Файл: Понятия и виды источников права (Характеристика системы источников права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник (форма) права – это внешний способ выражения государством норм права.

Если содержанием права является совокупность правил поведения. А его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли.[10]

Система права - правовая категория, которая означает внутреннее строение, внутренняя структура права любой страны. Она выражается через распределение и построение нормативного материала, с помощью которого ее различные блоки (части) возникают в единстве.

Система права - это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтами.

Можно сказать иначе: система права - это научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по группам - правовыми институтами, возведенными в подотрасли, которые, в свою очередь, образуют отрасли - целостные нормативные образования.

Право состоит из многочисленных правовых норм. Чтобы правильно выбрать ту или иную правовую норму для их реализации, надо знать, что они объединяются не по случайным признакам; между ними существует конкретное сходства и различия.

Благодаря этой объективной обусловленности и характерным признакам сходства, различий правовых норм все право можно представить как определенную систему. Поэтому праву присущи такие объективные свойства: оно развивается через правоотношения, порождаемые экономическими отношениями, а уже потом устанавливаемые или санкционированные государством; под влиянием правоотношений и правосознания развивается не только норма права, право, но и правовая система, и правовая надстройка; право не следует сводить только к правовым нормам, его следует рассматривать во взаимодействии с другими элементами правовой системы (например, правовое регулирование и его механизм, правоотношения, правосознание и др.)[11]

Анализируя такое явление, как система источников права, нужно обратить внимание на основные позиции по ее юридической природе, освещены в юридической литературе.

Признаки системы источников права выделяют следующие:

  1. она состоит из многих разнородных частей - подсистем источников права — системы нормативно-правовых актов, системы нормативно-правовых договоров, системы правовых прецедентов, взаимодействуют благодаря системным связям;
  2. ее способность к изменениям вследствие влияния, как со стороны других подсистем правовой системы, так и со стороны нормо образованных источников права;
  3. резкое изменение обстоятельств может привести к ее нестабильности, к фрагментации системы источников права, когда часть источников права не действует, или противоречит другой части, парализуя ее;
  4. в процессе развития переходит с уровня на уровень - от обычного неписаного права - к писаному праву, от фрагментарных нормативных совокупностей через кодификацию - до сложной динамической системы;
  5. в процессе функционирования благодаря системным связям выявляются новые принципы правоположения, предписания, существование которых не предусмотрены в процессе ее формирования, прямо не закреплены в юридических источниках права;
  6. охватывает национальную; иерархическую и горизонтальную (отраслевую) структуру;
  7. характеризуется внутренней согласованностью (взаимосвязь и непротиворечивость источников права);
  8. имеет субъективно-объективный характер (субъективный - системность источников права формируется субъектами правотворчества, но при этом есть объективная потребность ее существования)
  9. наблюдается активный характер источников права, проявляется не только по отношению к системе права или правовой системы в целом, но и по непосредственно связанных с правом систем (судебной, системы законодательных и исполнительных органов государственной власти и т.д.);
  10. обладает динамичностью, что проявляется в следующем: прямая и непосредственная действие; усовершенствования источников права; обновления; процессы дифференциации и интеграции источников права.[12]

Признавая правильность этой позиции, в то же время нужно отметить, что характеристика системы источников права должна осуществляться, прежде всего, на основе системного подхода, в рамках которого необходимо изъять первичные элементы, установить постоянные связи между ними, выделить ее структуру, цели и особенности функционирования структурных частей. Именно такой подход применяется к характеристике системы источников права, что позволяет выделить следующие основные признаки:

  1. система источников права - это внешняя форма системы права;
  2. первичным элементом ее является нормативно-правовое предписание, через который формализуется и объективируется норма права;
  3. нормативно-правовые предписания взаимосвязаны и взаимосогласованные
  4. структурными частями системы источников права являются: нормативно-правовые институты, нормативно-правовые отрасли и другие системные образования;
  5. она является нормативно-правовой организацией, необходимой для обеспечения правового регулирования в любом обществе;
  6. нормативно-правовые предписания объективируются в соответствующих внешних формах права
  7. имеет динамичный, в значительной степени субъективный характер (зависит от деятельности субъектов правотворчества).[13]

Так, первичным элементом системы источников права необходимо считать нормативно-правовое предписание, поскольку он является минимальной неделимой единицей и отражает норму права, которая объективируется в различных источниках права. В этом контексте нельзя согласиться с теми авторами, которые составным элементом системы источников права считают норму права, ведь известно - она является первичным элементом другой целостности системы права. Нормативно-правовое предписание в отличие от нормы права, составляет логическую конструкцию, является логически и грамматически завершенным и объективировано наружу суждением. Еще одним признаком системы источников права является, взаимосвязаны «связанность и взаимосвязи согласованность нормативно-правовых предписаний».[14]

Как известно, между элементами множества, образующие любую систему, устанавливаются определенные связи и отношения, которые являются одной из характеристик этой системы. В то же время системность означает совокупность устойчивых связей и отношений, возникающих между ее элементами, образуя единое целое, дает им возможность обеспечить эту эффективность.[15]


Для характеристики системы источников права важным является анализ ее внутреннего строения (структуры). Структура - это внутренняя организация чего-либо, присуща объектам, является системой, которая характеризуется через сущностные, относительно устойчивые связи между ее элементами при частичном или полном абстрагировании от качественных характеристик этих элементов.Структура слышит сохранения основных способностей и функций системы при различных ее изменения.

Структура - это такая внутренняя организация системы источников права, характер построения которой зависит от природы и закономерностей ее развития.

 К основным структурным частям системы источников права в юридической литературе добавляют: нормативно-правовые институты, нормативно-правовые отрасли и другие системные образования.[16] То есть система источников права, в отличие от системы права, является полиструктурным образованием.

Удобным мнение тех авторов, которые считают, что динамичность - один из признаков системы источников права. Любая система источников права является в постоянном «движении», поскольку функционирует в обществе, которое постоянно развивается. Развитие этой системы происходит по нескольким направлениям. Во-первых, это введение новых форм объективации норм права. Это также совершенствование уже существующей системы источников права путем принятия новых источников права, внесение изменений и дополнений к уже существующим, их систематизация. Кроме этого, отказ от отдельных форм объективации норм права.[17]

Кроме этого, некоторые авторы отмечают, что для системы источников права является присущая иерархия источников права. Иерархичность источников - одна из существенных свойств форм права, является важным выражением внутренне системных связей источников права.

Система источников права является многоуровневой или иерархической. Для таких систем иерархичность является атрибутом, без которого она не может ни существовать, ни мыслиться. При этом иерархия - это не специфическое свойство, а общее, неслучайно, а необходимо, не внешнее, а внутреннее. Общетеоретическое осмысление такого свойства системы источников права, как иерархичность, послужит познанию ее качеств.

Но нельзя согласиться с тем, что это единственное характерное свойство для внутренней организации нормативно-правовых предписаний в рамках системы источников права. Ведь известно, что для этой системы характерны не только вертикальные связи, но и горизонтальные связи, в частности, между источниками равной юридической силы. В то же время известно, что все нормативно-правовые предписания объективируются в соответствующих внешних формах. И как утверждает Ж.-Л. Бержель, нет такого юридического порядка, который бы предпочитал исключительно одному из источников и пренебрегал другими.


Глава 2. Виды и тенденции развития источников права в Российской Федерации

2.1. Виды источников права в Российской Федерации

Право всегда должно иметь определенную форму, то есть быть формализованным, а форма должна быть содержательной, то есть содержать определенный текст, выраженный юридическим языком, и иметь определенную смысловую нагрузку. Если норма не помещена в определенную форму, то она остается нормой поведения, но не является нормой права.[18]

Источник (форма) права - это способы внешнего выражения и закрепления норм права, исходящих от государства и имеющие общеобязательное значение.

Основные источники (формы) права: правовой обычай; правовой (судебный, административный) прецедент; нормативные о правовой договор; нормативно правовой акт.[19]

Особенностью данных норм является то, что они не устанавливаются решением органов государства, а возникают в результате многократного применения в течение веков, закрепляют человеческий опыт в сознании людей и входят в привычку. Кроме того, в результате санкционирования государством, обычай приобретает общеобязательного характера, гарантируется его выполнения и обеспечивается реализация мерами государственного принуждения.

Государство признает не все обычаи, сложившиеся в обществе, а только те, что имеют наибольшее общественное значение, отвечают его интересам и историческому этапу его развития.

Правовой обычай - это исторически обусловлено, неписаное, стихийно сложившееся, устойчивое правило поведения людей, вошло в привычку, благодаря многократному применению в течение длительного времени, которое санкционируется и обеспечивается государством.[20]

Правовой прецедент применяется тогда, когда имеют место пробелы в правовом регулировании ли необходимость в юридической квалификации конкретных обстоятельств, то есть официальной формулировки правовых норм. Видами правовых прецедентов являются судебный и административный прецеденты. Судебный прецедент признается основным источником права, в странах так называемой англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия и др.). В этих странах судьи в законодательном порядке наделены правотворческой функцией.


Прецедент имеет обязательный характер для всех судов низшей инстанции, а высшие суды связаны своими предыдущими решениями. При рассмотрении дела судья должен обязательно учесть обстоятельства дела, в связи с которым принято предварительное решение. Соблюдение такого решения имеет целью достижение высокого уровня единообразия судебной практики.

В названных странах прецедент тесно взаимодействует с законодательством, устраняя его пробелы и определяя практику применения. Как правило, правовой прецедент содержит норму - правило поведения, регулирующее общественные отношения, урегулированные правовыми актами.

По правовой системе Российской Федерации судебная практика не создает судебных прецедентов и он, как источник права, не применяется.

Нормативно-правовой договор - это письменное соглашение, в котором правила поведения общего характера устанавливаются по взаимному согласию двух и более субъектов правовых отношений, и обеспечивается государством.[21]

Оттого, какое место занимает субъект договора в механизме государства зависит юридическая сила договора, то есть чем выше место субъекта, тем больше сила договора; содержанием нормативно-правового договора являются нормы права, возникающие в результате согласия сторон и регулируют взаимные интересы субъектов договора (нормы цели, нормы намерения, нормы согласования, нормы содержания и т. д.).

Содержание договора не может противоречить Конституции и действующему законодательству; имеет длительный срок действия, он вступает в силу только после проведения соответствующей процедуры (ратификации, подписания), нормы, его составляют, являются общеобязательными для исполнения, они обеспечиваются гарантиями государства и его органами путем применения различных форм и методов, в том числе и государственным принуждением; является частью национального законодательства и может быть основанием для заключения других правовых актов.[22]

Для многих правовых систем, в частности, для стран романо-германской правовой системы, а также для бывших социалистических стран, идущих по пути демократических преобразований, а, следовательно, и современной Российской Федерации, самым распространенным, основным, а иногда и единственным источником (формой) права является нормативно правовой акт.

Нормативно-правовой акт - это официальный письменный документ, принятый в установленном законом порядке и форме уполномоченными на то субъектами правотворчества, который закрепляет правило поведения общего характера, обеспечивается государством.