Файл: Психология_Немов Р.С_Кн 1_Общие основы психологии_2003 4-е изд -688с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2019

Просмотров: 13934

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

Темы и вопросы дня обсуждения на семинарах Т е м а 1. Виды и роль эмоций в жизни человека.

1. Значение эмоций в жизни человека.

2. Основные функции эмоций.

3. Виды эмоциональных состояний.

4. Параметры, по которым измеряются и оцениваются эмоциональные состояния.

457



Т е м а 2. Психологические теории эмоций.

1. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

2. Психоорганические теории Джемса—Ланге и Кен нона—Барда.

3. Активационная теория Линдсея—Хебба.

4. Когнитивные теории Л.Фестингера, С.Шехтера.

5. Информационная теория П.В.Симонова.

Т е м а 3. Эмоции и личность.

1. Связь эмоций с потребностями человека.

2. Эмоции, и человеческая индивидуальность.

3. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

4. Проявление эмоций в художественном творчестве.

5. Любовь как нравственное чувство.

6. Эмоции и человеческие взаимоотношения.

7. Развитие эмоциональной сферы у человека.

Темы для рефератов

1. Функции и виды эмоций у человека.

2. Теории эмоций.

3. Эмоции и современное художественное творчество.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Функциональное назначение различных эмоций у человека.

2. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.

3. Эмоции и личность. Персональный эмоциональный анализ индивидуальности творческих личностей.

ЛИТЕРАТУРА

I

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. (Структура эмоциональных явлений: 41—46. Функции эмоциональных переживаний: 47—60. Эволюционная необходимость эмоций: 78— 85. Функциональная классификация эмоций: 100—105. Эмоциональные явления: 106—123.)

Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7—18. Эмоции и потребности: 18—22. Эмоции и личность: 22—25, 37—48, 79—116. Классификация эмоций: 25—37. Чувства: 75—79.)

Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980. (Роль эмоций в жизни человека: 13—25. Теории эмоций: 31—51. Эмоции и мотивация: 52—

458


71, 163—209. Эмоции и экспрессия: 72—91. Эмоции и сознание: 117—138. Эмоции и поведение: 139—162.)

Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. (О происхождении и природе аффектов (Б.Спиноза): 29—46. Психология душевных волнений (В.Вундт): 47—63. Различение эмоции и чувства (У.Макдау-голл): 103—107. Сущность эмоциональных переживаний (Ф.Крю-гер); 108—119. Очерк теории эмоций (Ж. -П.Сартр): 120—137. Мотивационная теория эмоций (Р.УЛипер): 138—151. Эмпатия (К. Роджерс): 235—23 7.)

Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1982. (Что такое стресс: 25—31. Развитие концепции стресса; 31—51. Мотивация и стресс: 52-83.)

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М., 1981. (Что такое эмоция: 10-39.)

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990. (Классификация основных эмоций: 1220.)

Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. (Роль чувств в жизни личности: 6472.)

II

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987. (Эмоции: 28—140.)

Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967. (Развитие эмоций: 116—125.)

Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. — Л., 1989. (Теоретические подходы к определению эмоций: 7—19.)

Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984. (Понятие и процесс переживания: 16—30, 49—77. Типология переживаний: 78—155.)

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. (Эмоциональный процесс: 6177.)

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990. (Мотивация и эмоции: 82—216.)

Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. — М., 1984. (Эмпатия и ее природа: 10—22.)

Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980. (Методы изучения эмоций: 92—116. Радость: 210—243. Удивление: 244—250. Горе, страдание, депрессия: 251—289. Гнев, отвращение, презрение: 290—312. Страх и тревожность: 313338. Стыд и застенчивость: 339—369. Вина, совесть, мораль: 370—397.)

459



Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983. (Концепция стресса Г.Селье: 5—20. Психология стресса: 21—44. Психологические и поведенческие признаки стресса: 58—89.)

Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989. (О сущности стресса: 5—27.)

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Мотивы, эмоции и личность: 189—206.)

Наенко Н.И. Психическая напряженность. — М., 1976. (Понятие «психическая напряженность»: 5—20. Виды напряженности: 41—52. Ситуационные детерминанты напряженности: 53—61. Напряженность и успешность деятельности: 62—78.)

Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. — Л., 1983. (Психологический стресс: 12—20.)

Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. — М., 1983. (Что такое эмоция: 414. Виды эмоций: 1417.)

Общая психология. — М., 1986. (Чувства: 366—384.)

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М., 1979. (Эмоциональный процесс: 39—132. Влияние эмоций на поведение: 133—178. Эмоции и познавательные процессы: 179—232. Эмоции и поведение человека: 233—300.)

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Эмоции: 147-182.)

Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы психологии. — М., 1987. (Отражательно-оценочная и регуляторная функции эмоций: 61—86.)

Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. — М., 1988. (Что такое стресс: 6—24. Признаки стресса: 25—28. Подходы к изучению стресса: 55— 74.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. V. — М, 1975. (Эмоции: 111-195.)

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990. (Система и уровни эмоциональной регуляции: 4—32.)

Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. (Об изменениях в эмоциональной сфере человека: 10—18.)

Ш

Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984. (Стресс: 33—36.)

Веккер Л.М. Психические процессы. —Т. 3. —Л., 1981. (Эмоции: 57—155.)

Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. — М., 1984. (Развитие эмпатии: 23—29.)

460


Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.,

1987. (Психология симпатий: 44—92. Психологический анализ любви: 110-130.)

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 1990.

Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Развитие эмоциональной сферы: 53—57. Любовь, вдохновение, счастье: 117—134.)

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983. (Поведение людей при различных видах стресса: 89139. Познавательные процессы при стрессе: 202—271. Общение в стрессовых ситуациях: 272—323. Индивидуальные различия поведения людей при стрессе, их объяснение: 324—339.)

Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989. (Управление стрессом: 27—42.)

Макаренко Ю.А. Системная организация эмоционального поведения. — М., 1980.

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Эмоции и регуляция памяти: 325—351.)

Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. — Л., 1983. (Развитие учения о психических состояниях: 7—12. Явления нервно-психического напряжения: 24—48. Изменение внимания при нервно-психическом напряжении: 48—55.)

Сизанов АЛ. Подготовка подростков к семейной жизни. — Минск, 1989. (Психологическая характеристика любви: 18—22.)

Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. — М.,

1988. (Реакция организма на стресс: 32—54. Стресс и связанные с ним заболевания: 75—105. Управление стрессорными реакциями: 105-117.)

Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984. (Эмоции и мышление: 87—106.)

Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. - М., 1990.

Глава 19. МОТИВАЦИЯ

Краткое содержание

Мотив и мотивация. Понятия мотива и мотивации. Диспозиционные и ситуационные детерминанты поведения. Основные проблемы мотивационного психологического объяснения человеческих поступков. Соотношение диспозиций