет способствовать совершенствованию гарантий прав и свобод человека и гражданина в конституционном (уставном) законодательстве субъектов РФ.
Список литературы
- Белик В. Н. Конституционные права личности и их защита : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / В. Н. Белик ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва : Юрайт, 2015. – 195 с.
- В. К. Квалифицированная юридическая помощь как конституционно-правовая гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина : диссертация ... доктора юридических наук / В. К. Ботнев ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. – Москва, 2013. – 369 с.
- Гулин Е. В. Права человека : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Юриспруденция" / Е. В. Гулин. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2013. – 174 с.
- Егоров С. С. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в конституционном(уставном) законодательстве субъектов Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / С. С Егоров ; Моск. гуманитар. ун-т . – Пенза, 2013. – 189 с.
- Карасев Р. Е. К вопросу о соотношении обязанностей государства по признанию и защите прав и свобод человека и гражданина в конституционном праве Российской Федерации // Федерализм. – 2014. – № 4. – С. 161-166.
- Киричёк Е. В. Специфика структуры организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник ЮУрГУ. Сер. Право. – 2013. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-struktury-organizatsionno-pravovogo-mehanizma-obespecheniya-konstitutsionnyh-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v .
- Конституция и конституционализм России XXI века : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации и 70-летию Южно-Уральского государственного университета / Южно-Уральский гос. ун-т., Уставный суд Челябинской обл., Челябинское региональное отд-ние Ассоц. юристов России. – Челябинск : Полиграф-Мастер, 2013. – 151 с.
- Лебедев В. А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России : монография. – Москва : Проспект, 2016. –207 с.
- Мирская Т. И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука. – 2013. – № 2. RL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-garantiy-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossiyskoy-federatsii .
- Морозова Е. В. Механизм реализации конституционной гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. – 2010. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-realizatsii-konstitutsionnoy-garantii-gosudarstvennoy-zaschity-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossiyskoy-federatsii .
- Федотова Ю. Г. Безопасность личности как элемент конституционной безопасности Российской Федерации // Адвокатская практика. – 2014. – № 4. – С. 57-62.
- Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России : теоретические основы и проблемы реализации : монография : научная специальность 12.00.02 "Конституционное право; муниципальное право" / Е. Н. Хазов. – Москва : ЮНИТИ ; Б. м. : Закон и право, 2010. – 342 с.
- Хозикова Е. С. Правовое государство и гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2012. – № 3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-gosudarstvo-i-garantii-obespecheniya-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossiyskoy-federatsii .
- Чуклин А. В. Дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемые субъектами Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. В. Чуклин ; Уральский гос. юрид. ун-т. – Екатеринбург, 2018. – 23 с.
- Международно-правовые и иностранные официальные источники и научная литература: поиск, оформление, цитирование: учебно-методическое пособие / под ред. С. В. Бахина, Е. А.Яцук, И. И. Карандашова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. — 88 с. ISBN 978-5-288-05643-7
- Солостовская Я. В. Некоторые проблемы толкования норм Конституции России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 2 (109).