Файл: Психология_Немов Р.С_Кн 1_Общие основы психологии_2003 4-е изд -688с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2019
Просмотров: 13916
Скачиваний: 16
ных с ними ощущений отчасти определяется внутренними процессами, происходящими в организме, но это случается лишь тогда, когда восприятие уже сформировалось. В процессе же его развития образ непосредственно и напрямую зависит от получаемого опыта.
Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. В древности этот вопрос звучал примерно так: все ли знания о мире к нам поступают только через органы чувств или часть из них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего мира? При глубоком рассмотрении этот вопрос оказывается не таким уж простым, каким может показаться на первый взгляд.
Психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Факты, которые нами только что были рассмотрены, свидетельствуют о том, что по меньшей мере часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия, которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся фактов.
Со времени английского философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» — природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.
Упомянутые положения подкрепляются изображениями шуточного свойства, представленными на рис. 40. Для большинства людей, видящих их впервые, они имеют небольшой смысл и ничего конкретного в восприятии не создают. Но как только наблюдателю говорят, что рисунок слева изображает «солдата с собакой, проходящего за забором», а рисунок справа — «жен-
194
Рис. 40. Фигуры, показывающие влияние опыта осмысленных представлений и понятий на формирование образа
щину, моющую пол», образы восприятия сразу организуются, а рисунки начиная с этого момента воспринимаются более осмысленно. Примечательно, что, после того как рисунки ассоциировались с осмысленными изображениями и стали восприниматься определенным образом, становится очень трудно их начать воспринимать по-другому.
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:
1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.
3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.
4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.
Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается. А.В.Запорожец описал процесс развития восприятия у детей следующим образом. В первые месяцы жизни ребенка развитие его сенсорных функций, его перцептивных дей-
195
ствий, направленных на восприятие, опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ориентировочные реакции детей достигают большого уровня сложности и выполняются при помощи ряда различных анализаторов. У младенца ориентировочные движения глаз, например, выполняют лишь установочную роль, т.е. направляют рецептор на восприятие сигналов. Теми же движениями, однако, не производится обследование предметов так, как это имеет место при движении по предмету глаз взрослого.
Благодаря точной установке рецепторов ребенок в первые месяцы жизни оказывается способным зрительно различать старые и новые для него объекты, которые отличаются друг от друга величиной, цветом и формой. Начиная с трех-четырех месяцев жизни сенсорные функции включаются в практические действия, перестраиваются на их основе и постепенно сами приобретают более совершенный вид ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.
При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. Помимо контура предмета, здесь выделяются его структура, пространственные характеристики, соотношение составляющих его частей.
А.В.Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправления в перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются «перцептивные эталоны» — образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ.
На следующем этапе сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательских движений рук и глаз, причем ручное и
196
I
зрительное обследование ситуации обычно предшествует практическим действиям в ней, определяя их характер и направленность.
На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума. Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного рецептивного процесса.
На следующих, более высоких ступенях сенсорной обучен-ности дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Понятие об ощущениях.
1. Значение ощущений в жизни человека и их происхождение.
2. Виды ощущений.
3. Физические свойства среды, порождающие ощущения различной модальности.
4. Психологические особенности зрительных ощущений.
5. Специфика слуховых ощущений.
6. Обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения.
7. Представление о субсенсорных,ощущениях.
Т е м а 2. Изменение и измерение ощущений.
1. Понятие абсолютного и относительного порогов ощущений и чувствительности.
2. Психометрическая кривая.
3. Закон Вебера—Фехнера.
4. Изменчивость чувствительности анализаторов, ее причины.
5. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.
Т е м а 3. Восприятие, его виды и свойства.
1. Отличие восприятия от ощущений, виды восприятия.
2. Свойства восприятия.
3. Механизмы восприятия размера, формы и контура предметов.
4. Восприятие пространства.
5. Восприятие движения.
6. Восприятие времени.
197
Т е м а 4. Законы восприятия.
1. Связь восприятия с движениями.
2. Устойчивость образов, ее значение и объяснение.
3. Восприятие и научение.
4. Восприятие и умозаключение (мышление).
5. Развитие восприятия (перцептивных действий) у детей.
Темы для рефератов
1. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.
2. Основные параметры ощущений.
3. Виды и свойства восприятия.
4. Факторы, влияющие на формирование образов.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма. Психофизиологические механизмы формирования ощущений. Законы и загадки зрительного восприятия человека. Влияние мышления на восприятие.
ЛИТЕРАТУРА
I
Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М., 1973. (Что такое восприятие: 5—10. Теории восприятия: 11—39. Классификация перцептивных процессов и систем: 40—58. Психофизика: 59—90. Зрение: 91—176. Слух: 177— 198. Кожно-мышечная система: 199—221. Обонятельно-вкусовая система: 222—233. Вестибулярная система: 234—244.)
Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. — М., 1974. (Восприятие: 14—61.)
Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М., 1987. (Теории восприятия: 11—16.)
Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. — М., 1985. (Предмет психологии восприятия; 21—34.)
Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. — М., 1975. (Ощущения: 4—42. Восприятие: 43—ПО.)
Общая психология. — М., 1986. (Ощущения: 247—266. Восприятие: 266—290.)
Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975. (Роль движений в процессах познания: 9—19. Феномены восприятия: 47—
1.
2. 3. 4.
198