Файл: Понятия и виды источников права (Характеристика системы источников права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Конституции Российской Федерации определен перечень форм нормативно-правовых актов для каждого субъекта правотворческой деятельности, их иерархическое подчинение, границы полномочий указанных субъектов и порядок действия во времени и пространстве. [23]

Нормативно-правовые акты имеют определенные преимущества перед другими источниками права, для них характерны следующие признаки:

  1. содержат общие предписания, то есть правовые нормы, которые распространяются на определенный вид общественных отношений;
  2. принимаются только четко определенными правотворческими субъектами и в пределах их компетенции;
  3. принимаются с соблюдением определенной юридической процедуры;
  4. принимаются субъектами правотворчества в формах, определенных для каждого из них Конституцией и законами Российской Федерации;
  5. являются обязательными для выполнения, обеспечиваются системой государственных гарантий, в том числе и принудительными средствами;
  6. действуют во времени, в течение которого нормативно-правовой акт имеет юридическую силу, в пространстве, на который распространяется действие нормативно-правового акта и по кругу лиц, подпадающих под влияние нормативно-правового акта, и на основе его набирают субъективных прав и юридических обязанностей.[24]

Нормативно-правовые акты являются основным источником права в Российской Федерации, их можно классифицировать:

  1. по юридической силе - на законы и подзаконные акты;
  2. по субъектам правотворчества - на нормативные акты, принятые народом на референдуме, главой государства, органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами и тому подобное;
  3. по сфере действия - на общеобязательные, специальные, локальные по отраслевой принадлежности - на нормативные акты, которые содержат нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного и других отраслей права;
  4. по внешней форме выражения - на законы, постановления, указы, распоряжения, решения, приказы.

Наиболее распространенной считается классификация нормативно-правовых актов по их юридической силе.


2.2. Современная система источников права в Российской Федерации

В юридической литературе систему источников права трактуют по-разному. Закон, судебная практика, обычай, толкование - все это различные средства достижения одной и той же цели: самодостаточной организации общества.

В то же время он отмечает, что роль каждого из элементов этой системы, их взаимодействие зависит от условий развития конкретной правовой системы или группы правовых систем, к которой она принадлежит.

Под системой источников права понимаем совокупность всех форм юридического закрепления и организационного обеспечения информации о общеобязательные правила поведения (юридические нормы) в совокупности их взаимосвязей (генетических, структурных и функциональных), через которые объективируются нормативные предписания области права, нормативные составляющие национальной или региональной (наднациональной) правовой системы или международного правопорядка.

Объясняя систему источников права как органическую, комплексную, многоуровневую, динамическую и открытую систему, составные элементы которой объединены структурными связями, каждый элемент которой является самостоятельным и может быть исследован отдельно.

Обращаем внимание на то, что речь идет о системе, а не простой набор источников права, поэтому ее исследования должно основываться на основных принципах системного подхода и методологии системного анализа. Несмотря на это, нужно выявить первичные элементы системы источников права, установить связи между ними, проанализировать структуру. Она должна иметь родовые и видовые признаки, а именно: наличие структурных элементов, системообразующие связи между элементами, образовывать целостную систему вследствие взаимосвязи ее элементов, наличие в структурных элементах определенной автономии и относительной самостоятельности относительно друг друга, а системы в целом по системам вокруг.

Итак, наиболее целесообразным для исследования системы источников права выдается ее понимание как комплекса взаимосвязанных и взаимосогласованных нормативно предписаний, объективирован в соответствующих внешних формах и образуют нормативно-правовую организацию, необходимую для обеспечения правового регулирования в любом обществе. Такое понимание системы источников права позволяет выделить первичный элемент - нормативно-правовое предписание, установить взаимосвязь и взаимосогласованность всех элементов в пределах внутренней организации (структуры). Кроме этого, нормативно-правовые предписания объединяются в нормативно-правовые институты, нормативно-правовые отрасли и другие системные образования (подотрасли, комплексные отрасли, межотраслевые институты и т.д.).


Обычно именно так характеризуют систему источников права с точки зрения ее горизонтальных связей (так называемая отраслевая структура). В то же время системе источников права присущи вертикальные, иерархические связи (так называемая субординационная структура). В современных условиях любая система источников права состоит из определенных внешних форм (источников) права и довольно сложным нормативным образованием, содержит подсистемы: нормативно-правовую, нормативно-договорную, прецедентную, обычную и тому подобное. Характеризуя современную систему источников права Российской Федерации, отметим, что ее горизонтальную структуру составляют такие нормативно-правовые отрасли: конституционная, гражданская, уголовная, административная, финансовая, трудовая, земельная, хозяйственная, аграрная, экологическая, гражданско-процессуальная, хозяйственно-процессуальная, уголовно процессуальная, социального обеспечения и другие.

Формируются и самостоятельные нормативные институты: морского, коммерческого, образовательного права. Для этого структурного среза характерно изменение содержания классических отраслей, а также появление новых отраслей (например, административное судопроизводство, необходимое для административного процесса в других системах континентального права) и институтов (предоставление административных услуг). Достаточно часто и отрасли, и институты имеют смешанный, комплексный характер, что свидетельствует о высоком динамизме развития системы источников права, Российской Федерации. Объективация нормативно-правовых предписаний, институтов и отраслей в Российской Федерации традиционно осуществляется через нормативно-правовые акты, которым отдается предпочтение по другим источникам права. Но все больше возникает потребность в нормативно-правовых договорах, а иногда и в правовых обычаях. В юридической литературе ведется дискуссия о возможности применения судебного нормативно-правового прецедента, хотя на практике этих источников права в Российской Федерации нет.

Именно внешняя форма права является основанием образования таких подсистем, как нормативного акта (законы и подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации), нормативно-договорная (коллективные договоры и соглашения, международные договоры Российской Федерации), обычное (довольно ограничена из-за отсутствия потребности собственной юридической формы объективация и условий реализации). Наибольшей по объему является нормативно-актная система, которая состоит из Конституции, кодексов, основ законодательства, законов и подзаконных нормативно-правовых актов (несколько десятков тысяч).


Основным источником права Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, Конституционные законы применяются только в части внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

Кроме этого, в Российской Федерации действуют кодексы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
  4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ)
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ)
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ)
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ)
  8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ)
  9. Земельный кодекс Российской Федерации
  10. Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ)
  11. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ)
  12. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  13. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  14. Таможенный кодекс Таможенного союза Российской Федерации
  15. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ)
  16. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ)
  17. Лесной кодекс Российской Федерации
  18. Водный кодекс Российской Федерации
  19. Воздушный кодекс Российской Федерации
  20. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
  21. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. [25]

Действуют в Российской Федерации и Основы законодательства об охране здоровья, Основы законодательства Российской Федерации об общеобязательном государственном социальном страховании, которые объективирует предписания комплексных нормативно-правовых институтов. Правда, для объективации таких предписаний в ряде правовых систем мира используют консолидированные акты. Однако, к сожалению, в Российской Федерации отсутствует практика их создания. Все это свидетельствует о нестабильности системы законодательства (законов), снижение ее авторитетности, повышение инфляции законодательных предписаний. Снижает престиж и авторитетность законов и множество подзаконных нормативно-правовых актов. Эта подсистема состоит из постановлений Правительства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Российской Федерации, приказов, постановлений, распоряжений, положений и других нормативных актов центральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений; распоряжений местных государственных администраций, решений местных советов, решений их исполнительных комитетов и других исполнительных органов местных советов, распоряжений сельских, поселковых, городских голов, председателей районного, районного в городе, областного совета; приказы и распоряжения руководителей предприятий и организаций и другие подзаконные акты Российской Федерации.


Десятки тысяч подзаконных нормативно-правовых актов содержат часто дублетные положения, пробелы и другие деформации, а иногда их принимают не для конкретизации содержания закона, а для самостоятельного регулирования общественных отношений, противоречит их юридической природе и цели и значимости в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации. [26]

Итак, нормативно-актна система Российской Федерации является, перегружена как большим количеством нормативно-правовых предписаний, так и видовыми формами нормативно-правового акта. А это создает препятствия для надлежащего регулирования общественных отношений. Нормативно-договорная подсистема состоит, прежде всего, из международных договоров. В

Обычно подсистема даже не приобретает признаки таковой, поскольку правовой обычай не имеет собственной юридической формы объективации и используется только в некоторых случаях: семейном законодательстве, морском, гражданском, конституционном, процессуальном и тому подобное. Его предписания объективируются в нормативно-правовых актах или нормативно-правовым договорам, а затем, они входят в нормативноактну или нормативно-договорной подсистемы. [27]

Проблемным остается вопрос взаимодействия этих подсистем, особенно в обеспечении горизонтальных связей. Вертикальные связи четко прослеживаются в иерархии: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации и подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации. Так, по юридической силе выше место в иерархии занимает Конституция Российской Федерации. Согласно этому документу, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Российской Федерации и должны соответствовать ей.

Кроме этого, законы по юридической силе подразделяются на конституционные законы и обычные. К обычным законам относятся Закон Российской Федерации «О высшем образовании», Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», «О государственной службе», «О занятости населения», «О железнодорожном транспорте», «Об обращениях граждан», Закон Российской Федерации «О судоустройстве и статус судей »и другие. Вместе с тем определенный вопрос о месте кодексов в системе источников права Российской Федерации. Обычно законодатель предоставляет им высшей юридической силы в отношении обычных законов, хотя по своей природе это такие же законы, как и обычные, и принимают их в едином законодательном порядке, согласно Регламенту Правительства Российской Федерации. То есть специальный порядок их принятия, который вызывал бы их высшую юридическую силу, отсутствует. Что касается подзаконных актов, которые должны приниматься на основании законов и в соответствии с ними, остается вопрос об их иерархию в собственной системе. Не определены иерархические связи и в подсистеме нормативно-договорной. [28]