Файл: Теоретические и методологические аспекты управления мотивацией персонала.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические аспекты управления мотивацией персонала
1.1 Современные подходы к определению сущности мотивации в организации
1.2 Влияние мотивации персонала на прибыль предприятия
1.3. Мотивация сотрудников фитнес клубов
ГЛАВА 2. Анализ состояния мотивационной политики в фитнес-клубе «Геркулес»
Общая характеристика фитнес-клуба «Геркулес»
Анализ системы мотивации персонала фитнес-клуба «Геркулес»
Глава 3 Совершенствование мотивации персонала фитнес-клуба «Геркулес»
3.1 Роль руководителя в обеспечении мотивации и командообразования сотрудников фитнес-клуба
3.2 Рекомендации по разработке эффективной системы мотивации в фитнес-клубе «Геркулес»
Введение
В условиях экономического кризиса основная часть организаций направила свои усилия на стабилизацию финансовых показателей. При этом важно не забывать, что повышение эффективности управления в жестких условиях кризиса требует внимания ко всем аспектам управления, в том числе и персоналу.
Ведь как говорит основной принцип стратегического менеджмента «персонал – это основная ценность, основа любой предприятия». От того, насколько предприятию удастся сохранить персонал и при этом получить от кадрового потенциала максимальную отдачу зависит устойчивость компании и как следствие способность конкурентоспособности в будущем, что является основной целью в современных организациях. Основным фактором результативной работы работников предприятия является их мотивация (т.е. процесс побуждения к труду (активизации внутренних мотивов) к выполнению целей и задач предприятия) построенная на основе система стимулирования (процессе использования различных стимулов (внешних рычагов) для мотивирования людей).
Высокая мотивация персонала одно из основных условий конкурентоспособности и эффективности предприятия. Проблемы мотивации работников предприятий остаются в настоящее время очень актуальными, так как от правильно разработанных систем мотивации зависит результат деятельности предприятий, особенно при внедрении в производство инновационных технологий и мероприятий научно-технического прогресса.
Настоящее время требует эффективных систем мотиваций, которая влияет на конечные результаты предприятий, для этого необходима переоценка традиционных трудовых взаимоотношений работника и руководителя.
Мотивация персонала организации - одна из составляющих функций менеджмента, побуждающая работников к дополнительным действиям, которые ведут к повышению прибыли, конкурентоспособности, эффективности организации. Именно поэтому проблема мотивации работников является актуальной.
Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что актуальность выбранной темы для данной работы заключается в следующем – современное предприятие не может развиваться без эффективных мотивационных систем персонала, которые постоянно совершенствуются под влиянием экономических и политических условий. Сегодня на рынке можно купить конкурентный товар, но купить конкурентоспособность и стимулы - невозможно. Поэтому многим предприятиям приходится самостоятельно искать наиболее подходящие и действенные методы организации и поощрения труда.
Объектом исследования является – персонал предприятия.
Предметом исследования является – система управления мотивацией персонала.
Цель данной работы – повысить мотивацию персонала предприятия.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
- изучить системы управления мотивацией персонала;
- дать оценку эффективности использования и управления персонала предприятия;
- выявить проблемные поля в системе мотивации персонала предприятия;
- разработать мероприятия для повышения мотивации персонала предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области кадрового менеджмента, мотивационного менеджмента, психологии управления, общей психологии, социальной психологии: А. Альберт, У. Брэддик, О.С. Виханский, Ф. Герцберг, Е.П. Идьин, СБ. Каверин, Р.Л. Кричевский, И.Д. Ладонов, М. Мескон, Е.Г. Молл, А.И. Наумов, Э.А.Уткин, Л.И. Божич, М.Р. Гинзбург, Н.С Пряжников В.Ф. Сафин и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, систематизация материалов, анализ документов, анкетирование, наблюдение, опрос.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, представляющих научный и практический интерес для формирования эффективной технологии процесса мотивации персонала в ООО «Геркулес».
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические аспекты управления мотивацией персонала
1.1 Современные подходы к определению сущности мотивации в организации
Целью данной главы является изучение понятия и сущности мотивации и ее влияние на работу персонала на предприятии. Вопросы о трудовой мотивации всегда были злободневной темой для исследования, возник вопрос, что и каким образом должно воздействовать на подчинённого, чтобы его деятельность была эффективной для предприятия [10].
Позади те времена, когда работников можно было замотивировать обещанием вручить грамоту за труд. Наградные листы сейчас не в цене, разве что как дополнительный бонус к основному поощрению. Но это не значит, что мотивация сотрудников должна нести убытки для организации.
Мотивация – это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Без мотивации нет действия. [28].
В бизнеc-cлoвaре мотивация определяется как совокупность идей, увлечений, причин и интересов, которыми руководствуется покупатель, потребитель, принимая решение o предпочтительности товара при его приобретении [15].
В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.
В этой связи используются также термины стимулирование и мотивирование. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.
Высокая мотивация персонала – это важнейшее условие успеха организации. Ни одна организация не может преуспеть без настроя сотрудников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации возникает из-за различных определений ее сущности, природы, структуры, а также мотивов человека к трудовой мотивации [11].
Один из первых ученных, изучавших мотивы деятельности человека был шотландский экономист и философ - этик - Адам Смит. В своих работах он исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Другой известный английский экономист, последователь и одновременно оппонент А.Смита, находившийся у истоков современной экономической науки - Давид Риккардо. Он определил и выявил различия в экономическом поведении различных социальных классов людей. Д. Риккардо утверждал, что поведение рабочих обусловлено исключительно привычками и инстинктам, и определяется количеством жизненных средств, необходимых для нормального существования [32].
Большую исследовательскую работу по изучению мотивации труда проделали такие советские экономисты как: А.К.Гастев, Л.А.Жданов, В.Я.Подгаецкий, С.Д.Стрельбицкий. Важность трудовой мотивации персонала для эффективной и успешной деятельности была доказана исследователями - Г. Клаусом, В.А. Якунина, Н.И. Мишкова. Кроме того, работы некоторых исследователей позволяют сказать, что правильная позитивная мотивация может сподвигнуть человека на выполнение работы даже с низкой специализацией возможностей [27].
Мотивация и сфера управления персоналом в последнее время все больше связаны между собой. Новые экономические условия и жестокая конкуренция на рынке выдвигают новые требования к предприятиям, их руководителям и сотрудникам. В западном менеджменте «мотивация персонала» уже давно рассматривается как один из ключевых механизмов управления предприятием. Механизм мотивации и стимуляции работников входит в число самых значимых стандартов делового поведения руководителей. Это связано с тем, что правильное и умелое сочетание методов материального и нематериального стимулирования позволяет предприятию увеличить производительность труда до 20% и сократить до минимума незапланированную руководством текучесть кадров в рамках неизменяемой заработной платы. Правильная мотивация и стимулирование трудовой деятельности помогает поддерживать на должном уровне работоспособность и энтузиазм в коллективе.
Для того чтобы составить достаточно полное общее представление о мотивации, нужно определить, сущность, содержание и структуру мотивации, а также сущность, содержание и логику процесса мотивации.
Перед тем, как перейти к углубленному изучению понятия «мотивация», рассмотрим, как определяют это понятия разные специалисты и ученые.
1. Мотивация труда от греч. "motif", от лат. "moveo", – двигаю – как внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности для достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения [23].
2. Мотивацию работы можно определить как психологические силы человека, определяющие направленность его поведения в организации, степень её собственных усилий и настойчивости при столкновениях с трудностями [36].
3. Мотивация является понятием, которое мы используем при описании сил, воздействующих на человека (внешних и внутренних), которые побуждают к его действию определённым образом [35].
4. В экономическом смысле мотивация – это деятельность, имеющая цель активизировать людей, работающих в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных задач [9].
5. Трудовая мотивация – это психологические силы человека, определяющие его специализацию и важность в организации, уровень усилий, прилагаемых им, и уровень настойчивости при встрече с неприятностями [6].
6. Мотивация – это процесс побуждения человека к определённой деятельности с помощью внутренних и внешних факторов [16].
7. Мотивация труда – это желание работника удовлетворить свои физические и моральные потребности через трудовую деятельность [25].
8. Мотивация – это процесс побуждения себя и других индивидов к деятельности, для достижения личных целей и целей предприятия [26].
9. Мотивация – это состояние личности человека, определяющее степень активности и направленности действий индивида к конкретной ситуации [29].
10. Мотивация – это функция управления, процесс пробуждения человека к какой-либо деятельности для достижения целей организации или многих целей [26].
Итак, в самом общем определении мотивация к какой-либо деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий направленных на достижение конкретных целей. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать определенные поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека определена очень сложной системой взаимодействий, в результате чего разные индивиды могут абсолютно по-разному реагировать на аналогичные воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, его действия, в свою очередь также могут влиять на его реакцию на предложенные ему условия, в результате чего, может меняться как степень влияния воздействия, так и поведение, вызываемое этим действием [8].
Принимая во внимание вышесказанное, можно обобщенно дать более детализированное определение мотивации.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к действиям, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от различных факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи [11].
Так как речь идет именно о мотивации6 персонала в организации, нужно понимать, что такое персонал.
Персонал - это постоянный состав работников какого-либо предприятия/организации, составляющих группу по профессиональным и иным признакам, с указанием должностей и присвоенной по каждой должности заработной плате[27].
Так же подробней теперь можно рассмотреть термин - мотивация персонала, и понять, почему мотивация персонала так важна для предприятия.
Мотивация персонала – один из способов повышения производительности труда и получение выгоды предприятием от своих работников. Мотивация труда персонала является ключевым показателем кадровой политики любой организации. Наиболее эффективным методом мотивации сотрудников, является «мотивация на результат [3].