Файл: Органы исполнительной власти».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- государственная администрация субъекта РФ, которая включает органы исполнительной власти специальной компетенции: в республиках и ряде краев и областей - министерства, госкомитеты, комитеты, департаменты и т.д. В иных субъектах - комитеты, департаменты, управления, отделы. Они могут быть двух видов:

- органы совместного подчинения, которые входят в систему федеральной госадминистрации и в то же время подчиняются главе исполнительной власти субъекта Федерации (органы внутренних дел, финансов, управления государственным имуществом, социальной защиты населения);

- органы государственной администрации субъекта Федерации, которые строят свои отношения с федеральными органами исполнительной власти на основе методических рекомендаций и соглашений (органы образования, здравоохранения, культуры и т.д.);

- территориальные органы исполнительной власти субъекта Федерации общей или специальной компетенции (префекты, управляющие и т.д.). Они осуществляют исполнительную власть на территории округов (префектур), которые образовались путем объединения нескольких административно-территориальных единиц (районов в городе, районов и городов). Главы округов (префектур) по должности входят в состав правительства субъекта Федерации (Москва, Ленинградская область). Деконцентрация исполнительной власти субъекта Федерации имеет свои особенности в Свердловской области, где администрация управленческих округов имеет статус территориальных межотраслевых органов госвласти и координирует на своей территории деятельность ведомств субъекта РФ. Все эти органы были созданы не как органы административно-территориальных единиц, а как органы субъекта РФ на местах. К органам специальной компетенции относятся территориальные органы в городах и районах, представляющие отраслевые и межотраслевые ведомства субъекта РФ (Краснодарский край и др.);

- местные государственные органы субъектов Федерации общей компетенции в первичных административно-территориальных единицах, в тех, на которые непосредственно делится территория субъекта (Башкортостан, Татарстан, Удмуртия и др.). Там главы местной госадминистрации либо назначаются Президентом (губернатором), либо избираются напрямую гражданами. По Закону "О местных органах государственной власти" 1994 г. Республики Саха (Якутия) главы местных администраций улуса, (района) и городов республиканского подчинения должны быть подтверждены Президентом республики. Президент республики вправе увольнять глав местных органов исполнительной власти с их должности и привлекать к административной ответственности.


Таким образом, наличие единой вертикали исполнительной власти в Росси не исключает разнообразие вариантов организации исполнительной власти в субъектах Федерации. Они отражают специфику деятельности госадминистрации субъектов РФ и по своему разнообразию превосходят варианты организаций других органов государственной власти в этих субъектах. Это многообразие нередко приводит к ряду несоответствий конституционному принципу разделения властей.

В связи со вступлением в силу Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации" 1999 г. происходит определенная унификация органов исполнительной власти во всех субъектах РФ. Нормы этого Закона содержат требования о том, чтобы в каждом субъекте РФ была установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Одновременно Конституциями (уставами) субъектов РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица, который является руководителем высшего органа исполнительной власти. Наименование такой должности и высшего исполнительного органа государственной власти определяют Конституции (уставы) субъектов РФ.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ избирается гражданами, которые проживают на территории данного субъекта Федерации, либо в особых случаях специально созываемым собранием представителей. Оно избирается на срок не более 5 лет и не может избираться на эту должность более 2-х сроков подряд. Глава высшего исполнительного органа не может быть одновременно депутатом законодательного органа государственной власти субъекта РФ, но может участвовать в его работе с правом совещательного голоса, требовать созыва его внеочередного заседания. Законодательный орган вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации, после чего может последовать его отставка. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Федерации. В случае приостановления Президентом РФ действия акта высшего должностного лица субъекта Федерации, оно вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии его акта Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе выполненного исследования была подтверждена актуальность избранной темы «Органы исполнительной власти». Нами было проведено полное комплексное структурно-логическое исследование системы исполнительной власти в России, подробно рассмотрены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Были детально проработаны функции и компетенции Президента Российской Федерации, Правительства РФ, государственной администрации, а также органов исполнительной власти в различных субъектах Федерации.

Нами были выполнены поставленные в начале работы задачи, а именно:

  1. определено понятие органов исполнительной власти;
  2. вычленены элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации;
  3. проанализирована специфика деятельности органов исполнительной власти;
  4. проверена теория трех ветвей государственной власти, существующая в Российской Федерации.

В ходе исследования мы пришли к выводам, что, несмотря на некоторые неопределенности, имеющиеся в Конституции РФ, в России успешно сосуществуют два главных органа исполнительной власти – Президент и Правительство.

Одним из предложений по итогам исследования органов исполнительной власти в России мы могли бы назвать уточнение функций и сфер влияния Правительства и Президента Российской Федерации. Самой серьезной из мер могло бы стать внесение изменений в некоторые пункты и статьи главного нормативного правового акта страны – Конституции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2 «О Правительстве Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

5. Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации: монография. – М., 2003.

6. А.Ф. Ноздрачёв, Ю.А. Тихомиров Исполнительная власть в Российской Федерации. – М., 1996.

7. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. – М., 1972.