Файл: Психология_Немов Р.С_Кн 1_Общие основы психологии_2003 4-е изд -688с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2019

Просмотров: 13904

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Темы для рефератов

1. Виды общения у животных.

2. Виды общения у человека.

3. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Сравнительный анализ общения у человека и животных.

2. Развитие общения у детей.

3. Содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития.

ЛИТЕРАТУРА I

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. (Определение педагогического общения: 6—45. Самовоспитание педагогической общительности: 46—95. Стиль профессионально-педагогического общения, его технология: 96—138. Тренинг профессионально-педагогического общения: 139—154.)

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Краткий эволюционный взгляд на язык жестов: 72— 78.)

Лисина МЛ. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. (Понятие общения: 8—30.)

Общая психология. — М., 1986. (Общение: 127—156.)

II

Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. — 1984. — № 12. — С. 99-106.

Добрович АЛ5. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М., 1987. (Поведение человека в межличностном общении: 66—121. Психокоррекция общения: 164—204.)

Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985. (Соотношение вербального и невербального в общении: 116-150.)

Лабунская В А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. — Ростов н/Д., 1986. (Структура и функции невербального поведения: 5—35. Проявления невербального поведения

526



и его оценка: 36—111. Методика исследования особенностей и психологический анализ невербального поведения: 115—130.)

Менынутин В.П. Помощь молодой семье: Заметки психолога. — М., 1987. (Культура и искусство общения: 162—199.)

Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986. (Индивидуальный стиль общения: 181—195.)

Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М., 1989. (Межличностное общение и перцептивно-ориентированный тренинг: 9—17. Перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг: 45—194.)

Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. (Основные принципы психологического воздействия в концепции К.Роджерса: 30—37. Общая характеристика «групп встреч» как групп «роста личности»: 37—57. Т-группа как форма тренинга чувствительности: 57—75. Общая характеристика социально-психологического тренинга: 97—121. Процедурные аспекты групп интенсивного общения: 138-148.)

Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методические рекомендации. — М., 1988. (Идентификация как феномен общения: 19—26.)

III

Генетические проблемы социальной психологии. — Минск, 1985. (Общение младенцев: 30—56. Общение в раннем возрасте: 57—71. Общение дошкольников; 72—87, 123-^147.)

Егидес А.П. Психологическая концепция конфликтного общения // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 52-62.

Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Роль общения в регуляции поведения животных: 76—111.)

Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. — М., 1989. (Экспрессивное поведение: 5—43. Понимание экспрессивного поведения: 43—60.)

Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. — М., 1979.

Мелибруда Е.Я. Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986.

Развитие общения у дошкольников. — М., 1974. (Развитие общения у детей: 256—282.)

527



Глава 21. МАЛАЯ ГРУППА И КОЛЛЕКТИВ

Краткое содержание

Понятия малой группы и коллектива. Большая и малая группы. Виды малых групп. Коллектив как малая группа. Основные отношения в коллективе: нравственность, ответственность, коллективизм, открытость, контактность, организованность, информированность. Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в развитии коллектива, их значение и пути преодоления. Социальная изменчивость определений коллектива.

Феноменология малых групп. Структура малой группы. Позиция, статус, внутренняя установка и роль. Композиция и нравственные ценностные ориентации. Психологическая совместимость. Социальные нормы и их функции. Понятие сверхнормативной деятельности. Руководство и лидерство в группе. Индивидуальная характеристика лидера. Стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

Межличностные отношения в группах и коллективах. Официальные и неофициальные отношения. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Деловые и личные, рациональные и эмоциональные отношения. Коллективистские отношения, их характеристика. Два подхода к изучению взаимоотношений в группе: статический и динамический. Взаимодействие личности и ситуации в развитии межличностных отношений в группе. Характер взаимоотношений в зависимости от уровня развития группы. Динамика взаимоотношений в группе-диаде. Группа-триада как модель взаимоотношений в группах большей величины. Межличностные конфликты в группе и их классификация. Социометрия и статическая картина внутригрупповых взаимоотношений.

Эффективность групповой деятельности. Значение формальных и содержательных характеристик группы для ее эффективности. Критерии эффективности. Сверхнормативная деятельность как высший критерий эффективности группы. Зависимость эффективности групповой деятельности от различных параметров группы. Пути повышения эффективности деятельности группы. Определение оптимальной величины группы. Положительные и отрицательные следствия увеличения группы. Индивидуальный подбор состава — композиции группы. Выбор необходимого стиля руководства. Укрепление межличностных отношений. Варьирование форм организации деятельности. Ведение групповых дискуссий. Подготовка и проведение выборов в группе.

ПОНЯТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВА

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Боль-

528



шие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2—3 до 20—30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный — композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений — психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все пе-

529



Рис. 69. Классификация малых групп 530