Файл: Теоретический аспект развития коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 2
1. Для более полной характеристики розничного товарооборота ИП Борисовой А. П. проанализируем розничный товарооборот по структуре товара в действующих ценах. Для этого воспользуемся аналитическими данными таблиц 3, расположенной на следующей странице.
Из аналитических данных таблицы 4 можно сделать вывод как изменяется товарооборот по структуре: некоторые товары стали продаваться лучше, некоторые хуже.
Таблица 3
Анализ розничного товарооборота по структуре в действующих ценах
Товарные группы |
2017 год |
2018 год |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп изменения, % |
||
сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
|||
1. Колбасные изделия |
5990 |
65,6 |
5613 |
60,5 |
-377 |
93,7 |
2. Крупа и сыпучие продукты |
775 |
8,50 |
939 |
10,1 |
164 |
121,2 |
3. Молочные продукты |
1998,2 |
21,9 |
1951,4 |
21,0 |
- 46,8 |
97,7 |
4. Хлебобулочные изделия |
365 |
4,00 |
779 |
8,40 |
414 |
213,4 |
Итого: |
9125,20 |
100,00 |
9282,40 |
100,00 |
За анализируемый период наблюдается снижение розничного товарооборота по двум товарным группам – по колбасным изделиям на 377 тыс. руб. и по молочным продуктам – на 46,8 тыс. руб.
В 2018 году товарооборот круп и сыпучих продуктов составил 939 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2017 годом (775 тыс. руб.) на 164 тыс. руб. В 2018 году товарооборот хлебобулочных изделий составил 779 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2017 годом (365 тыс. руб.) на 414 тыс. руб. Предполагается, что можно повысить розничный товарооборот колбасных изделий и молочных продуктов за счёт определённых скидок и усиления рекламы на эти товарные группы.
2. Анализ конкурентоспособности ИП Борисовой А. П.
Для оценки конкурентоспособности коммерческой деятельности ИП Борисовой по магазину ”Продукты” были выбраны несколько однотипных магазинов, расположенных в г. Димитровграде, занимающихся розничной торговлей продуктами питания. Оценивались условия конкурентоспособности магазина ”Продукты” ИП Борисовой А. П. по сравнению с выбранными магазинами конкурирующих фирм (таблица 4).
Методика исследования: оценка деятельности магазинов-конкурентов проводилась по семи параметрам по 5 – бальной шкале, где максимальные 5 баллов предприятие получало, если полностью соответствовало параметру. В таблице также представлено итоговое суммарное значение для каждого магазина.
Таблица 4
Оценка магазина «Продукты» ИП Борисовой по условиям конкурентоспособности с другими магазинами
Параметры |
Магазины – конкуренты |
||||
«Продукты», ул. М. Тореза, 5 |
« Продуктовый», ул. Куйбышева, 328 |
«Торговый центр», пр. Ленина, 55 |
«Магнит», ул. Гагарина, 22 |
||
1 |
Ассортимент |
5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
Цены |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Расположение |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
Режим работы |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Парковка |
4 |
3 |
3 |
3 |
6 |
Скорость и качество обслуживания |
4 |
4 |
4 |
4 |
7 |
Метод продаж |
по образцам |
|||
Итого: |
25 |
22 |
23 |
24 |
Рассчитаем частный показатель уровня качества обслуживания покупателей в магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П. – показатель устойчивости ассортимента товаров (Ку) по формуле.
В таблице 5 приведен расчет показателя устойчивости ассортимента магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П.
Таблица 5
Анализ устойчивости ассортимента в магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П.
Товарные группы |
Количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем |
Фактическое количество разновидностей на момент проверок |
Среднее количество разновидност. |
Коэффициент устойчивости ассортимента по группам |
||
22.12.2018 (пятница) |
23.12.2018 (понедельник) |
25.12.2018 (среда) |
||||
Колбасные изделия |
250 |
250 |
235 |
245 |
243,3 |
0,97 |
Крупа и сыпучие продукты |
21 |
17 |
14 |
17 |
16 |
0.76 |
Молочные продукты |
30 |
30 |
27 |
30 |
117.7 |
0.8 |
Хлебобулочные изделия |
23 |
20 |
14 |
21 |
18,3 |
0.9 |
Другие продукты |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
1,0 |
Итого: |
342 |
335 |
308 |
331 |
324,6 |
0.95 |
Ку=(335/342+308/342+331/342) : 3 = (0,98+0,90+0,97)/3=0,95.
В целом в магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П. достаточно устойчивый ассортимент. По отдельным товарным группам (крупа и сыпучие продукты) коэффициент устойчивости ассортимента равен 0,76 – это означает, что товары этой группы необходимо закупать чаще, т.к. они достаточно быстро раскупаются. Колбасные изделия имеют коэффициент устойчивости ассортимента 0,97. Это говорит о планомерной закупке этих продуктов по мере их реализации. Коэффициент устойчивости ассортимента ниже единицы только потому, что анализ производился в течение шести дней:
в первый раз – в пятницу, когда магазин заполняется товарами по максимуму перед выходными, т.к. в выходные дни покупателей отовариваются намного больше, чем в обычные дни и соответственно увеличивается выручка;
во второй раз – в понедельник, когда товары раскупаются за выходные;
в третий раз – это середина недели, когда в основном производится крупный завоз товаров в магазин.
Широта ассортимента – это общая численность ассортиментных групп. Широта товарного ассортимента фирмы представлена в общем 4 ассортиментными группами: колбасные изделия, крупы и сыпучие продукты, молочная продукция и хлебобулочные изделия. С течением времени товарный ассортимент обычно расширяется. Расширить свой товарный ассортимент магазин ”Продукты” ИП Борисовой А. П. может двумя способами: наращиванием, увеличивая широту его или насыщением, увеличивая глубину. ИП Борисовой А. П. можно посоветовать обратить внимание на покупательские предпочтения, т.е. закупать продукты, пользующиеся большим спросом и исключить из ассортиментного перечня товары, плохо реализуемые и практически не пользующиеся покупательским спросом.
Полнота ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Аналитические данные анализа полноты ассортимента в магазине ”Продукты” ИП Борисовой А. П. представлены в таблице 6. Базовое количество разновидностей вычислялось исходя из ассортиментного перечня магазина «Продукты» ИП Борисовой А. П.
Таблица 6
Анализ полноты ассортимента в магазине «Продукты» ИП Борисовой А.П.
количество разновидностей, имеющееся в продаже |
базовое количество разновидностей |
коэффициент полноты |
|
1. Колбасные изделия |
300 |
400 |
75,0 |
2. Крупа и сыпучие продукты |
30 |
37 |
81,1 |
3. Молочные продукты |
40 |
45 |
88,9 |
4. Хлебобулочные изделия |
18 |
23 |
78,3 |
Итого |
834 |
904 |
80,1 |
Фактически, коэффициент полноты в нашем случае практически равен коэффициенту устойчивости, т.к. базовое количество разновидностей считалось исходя из ассортиментного перечня, а не из количества разновидностей представленных на рынке данных товаров, так как тех самых очень много.
Оценить количество разновидностей представленных на рынке достаточно проблематично, т.к. рынок данных товаров достаточно динамичен и появление новых товаров затрудняет учет.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателями, отпуск товара.
Все эти услуги реализации продуктов ИП Борисова оказывает покупателям. Реализация товаров осуществляется в специализированном продовольственном магазине.
По ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» торговая площадь магазина подобной специализации должна быть не менее 18 кв. м. Торговая площадь данного магазина составляет 150 кв. м. Форма торгового обслуживания данного магазина – по образцам. Ассортимент товаров соответствует специализации магазина. Таким образом, данное предприятие розничной торговли можно отнести к специализированному продовольственному магазину.
На предприятии в соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 должны выполняться следующие требования к оформлению магазина: вывеска световая или с подсветкой, с элементами оформления; наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с элементами предприятия; использование декоративных элементов в оформлении экспозиционных витрин; современное выставочное оборудование, изготовленное в едином стиле. На данном торговом предприятии выполняются все требования, за исключением световой вывески.
К перечню услуг, которые должны быть оказаны покупателям в магазине данного типа относятся: упаковывание купленных в магазине товаров; консультация продавцов-консультантов; проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров) Все эти услуги оказывает исследуемое предприятие.
Также магазин ”Продукты” ИП Борисовой А. П. оказывает информационно-консультационные услуги: предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином; консультации по товарам; проведение рекламных презентаций товаров.
На предприятиях розничной торговли должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения требований ГОСТ Р 51304 и правил продажи товаров.
Услуги, оказываемые на момент проверки по ГОСТ Р 51304 – 99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» сведены в таблицу 7.
Таблица7
Характеристика оказываемых услуг в магазине ”Продукты ” ИП Борисовой А. П.
Торговые услуги |
Коэффициент оказания услуг |
|||
Услуги по оказанию помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании: |
1 |
0,75 |
1 |
0,92 |
1.прием и исполнение заказов на товары доставка на дом, 2. упаковывание купленных товаров в магазине, 3. комплектование и упаковывание подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам и др. |
+ + + + |
+ – + + |
+ + + + |
Кд = =0,92.
Анализируя книгу отзывов и предложений можно сделать вывод, что половина покупателей довольны обслуживанием в магазине ”Продукты” ИП Борисовой А. П., а половину покупателей не устраивает обслуживание в магазине. Основные жалобы были на то, что некоторые светильники не подключены, а также на «печальных» продавцов. Другая половина покупателей довольны обслуживанием и просили отметить вежливых и отзывчивых продавцов.
Рассчитаем показатель затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в магазине ”Продукты” ИП Борисовой А. П.
Таблица 8
Данные для расчета показателя затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П.
Показатели |
Норматив |
Фактически |
Затраты времени покупателей на ожидание обслуживания, сек. |
90 |
78,9 |
на ожидание консультации |
19,6 |
|
на ожидание расчета |
25,2 |
|
на ожидание получения товара |
34,1 |
Показатель качества обслуживания, по мнению покупателей:
На основе данных, представленных в таблице рассчитаем обобщающий коэффициент уровня качества обслуживания в магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П.
Таблица 9
Значимость показателей качества обслуживания покупателей
Показатели. |
Значимость отдельных показателей в общем уровне качества обслуживания |
Условные обозначения значимости показателей |
Устойчивость ассортимента товаров (Ку) |
0,45 |
З1 |
Дополнительное обслуживание покупателей (Кдо) |
0,20 |
З2 |
Затраты времени покупателей на ожидание обслуживания (Кож) |
0,35 |
З3 |
Качество обслуживания, по мнению покупателей (Км) |
1,0 |
Зм |