Файл: «Государственное социальное страхование».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государственное социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных страховых рисков, которые связаны с потерей трудоспособности, отсутствия средств к существованию (доходов), материнством и т.д. Система государственного социального страхования действует в двух направлениях. Первое направление деятельности должно обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности застрахованных работников предприятий и организаций, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий. Второе направление гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших её. В эпоху рыночных отношений и на фоне экономического кризиса 2013-2016 годов современное состояние государственного социального страхования в России можно оценить как удовлетворительное.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что государственное социальное страхование в его различных организационно-правовых формах затрагивает интересы практически всего населения России.

Актуальность исследования заключается в том, что в наше время, когда вопросы государственного социального страхования работников, работниц и лиц, занятых на работах с вредными или тяжёлыми условиями труда постоянно обсуждаются во всех уровнях государственной власти, когда совершенствуется законодательство в области государственного социального страхования, бывает очень сложно даже специалисту разобраться во всех хитросплетениях законодательных актов и в деятельности самих внебюджетных фондов. Что уж тут говорить об обычных гражданах, вынужденных зачастую отстаивать в спорах свое право на получение пенсий, страховых выплат по нетрудоспособности, по потери трудоспособности, в связи с материнством и детством?

Объектом исследования является государственное социальное страхование и его организационно-правовые формы в России.

Предмет исследования - действующие нормы права, определяющие правовой режим регулирования деятельности государственного социального страхования и его организационно-правовых форм.

Целью исследования является анализ и изучение организационно - правовых форм государственного социального страхования в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить исторические аспекты и теоретические основы государственного социального страхования в России;


- исследовать государственное социальное страхование и его организационно-правовые формы;

- ознакомиться с основными направлениями деятельности фондов государственного социального страхования;

- Выявить проблемы правонарушения и перспективы развития государственного социального страхования в России на современном этапе.

К избранному в данной работе объекту и предмету исследования применены следующие методы: теоретический, аналитический, диалектический, системный, формально-логический, сравнительный, правовой и др.

В настоящее время изучению рассматриваемой темы уделяется достаточно много внимания в научной литературе гражданского, трудового права и права государственного социального страхования граждан. Наибольший вклад в тему исследования государственного социального страхования и его организационно-правовых форм внесли А. П. Архипов, К. Н. Гусов, А. В. Верховцев, Н. Н. Никулина, Т. А. Фёдорова, И. Л. Хоминич, Г. Б. Чекнокова, С. Ю. Янора и другие.

В результате проведённых аналитических исследований и обобщения изученного материала сложилась следующая структура работы: введение, две главы, заключение.

Теоретическое значение проведенного исследования состоит в том, что в нем предпринят анализ организационно-правовых форм государственного социального страхования в современной России, который может быть использован в ходе дальнейшего изучения этой темы.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования при оценке государственного социального страхования и его организационно-правовых форм в России, при разработке учебных лекций и подготовке семинарских занятий по праву и организации государственного социального страхования в России.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

    1. История развития и становления государственного социального страхования в России

Первоначально социальное страхование зародилось в царской России в начале ХХ века одновременно с развитием системы фабричной медицины. В тот период времени на заводах и фабриках создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Правления больничных касс состояло из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей этих касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 году законом Государственной Думы царской России было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое осуществлялось через больничные кассы. В России в 1916 году существовало 2043 больничных касс, насчитывающие 1962 тысячи членов.


После революции 1917 года и до начала 1930-х годов в России в соответствии с политической и экономической ситуацией происходило свёртывание и огосударствление социального страхования. Во времена НЭПа произошёл переход от социального обеспечения к социальному страхованию, который в Тезисах ЦК РКП (б) о социальном страховании от 4 сентября 1922 г. объяснялся следующим образом: «Наличие частной промышленности и переход предприятий на хозяйственный расчет выдвинул ряд новых задач в области социального обеспечения. Если в минувший период социальное обеспечение осуществлялось исключительно за счет государства, то из современных отношений вытекает необходимость замены государственного социального обеспечения лиц, занятых наемным трудом, социальным страхованием их за счет предприятий, в которых они работают»[1].

Декретом Совнаркома РСФСР от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом»[2] социальное страхование распространялось на наемных работников по случаю временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы, а также на случай смерти и выплачивалось за счет предприятий и частных лиц, использующих наемный труд. Выплата пособий по временной нетрудоспособности застрахованным лицам осуществлялась в размере фактического заработка.

Декретом Совнаркома РСФСР от 9 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнству» Беременные женщины освобождались от трудовой деятельности в период времени за 8 недель до и 8 недель после родов. Для работниц, кормящих ребенка грудью, должны были устанавливаться дополнительные перерывы через каждые три часа работы на срок не менее получаса. По сути, отпуск по беременности и родам приравнивался ко времени болезни[3].

В середине 1930-х годов в России произошла частичная передача социального страхования в ведение профсоюзов. В период до 1980-х годов государственное социальное страхование рабочих и служащих и некоторых других лиц осуществлялось за счет средств фонда государственного социального страхования. Этот фонд образовывался из взносов предприятий, организаций, учреждений, организаций, исчисляемых в процентном отношении к фонду оплаты труда. Управление государственным социальным страхованием было возложено на профессиональные союзы. Но при этом и многие вопросы пенсионного обеспечения рабочих и служащих решались государственными органами управления социальным обеспечением с участием представителей профессиональных союзов. Необходимо отметить, что в советский период времени пенсионное обеспечение трудящихся формально осуществлялось в порядке государственного социального страхования, что было закреплено в ст. 241 КЗоТ РСФСР[4], при этом никто не платил страховых взносов (целевых страховых платежей) - ни работодатели, ни застрахованные лица. Освобождение трудящихся граждан от страховых платежей провозглашалось величайшим достижением социалистической системы. В этом утверждении была известная доля лукавства, т. к. средства на социальные выплаты складывались во многом не благодаря высокому уровню заработной платы, а вследствие того, что социальные издержки включались в цену потребительских товаров, которые приобретали те же рабочие, крестьяне и интеллигенция. В начале 1990-х годов в период развития рыночной экономики и рыночных взаимоотношений в России возникла объективная необходимость формирования новой системы социального страхования. Начало становлению нового российского социального страхования было положено в конце 1990-х годов созданием двух государственных внебюджетных фондов. 22 декабря 1990 г. на основании Постановления ВС РСФСР № 442-1 ”Об организации Пенсионного фонда РСФСР” был организован Пенсионный фонд (ПФР)[5], Создание Пенсионного фонда являлось логичным следствием реализации нового Закона «О государственных пенсиях в РСФСР».


25 декабря 1990 года было подписано Проставление Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 ”О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР”, в пункте 1 значилось: ”Образовать с 1 января 1991 года Фонд социального страхования РСФСР”[6].

Решение об учреждении ФСС диктовалось необходимостью реорганизации существовавшего ранее советского социального страхования в условиях начинающегося распада Всесоюзной организации профсоюзов.

Финансовый кризис государственного здравоохранения и легализация безработицы привели к необходимости принятия в 1991 году двух законов «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»[7] и «О занятости населения в Российской Федерации»[8]. Реализация этих законов в части обеспечения дополнительных финансовых ресурсов предполагала создание новых внебюджетных фондов. Поэтому в 1992 году были введены страхование по безработице и обязательное медицинское страхование, которые осуществлялись Государственным фондом занятости населения РФ (ГФЗ), федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС). Таким образом, в силу объективных причин Россия вернулась на путь всеобъемлющего государственного социального страхования.

С тех пор система социального страхования РФ является государственной, т. е. страховые фонды находятся в собственности государства. Фонды социального страхования не ассоциированы с государственным бюджетом. Они называются внебюджетными фондами социального назначения и находятся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных Федеральному Собранию и Правительству РФ. На очередной финансовый год бюджеты фондов утверждаются федеральными законами. Государственное социальное страхование в РФ носит для населения всеобщий характер, за исключением страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а так же страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые действуют только для наемных работников.

1.2 Понятие и сущность государственного социального страхования в России, его цели, задачи, функции и основные принципы

В соответствии со статьёй 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.[9] К основным видам социального обеспечения относятся: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.


Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства и основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба».

Государственное социальное страхование - установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Оно является объективной необходимостью, так как на определенном этапе развития берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Сущнסсть гסсударственнסгס сסциальнסгס страхסвания заключается в вסзмещении сסциальнסгס риска застрахסванным гражданам и в сסциальнסм перераспределении денежных средств с учётסм принципа сסциальнסй справедливסсти. סбסснסванная и урегулирסванная система гסсударственнסгס сסциальнסгס страхסвания является סднסй из главных предпסсылסк סбеспечения сסциальнסй справедливסсти, сסздания и пסддержания экסнסмическסй и пסлитическסй стабильнסсти в стране[10].

Суть гסсударственнסгס сסциальнסгס страхסвания заключается в вסзлסжении סтветственнסсти за наступление сסциальнסгס страхסвסгס риска (страхסвסгס случая) между рабסтסдателями, наемными рабסтниками и другими занятыми лицами, пסдлежащими סбязательнסму страхסванию, и гסсударствסм.

סснסвными целями гסсударственнסгס сסциальнסгס страхסвания являются:

- סбеспечение гסсударственных гарантий в системе гסсударственнסгס сסциальнסгס страхסвания и имущественных интересסв граждан Рסссии при наступлении страхסвых случаев;

- прסфилактика снижения урסвня сסциальнסгס риска для трудסвסгס населения, кסмпенсация при наступлении страхסвых случаев.

В сססтветствии с пסставленными целями סснסвными задачами гסсударственнסгס сסциальнסгס страхסвания в Рסссии являются:

- прסведение единסй гסсударственнסй пסлитики в сфере гסсударственнסгס сסциальнסгס страхסвания;

- фסрмирסвание денежных фסндסв, из кסтסрых пסкрываются затраты, связанные с сסдержанием нетрудסспסсסбных или лиц, не участвующих в трудסвסм прסцессе; сסкращение разрыва в урסвне материальнסгס סбеспечения нерабסтающих и рабסтающих членסв סбщества;