ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2019

Просмотров: 354

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лекция  5

2.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРОГРАММЫ  МАТЬАВ ДЛЯ  ВЫПОЛНЕНИЯ 

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ  РАСЧЕТОВ

2.1.  Общие  сведения

МаЯЬаЪ  — это  высокопроизводительный  язык  для  технических  расче­

тов.  Он  включает  в  себя  вычисления,  визуализацию,  и  программирование  в 

среде,  где задачи  и  решения  выражаются  в  форме, близкой  к математической. 
Типичное  использование  Маб.аЬ -  это:

•  математические  вычисления;
•  создание  алгоритмов;
•  моделирование;
•  анализ данных,  исследования  и  визуализация;
•  научная  и  инженерная  графика;

•  разработка  приложений,  включая  создание  графического  интерфейса. 

Система МабЬаЪ  состоит из  пяти  основных частей:

 

Язык  Ма1ЬаЬ.  Это  язык  матриц  и  массивов  высокого  уровня.  Он  поз­

воляет  создавать  как небольшие,  так  и  большие  и  сложные приложения.

 

Среда  Ма1ЕаЬ.  Это  набор  инструментов  и  приспособлений  для  поль­

зователя,  включающие  в  себя  средства  для  управления  переменными  в 
рабочем  пространстве  программы,  вводом  и  выводом  данных,  а  также 
средства создания  и  отладки  приложений.

 

Управляемая  графика.  Это  графическая  система  Ма1ЬаЬ,  которая 

включает  в  себя  команды  высокого  уровня  для  визуализации  двух-  и 

трехмерных  данных,  обработки  изображений,  анимации  и  иллюстриро­

ванной  графики.

 

Библиотека  математических  функций.  Это  обширная  коллекция  вы­

числительных  алгоритмов  от  элементарных  функций,  таких  как  сумма, 
синус,  косинус,  комплексная  арифметика,  до  более  сложных,  как  обраще­
ние  матрицы,  быстрое  преобразование  Фурье  и  другие.

 

Программный  интерфейс.  Это  библиотека,  позволяющая  писать  про­

граммы  на языках СИ  и  Фортран,  которые  взаимодействуют с МаИ.аЬ.

Также  важное  значение  имеет  сопутствующая  Ма1ТаЪ  программа 

8нпи1шк.  Она  представляет  собой  интерактивную  среду,  которая  позволяет  с 
помощью  мыши  моделировать  динамические  системы.  81шиНпк  работает  с 
линейными,  нелинейными  непрерывными,  дискретными,  многомерными  си­
стемами.  Кроме  базовых  библиотек  8тш 1тк  содержит  дополнения  -  

В1оскзе15,  которые  предназначены  для  создания  специализированных  прило­

жений  (связь,  обработка сигналов,  электроэнергетика и др.).

2.2.  Окно  программы

Для  запуска  программы  необходимо  щелкнуть  дважды  на  пиктограмме

программы 

при  этом  откроется  окно  следующего  вида


background image

2

$

□  &  ' 

Г’  ■

 

Т?  ?  С1Л**

• 

Соажиш. с а с

 опз 

]  ф-<$СопЫ :о1  ЗузЪеа  Тоо1Ьох 

1+!~<$БаЪа  А сф й ззххоп   Тоо1Ьох 

ф -^ 1)ат:аЪ азе  Тоо1Ьох 

З Ь ^ Ю асаЕ еей   Тоо1Ьох 

РПЪес  Оезхдп  Тоо1Ьох 

Й - а д  П п ап с1а1 ..©.ег1уаЫуез...Т.О01Ьох 

Д |

тяшямшшт  н н м К   

Хгс&'Яу. 

С \МАП-АВ6р1 Ъл-огк 

2

} _]

То 

дес 

зс а г с е й ,  з е 1 е с с   "ИАТЬАВ  Ее1р”  Сгон 

с!

Ц 

» |

1_зипсЬ Рай 

*/оП<5расе  |

я —

 т ш ш гнщ

] -  

1

<14 

С о т т з п й  ННЛогу 

Сипеп! 0»гес1огу  |

<1

..

2.Г

Кезйу

Рисунок 2.1  -  Окно  программы  Ма1ЬаЬ  6.0

Окно  программы  содержит  следующие  элементы:
а)  строку  меню;
б)  панель  инструментов  с  кнопками  и  раскрывающимся  списком;
в)  окно  с  вкладками  ЬаипсЬ  Рай  и  \Уогк«расе,  из  которого  можно  по­

лучить  доступ  к  различным  наборам  инструментов  Тоо1Вох  и  к  переменным 
рабочей  среды.;

г)  окно  с  вкладками  С ош тапй  Ш$1:огу  и  Сиггеп!  О

1гес1огу,  предна­

значенные  для  просмотра  и  повторного  вызова  ранее  введенных  команд,  а 
также для  установки  текущего  каталога;

д) командное окно программы Сош тапй \У тйо\у с командной строкой;

е)  строку  состояния.
Панель  инструментов  состоит  из  5-ти  блоков.  Первый  блок  содержит 

кнопки  создания  и  открытия  М-файла.  Вторая  группа  кнопок  предназначена 

для  вырезания,  копирования  и  вставки  выделенного  фрагмента,  а  также  для 

отмены  действия  или  возврата  отмененного  действия.  Данные  две  группы 
кнопок  по  своему  назначению  аналогичны,  например,  одноименным  кнопкам 
текстового  редактора  \Уогй  и  в  дополнительном  пояснении  не  нуждаются.  В 
третьем  блоке  находится  одна  кнопка,  она  предназначена для  открытия  брау­
зера библиотек  81тиПпк.  В  четвертом  блоке содержится  кнопка вызова справ­

ки.  В  пятом  блоке  содержится  раскрывающийся  список  установки  текущего 
каталога  программы.  Для  установки  другого  текущего  каталога  справа  от 
списка  следует  нажать  кнопку,  после  чего  в  дереве  дисков  и  папок  выбрать 
нужный  каталог.  После  этого  данный  каталог  попадает  в  раскрывающийся 
список и  при последующих сеансах работы может быть выбран  из него.

Строка меню  программы  содержит  следующие  пункты:

•  РПе  -   стандартные  операции  открытия  нового  файла,  загрузки, 

сохранения  и  печати  файлов;


background image

3

•  ЕсП{  -   стандартные  операции  редактирования  содержимого  ко­

мандного  окна  и  работы  с  буфером  обмена  (команды  Си1,  Сору  и 

Ра$1е);

  \Уе\у  -   вывод  и  скрытие  панели  инструментов  и  управление  ви­

дом  интерфейса;

•   \УеЬ -  доступ  к  Интернет-ресурсам;
•  \У т й о \у  -  установка  свойств  окна;
•  Не1р -  доступ  к  справочным  системам.

2.3.  Использование Ма1ЬаЬ  в  режиме  прямых вычислений

Система  МаЙЬаЬ  создана  таким  образом,  что  любые  вычисления  можно 

выполнять  в  режиме  прямых  вычислений,  т.е.  без  подготовки  программы.  В 
этом  режиме  работа  с  системой  носит  диалоговый  характер  и  происходит  по 

правилу  «задал  вопрос  — получил  ответ».  Пользователь  набирает  на  клавиа­

туре  вычисляемое  выражение,  редактирует  его,  если  нужно,  в  командной 

строке  и  завершает  ввод нажатием  клавиши  ЕМТЕК.

Для  указания  готовности  к  вводу  исходных данных  программа  исполь­

зует  маркер  ввода  « » » ,   а  в  строке  состояния  отображается  сообщение 
КЕАБУ.  Данные  вводятся  с  помощью  строчного  редактора,  при  этом  для  пе­
ремещения  по  тексту  и  его  редактирования  используются  те  же  клавиши,  что 

и  в  любом  другом  текстовом  редакторе.  Исключение  составляют  клавиши  Т 
и  4,  которые  используются  для  подстановки  после  маркера ввода  « » »   ранее 
введенных  строк  из  специального  стека  с  целью  их  исправления,  дублирова­
ния или  дополнения.  Сеанс работы  в  Ма1ЕаЬ  называется  сессией.

Пусть  необходимо  найти  сумму  чисел  1  и  2.  Наберем  эти  числа  через 

знак  «+»,  получим

»  

1+2 

а п з   =

3

»

Программа  вычислила  сумму  данных  чисел,  записала  результат  в  спе­

циальную  переменную  а т   и  вывела  ее  значение,  равное  3.  Ниже  ответа  рас­
положена  командная  строка  с  маркером  ввода,  что  говорит  о  том,  что  про­
грамма  готова  к  вводу  исходных  данных.  Данная  переменная  выводится  в 

том  случае,  если  не  задана  переменная  для  результата  вычислений.  Если  при­

своить данной  сумме  переменную  X,  то  получим

»   Х =1+2 

X   =

»

3


background image

4

В  данном  случае  результат  записан  в  переменную  X  и  выведено  ее  зна­

чение,  равное  3.  Как  видно  из  последнего  примера,  знаком  присваивания  в 
Ма1ЬаЬ  является  обычный  знак равенства.  В  строках  вывода маркер  ввода от­
сутствует.

Часто  требуется,  чтобы  при  вычислении  выражения,  состоящего  из  не­

скольких  взаимосвязанных  строк,  не  выводились  результаты  промежуточных 
вычислений,  а  выводился  только  конечный  результат.  Для  этого  в  конце  вы­
ражения,  вывод  значения  которого  необходимо  заблокировать,  следует  по­
ставить  символ  «;».

Ма1ЬаЪ  позволяет  строить  довольно  длинные  выражения  -   до  4096 

символов.  Однако  расположение  такого  выражения  в  одной  строке  нецелесо­
образно,  так  как  большая  часть  его  попадает  в  невидимую  часть  окна,  что  за­
трудняет  его  чтение.  Это  выражение  можно  перенести  на  следующую  строку 
с помощью  знака многоточия  (3  или  более  точек).

2.4.  Основные объекты  Ма1ЬаЬ

2.4.1.  Действительные  и  комплексные  числа

Центральным  понятием  в  Ма1ЬаЬ  является  математическое  выражение. 

Математические  выражения  строятся  на  основе  чисел,  констант,  перемен­

ных,  операторов,  функций  и  специальных знаков.

Число — это  простейший  объект  Ма1ЬаЬ,  представляющий  количествен­

ные данные.  Числа представляются либо  как  целые,  либо  как  вещественные  с 
фиксированной либо  плавающей десятичной точкой. Для отделения  мантиссы 
числа  от  его  порядка  используется  символ  е.  Знак  плюс  перед  числом  не  ста­
вится, пробелы внутри числа не допускаются.

Также  числа  могут  быть  представлены  как  комплексные  в  виде  суммы 

действительной  и  мнимой  частей.  Мнимая  часть  в  качестве  мнимой  единицы 

имеет  множитель 

1  или ].  Для  выделения действительной  части  комплексно­

го  числа,  например, 

2  используется  функция  геаЦх),  а для  выделения  мнимой 

части — функция 

1ша§(2).  Также для  получения  модуля  комплексного  числа  2 

используется  функция  аЬз(г),  а для  вычисления  его  фазы -  функция  ап§1е(г).

В  Ма1ЬаЬ  не  принято  делить  числа  на  целые  и  дробные,  короткие  и 

длинные  и  т.д.,  хотя  задавать  числа  в  таких  форматах  можно.  На экран  число 

выводится  как  целое,  если  дробная  часть  равна  нулю.  Если  дробная  часть  не 
равна  нулю,  то  число  отображается  с  фиксированной  точкой,  если  это  воз­
можно.  При  невозможности  отображения  с  фиксированной  точкой  число 
отображается  с  плавающей  точкой,  этот  же  формат  будет  использован  и  при 

выводе очень  большого  целого  числа  (более  9-ти  цифр).  Все же  операции  над 

числами  выполняются  с двойной точностью.

По  умолчанию  Ма1ЬаЬ  выдает  числовые  результаты  в  нормализованной 

форме с четырьмя числами после десятичной точки и одной до нее как для  фик­
сированной, так и для плавающей точки. Число  отображается,  если  возможно, с 
фиксированной  точкой  или,  если  это  невозможно,  с  плавающей  точкой.  Этот 
формат  называется  $Ъог1  (короткий).  Если  результат  необходимо  получить  бо­


background image

5

лее  точно,  то  в  меню  РНе  необходимо  выбрать  команду  РгеГегепсез,  откроется 
одноименное  диалоговое  окно,  где  в  левой  его  части  следует  выбрать  пункт 

С оттап с! \У т й < т .  Затем  в  правой части  окна выбирается  формат 1оп% из  рас­
крывающегося  списка  1Чшпепс  Гогта{.  В  этом  случае  количество  чисел  после 

десятичной  точки  увеличивается  до  15-ти.  Для  вывода  чисел  только  в  экспо­

ненциальной  форме  с  количеством  цифр  после десятичной  точки  4  или  15  ис­
пользуются соответственно форматы зкоП е и !оп§ е.

Также  с  помощью  раскрывающегося  списка  Ыишепс  сНзрку  в  данном 

окне  можно  изменить  способ  отображения  результата  на  экране.  По  умолча­
нию  принята  опция  1оозе,  при  которой  результат  выводится  через  строку  по­
сле  вычисляемого  выражения.  При  необходимости  отобразить  в  окне  болшее 

количество  строк  необходимо^выбрать  опцию  соптрас!.  Эти  опции  сохраня­

ются  и  для  следующих сеансов  работы  с  программой.

2.4.2.  Константы  и  текстовые  комментарии

Константы  могут  быть  числовыми  или  символьными.  Вводимые  числа 

являются безымянными  числовыми  константами.  Есть  также  и другой  вид чис­
ловых  констант -  это  системные  переменные.  С  одной  стороны,  они  задаются 

при  загрузке  системой,  а  с другой  стороны -   в  процессе  работы  они  могут  пе­
реопределяться. Примеры системных переменных:

• 

1 или ] -  мнимая  единица;

•  р1 -ч и с л о   п =  3.1415926...;
•  шГ— значение  машинной  бесконечности;

•  ерз  -   погрешность  для  операций  над  числами  с  плавающей  точ­

кой  (2'52),

и  другие  системные  переменные.  Например,  системной  переменной  ерз  мож­

но  задать  другое  значение,  однако  значения  этих  переменных  по  умолчанию 

задаются  сразу  после  загрузки  программы,  поэтому  неопределенными  в  от­
личие от обычных  переменных они  не  могут  быть  никогда.

Символьная  константа  -   это  последовательность  символов,  заключен­

ная  в  апострофы,  например  ‘Расчет’.

Поскольку  Ма1ЬаЬ  используется  для  достаточно  сложных  расчетов,  то 

важное  значение  имеет  наглядность  их  описания.  Это  достигается  с  помо­
щью  текстовых  комментариев,  которые  начинаются  с  символа  процента. 
Считается  правилом  хорошего  тона  вводить  в  расчеты достаточно  подробные 
комментарии,  так  как  без  них даже  разработчик  программных  модулей  быст­
ро  забывает о  сути  собственных решений.

2.4.3.  Переменные

Переменные  -   это  имеющие  имена  объекты,  способные  хранить  неко­

торые  данные.  В  зависимости  от этих данных  переменные  могут  быть  число­

выми  или  символьными,  векторными  или  матричными.

Как  уже  рассмотрено  выше,  значения  переменным  присваиваются  че­

рез  обычный  знак  равенства.  Тип  переменной  заранее  не  декларируется,  он