Файл: Теоретические и методологические аспекты управления мотивацией персонала.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические аспекты управления мотивацией персонала
1.1 Современные подходы к определению сущности мотивации в организации
1.2 Влияние мотивации персонала на прибыль предприятия
1.3. Мотивация сотрудников фитнес клубов
ГЛАВА 2. Анализ состояния мотивационной политики в фитнес-клубе «Геркулес»
Общая характеристика фитнес-клуба «Геркулес»
Анализ системы мотивации персонала фитнес-клуба «Геркулес»
Глава 3 Совершенствование мотивации персонала фитнес-клуба «Геркулес»
3.1 Роль руководителя в обеспечении мотивации и командообразования сотрудников фитнес-клуба
3.2 Рекомендации по разработке эффективной системы мотивации в фитнес-клубе «Геркулес»
Подводя итог обо всем вышеизложенном, стоит отметить, что прибыль и доход предприятия и результаты ее деятельности в целом, напрямую зависят от заинтересованности и участия каждого работника в достижении своих личных целей, и, следовательно, целей компании [22, с. 26]
. Мотивация – очень сложный многогранный процесс, который требует использование различных методов, типов и форм стимулирования. Правильно разработанная система мотивации способствует развитию предприятия и однозначно, является одним из самых эффективных способов современного управления. Так же стоит отметить, что в правильно выбранной мотивации заинтересован как сам работник, так и сам руководитель, т.к. хорошая прибыль компании равна хорошей производительности труда, как в свою очередь эффективная производительность труда равна грамотному стимулированию рабочего персонала.
1.3. Мотивация сотрудников фитнес клубов
В данном пункте будут рассмотрены самые распространенные инструменты, которые чаще всего используются руководителями фитнес-клубов для повышения мотивации персонала. Каждый из этих инструментов в какой-то мере эффективен, однако при определенных обстоятельствах может иметь и обратную сторону. Инструменты мотивации представлены в таблице 1 [25].
Таблица 1
Инструменты мотивации персонала в фитнес-организациях
Инструмент мотивации |
Преимущества использования |
Возможные риски |
Материальная мотивация: повышение з\п, бонусы, премии |
Самый простой и универсальный способ простимулировать сотрудника |
Материальное поощрение обладает недолгосрочным эффектом и вызывает привыкание - максимум через 2-3 месяца мотивация сотрудника опять снизится, а регулярное повышение з/пи начинает восприниматься как само разумеющееся. Однако, руководитель не может постоянно повышать зарплату сотруднику, так как в какой-то момент это становится невыгодным. |
Нематериальные стимулы: почетные звания, грамоты, кубки, награды, благодарственные письма и т.п. |
Не требует значительных затрат. Сотрудник ощущает, что его заслуги ценятся. Способствует формированию у сотрудников лояльности и приверженности компании |
При частом использовании такого способа мотивации сотрудники могут быть достаточно скептичны к подобным «титулам» |
Проведение мотивационных и командообразующих мероприятий |
Позволяет помимо мотивации, решить другие вопросы: сплотить персонал, пообщаться, отдохнуть, развлечься |
Может быть достаточно затратным методом мотивации. Не работает в ситуации, когда нужно поощрить отдельных сотрудников |
Продолжение таблицы 1
Возможности обучения и карьерного роста |
Поскольку в нашей стране не существует качественных программ подготовки полноценных фитнес-специалистов, многие сотрудники получают необходимые знания на рабочем месте. Помимо узкопрофильных навыков, они также приобретают навыки сервиса, продаж, коммуникации, знания из области психологии и т.п., что значительно повышает ценность такого специалиста на рынке |
Компания вкладывает значительные средства в дополнительное обучение и тренинги для сотрудников, при этом нет гарантий, что любой из них, достигнув более высокого уровня квалификации, не покинет компанию и не уйдет к конкурентам |
Привлечению сотрудника к принятию решений, наделение его большей ответственностью |
Предоставляет сотруднику возможность проявить себя, самореализоваться. Обеспечивает устойчивый и долгосрочный мотивационный эффект |
Не у всех сотрудников есть потребность в расширении рамок ответственности - некоторые предпочитают просто делать свою работу. |
Ниже представлены основные типы сотрудников фитнес-клубов по их мотивационным характеристикам, маркеры, по которым можно определить тот или иной тип, а также инструменты мотивации, которые будут уместны для каждого из типов сотрудников [34].
Таблица 2
Мотивационные характеристики сотрудников в фитнес-организациях
Тип сотрудника |
По каким признакам можно определить этот тип сотрудника |
Какие инструменты мотивации следует использовать для этого сотрудника |
«Материалист» |
Ориентирован на вознаграждение; Не делает больше, чем от него требуется; Считает, что любое усилие, выходящее за рамки его обязанностей, должно оплачиваться в отдельном порядке |
Материальное поощрение, прибавка к зарплате, бонусы, премии, проент от продаж |
Продолжение таблицы 2
«Стабильный» |
Имеет давно установившиеся рабочие привычки; Беспокоится о результате; Любит правила и инструкции; Не любит изменений и неопределенности |
Благодарности, признание |
«Коллективист» |
Получает удовольствие от работы с командой; Заботится о том, чтобы иметь хорошие отношения со всеми сотрудниками; Хочет быть популярным |
Коллективные мотивационные мероприятия |
«Честолюбивый» |
Любит и носит дорогую одежду, предметы и вещи высокого качества; Стремится иметь символы положения в обществе, громкую должность; Стремится, чтобы о нем думали как о профессионале; Любит похвалу и когда обращают внимание на его успехи; Любит быть в центре внимания |
Благодарности, грамоты, звания, карьерный рост |
«Потенциальный» |
С готовностью берет на себя ответственность, проявляет инициативу; Любит новые благоприятные возможности; Любит поступать по-своему; Не любит правила; Хочет учиться; Много работает, хочет добиться успеха |
Расширение зоны ответственности сотрудника. Привлечение к принятию решений. Возможности для обучения |
Тем не менее, несмотря на индивидуальные предпочтения, следует помнить, что для каждого сотрудника важна как материальная, так и нематериальная мотивация, которая будет эффективной только при ее сбалансированном и дозированном применении.
Подводя итог по главе надо сказать, что основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Цель работы - изучение процесса мотивации, как наиболее значимой функции управления деятельностью организации.
ГЛАВА 2. Анализ состояния мотивационной политики в фитнес-клубе «Геркулес»
Общая характеристика фитнес-клуба «Геркулес»
Фитнес-клуб «Геркулес» - это современный фитнес- клуб, предоставляющий услуги фитнеса на самом высоком уровне, в соответствии с мировыми стандартами и передовыми фитнес - технологиями.
Фитнес-клуб «Геркулес» имеет удобное расположение – центральная часть города, проходящая рядом автодорога, находящаяся неподалеку остановка общественного транспорта. Местонахождение клуба позволяет клиентам добираться до него как на собственном автомобиле, с возможностью бесплатной парковки около клуба, так и с помощью общественного транспорта.
Основной вид деятельности фитнес-клуба «Геркулес» является предоставление фитнес-услуг населению.
Руководство текущей деятельностью фитнес-клуба осуществляется единоличным исполнительным органом – управляющим фитнес-клуба «Геркулес».
Ведение текущей деятельностью осуществляется командой отдела продаж во главе с руководителем отдела продаж, маркетологом, техническим директором, бухгалтером, кассиром, администрацией зоны рецепции, работниками кафе, массажистом, инструкторами групповых программ и инструкторами тренажерного зала. Общая численность персонала насчитывает 59 человек: 18 из них составляет административный персонал, 9 - инструкторов групповых программ и 32 человека составляет тренерский состав тренажерного зала.
Фитнес- клуб «Геркулес» использует базовую стратегию «Ограниченный рост». Как компании, претендующей на лидерство необходимо, прежде всего определить цели стратегии. Исходя из выбора базовой стратегии, «Геркулес» в качестве главных долгосрочных целей ставит расширение доли рынка, усиление конкурентной позиции и совершенствование предлагаемых фитнес-услуг. Поэтому ключевые моменты стратегии фитнес - клуба следующие:
- повышение качества и обновление ассортимента предлагаемых услуг (каждые полгода необходимо вводить 3-5 новых программ, закупка нового современного оборудования, отслеживания новинок на рынке фитнес -индустрии);
- постоянное повышение уровня квалификации персонала;
- гибкая ценовая политика.
Главная задача фитнес-клуба «Геркулес» - предложить услуги, которые востребованы клиентом.
Общая клиентская база фитнес-клуба «Геркулес» составляет 14420 человек. Количество действующий клиентов на начало 2020 года составляет порядка 1730 человек. Это является достаточно комфортной загруженностью относительно площади клуба, которая составляет 1600 м². Процент продления клиентских карт на конец 2019 года, начало 2020 года составляет порядка 45%. Следует отметить, что это является весьма невысоким показателем. Причиной этому является изменение ценовой политики клуба, относительно первых 3 лет, в пользу увеличения.
Стоимость клубной карты зависит от набора услуг, предлагаемых клубом, уровня его оснащенности и наличия бассейна - абонементы и клубные карты в центры с «водой» стоят на 15-20% дороже.
На сегодняшний день месячный абонемент в фитнес-клуб в среднем составляет 3-4 тыс. руб., годовой — 23-26 тыс. руб. Фитнес-клуб «Геркулес» соответствует среднестатистической цене в Москве.
Клуб имеем 5 просторных зала для комфортного занятия спортом: тренажерный зал с расширенной кардио-зоной, 2 зала групповых программ, зал кроссфита и зал сайкл-аэробики.
Оснащение и оборудование залов фитнес-клуба соответствует самым взыскательным требованиям, тренажеры и свободные веса представлены передовыми марками Ivanco, Foreman, Hoist, TechnoGym, Precor Icerian, Cybex, Hammer Strength - эти имена являются общепризнанными гарантами качества. Услуги, предлагаемые фитнес - клубом соответствуют высоким стандартам фитнес-индустрии, программы постоянно обогащаются инновационными технологиями и разработками.
Фитнес-клуб «Геркулес» соответствует всем стандартным требованиям и является конкурентоспособным на рынке фитнес индустрии.
Таблица 3
Сравнительная характеристика основных конкурентов
ФК «Геркулес» |
ФЦ «Спортлэнд» |
ФК «X-way» |
|
Площадь |
1600 м² |
1775 м² |
2000 м² |
Часы работы |
07.00 — 01.00 |
06.00 — 00.00 |
07.00 — 00.00 |
Цена годового абонемента |
24500 |
25000 |
24550 |
Количество залов |
5 |
4 |
4 |
Бассейн |
Нет |
Нет |
Да |
Сауна/хамам |
Да |
Да |
Да |
Вентиляция |
Общая |
Общая |
Общая |
Разнообразие ГП |
Высокое |
Высокое |
Среднее |
Камера хранения |
Да |
Да |
Да |
Анализируя полученные данные, можно сказать, что «Геркулес» полноценный конкурент самым крупным и старым игрокам на ранке фитнеса в Москве, по позиции групповых программ, рассматриваемый клуб заметно лидирует. Необходимо поддерживать и развивать групповые тренинги для поддержания конкурентоспособности, это возможно, пока единственный вариант для того, чтоб не сдать позиций. К сильным сторонам можно отнести вентиляцию, это также влияет и на посещение групповых программ, так как в холодное/жаркое время года всегда достаточно комфортное теплоощущение в залах.
Для выявления проблем организации и влияния окружающей среды необходимо проведение SWOT-анализа в фитнес-клубе «Геркулес». Проведенный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны компании, выявить возможности и угрозы для развития бизнеса. Результат обобщения данных приведен в таблице 4.
Таблица 4
Таблица SWOT-анализа фитнес-клуба «Геркулес»
Сильные стороны (S) |
Возможности (О) |
Квалифицированный персонал Хорошая финансовая база Высокое качество оборудования Выгодное расположение Программы тренировок, соответствующие мировым стандартам |
Популяризация спорта Внедрение новых технологий Наем тренеров с собственной клиентской базой Развитие собственной клиентской базы Выход на новый сегмент рынка Разработка хорошей рекламной кампании |
Слабые стороны (W) |
Угрозы (T) |
Текучесть кадров в связи с невысокой оплатой труда и неудовлетворительной мотивацией персонала Слабая маркетинговая деятельность Дополнительные затраты на обучение персонала Недостаточное применение маркетинговых инструментов в работе организации |
Усиление конкуренции на рынке Низкая заинтересованность Низкие доходы потребителей Снижение темпов роста продаж по сравнению с конкурентами в связи с малыми площадями сети клубов |