Файл: Теории происхождения права (Признаки права, отличающие его от нормативных регуляторов первобытного общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В мононормах права членов семейства предоставляли обратную сторону обязательств, были неразделимы от них, потому что первобытнообщинный индивидуум не имел выделенной осмысленной собственной выгоды, которая бы отличалась от интереса семейства.

Лишь с распадом первобытнообщинного строя, с выходом в свет общественной разнородности все больше самостоятельный смысл стали получать права. Появление мононорм явилось неотъемлемой частью выхода человека из животного мира в человеческое объединение, движущееся вперед по пути развития.

В рамках социальной принадлежности и общественного производства, общего решения хозяйственных вопросов, неотъемлемости индивидуума от общины в качестве независимого субъекта, обычаи не оценивались людьми как расходящиеся с их собственными заинтересованностями.

Эти негласные критерии поведения выполнялись по собственной воле, их исполнение гарантировалось, главным образом, общественной моралью, влиянием старейшин членов общины, главных военачальников. По мере надобности к тем, кто нарушал нормы-обычаи использовалось принуждение, исходившее от семейства или же племени в целом (смертная казнь, изгнание из семейства и племени и др.).[7]

При первобытнообщинном строе в основном преобладало такой способ охраны обычая, как «табу» - неотъемлемое и непреложное запрещение (например, запрещение под боязнью тягчайших расправ кровнородственных браков). Не считая запретов (табу), появились следующие методы регулировки: дозволение и положительное принуждение (только в зачаточной форме).

Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, - истоки формирования права.

Зародыш права - в обособлении суда, организованного политической властью, от суда общественного. Как только политическая власть стала обнаруживать свое значение, так сделалось вполне естественным обращение к ней за помощью для защиты своих интересов. К новой силе обращались за защитой те, которые не надеялись на общественный суд или потому, что не считали достаточным его решение, или потому, что боялись неблагоприятного решения. Для князей, королей вмешательство в суд составляло интерес с точки зрения сборов, взимаемых за оказанную помощь.


Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба.[8]

Некоторые учёные не останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

- необходимость установления единого порядка.

- необходимость его поддержания.

- оформление товарно-денежных отношений.

- смягчение противоречий между различными слоями общества.

Человек духовно развивался и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидуумом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:

Право выражает волю экономически господствующего класса.

Право является средством навязывания этой воли всему населению.

Право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной силой государства. Государство невозможно без права. Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве. Между государством и людьми, живущими в этом государстве, существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве. Государство по отношению к праву выполняет ряд функций, таких как:

- правотворчество;

- правоохранительные;

- управленческо-исполнительные.

Право организует политическую власть в государстве, выступает средством политики конкретного государства, оно также является выражением воли и интересов общества, получает свое внешнее выражение и закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев.[9]

Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это является одним из главных принципов, характеризующих государство – наличием публичной власти. Право, как и государство, возникает для необходимости управления в государстве. «Если “форма”, - отмечал К.Маркс, - просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай и традиции и, наконец, санкционируются как положительный закон». Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.[10]


1.2 Возникновение и формирование права

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов (Законы XII таблиц, «варварские правды»).

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам.

Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писаные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности. Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н. выделяют 2 пути возникновения права:

  1. восточный путь;
  2. западный путь.[11]

К восточному относятся страны, где приоритетным считается государственная собственность на средства производства, а правовые общепризнанные меры закреплены в сводах законов (Коран в мусульманских государствах, законы Ману в Индии).


К западному пути относятся государства, для которых главной считается частная собственность, дающая владельцам равные права.

Восточный путь был предопределен потребностью производить масштабные оросительные работы, а также невысоким развитием оружия.

Сначала появились вакансии руководящих запасными пищевыми фондами, заведующих рассредоточением товаров, но в дальнейшем они выделились в особенную группу управляющих. Общественное разделение в восточном обществе осуществлялось на базе политического неравенства (функциональная система) - места индивидуума в системе власти.

Экономика базирована на государственной и общественной форме собственности, частная собственность при восточном пути развития не имеет важного значения. Это свойственно для тех государств, где главенствующую роль играла государственная собственность.

Ведущие способы фиксирования правовых норм при данном пути развития – это сборники религиозно-нравственных указов. Общепризнанные меры имеют случайный характер и восполняются, если это требуется, иными обычаями или же указами правителя. [12]

Западный путь развития характерен для государств, в которых преобладала частная собственность, предполагающая равенство владельцев, а для общепризнанных мер характерен высочайший уровень формализованности и определённости.

Довольно сильно развито гражданское право. Право появляется в результате имущественного неравенства, возникновения частной собственности и расслоения общества на классы. Территории, ключевым образом, состоят в частной собственности. Идёт неизменное противостояние имущих и неимущих.

Самые богатые находятся на более высоких должностях в государственных организациях:

1) Афины – наглядный пример западного пути появления права.

2) Спарта в отличии от Афин является государством, в котором преобладающую часть граждан образовали оккупированные спартанцами племена.

3) В Риме формируется подобная обстановка, но в процесс развития и формирования права вмешивается еще и плебс.

В этих странах формировалось высочайшее законодательство, а именно гражданское, которое регулировало имущественные публичные дела, а частное Римское право дошло и до нашего времени.

В таких государствах создавалось более высокое законодательство, в том числе гражданское, регулирующее имущественные общественные. [13]


ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И ПРИЗНАКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

2.1 Теории происхождения права

1) Теологическая или божественная теория. В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу).

Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством.

Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления».[14]

В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели прежде всего в воле богов и их «помазанников» - правителей государств (Индия, Китай, Египет и т.п.).

Влияние религии, как доминирующего мировоззрения, на содержание законов и права в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением является учение средневекового теолога Фомы Аквинского. Но и в настоящее время религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления (Ж. Маритен).

2) Патриархальная теория. Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь-государствовед Михайловский (XIX в.). Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека. Правовая власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.[15]