Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий ( ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных задач оперативно-розыскной деятельности выступает раскрытие преступлений. Довольно часто решение данной задачи достигается проведением комплекса первоначальных и последующих оперативно-розыскных мероприятий. При этом от того, насколько полно и качественно будут проведены первоначальные оперативно-розыскные мероприятия, будет зависеть результативность мероприятий, проводимых на последующем этапе раскрытия преступления. Достаточно интересным представляется рассмотрение вопросов об определении оснований и условий осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Успешное раскрытие и расследование преступлений невозможно без всестороннего, оперативного взаимодействия служб и подразделений правоохранительных органов, в задачи которых входит борьба с преступностью. Однако на практике существует большое количество проблем в организации их совместной работы. Ни для кого не секрет, что следователь или даже группа следователей не сможет самостоятельно раскрыть преступление без помощи подразделения дознания – оперативных работников.

Объектом исследования послужили правовое регулирование осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Предмет исследования – особенности правового статуса оперативных подразделений.

Цель исследования: провести анализ правового регулирования осуществления оперативно-розыскных мероприятий

Задачи исследования:

- рассмотреть основания проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- рассмотреть условия проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- охарактеризовать цели, задачи оперативно-розыскных мероприятий;

- рассмотрение правового регулирования взаимодействия оперативных сотрудников и следователя;

- рассмотрение проблем взаимодействия оперативных сотрудников со следователем и предложения по урегулированию проблем;

В ходе написания работы использовались труды следующих авторов: Живаева Т.Л., Тихонова С., Вавилина Е.В., Васьковского Е. В., Вицелярова К.Н., Холина О.И., Понарина Н.Н. Кроме того исследовались нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения между налоговыми органами и внебюджетными фондами.

Методы, использованные при написании работы – статистический, аналитический, ретроспективный анализ, наблюдение, исторический.

Структурно работы имеет следующую форму - введение, три главы, заключение, список использованной литературы.


ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Оперативно-розыскные мероприятия играют важнейшую роль в обнаружении доказательств, от полноты собранности которых, в дальнейшем, зависит качество расследования уголовного дела. Несмотря на то, что оперативно-розыскная деятельность процессуальной не является и не включена в содержание уголовно-процессуальных понятий доказывания и процесса доказывания, значимость осуществления такой деятельности нельзя недооценивать.

Оперативно-розыскная деятельность играет обеспечивающую и опережающую роль по отношению к уголовному процессу. Такая деятельность всецело направлена на получение ориентирующей информации, которая указывает на то, где находятся источники доказательств и как можно получить необходимые фактические данные процессуальным путем[1].

Именно в связи с данным обстоятельством, представляется, что нормы оперативно-розыскного законодательства должны быть доступны и четко определены и предсказуемы в применении[2].

Сложившаяся противоречивая правоприменительная практика в прошлом десятилетии явно указывала на необходимость внесения корректив.

Так, Конституционный суд неоднократно указывал на неточность, неясность и неопределенность Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[3]. В своих Постановлениях Суд обращал внимание вышеуказанные проблемы, которые порождают возможность неоднозначного толкования, а, как следствие, произвольного его применения[4].

Более того, на эту же проблему обращал свое внимание и Европейский Суд по правам человека. Так, в своих Постановлениях Европейский Суд по правам человека отметил, что действующее российское законодательство не соответствует стандарту качества закона[5]. Указанный «стандарт качества», исходя из положений Постановлений, разработан Конвенцией о защите прав и основных свобод[6].

Вопросы правовой основы в той или иной степени традиционно рассматриваются большинством авторов, проводящих исследования в области теории оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Более того, ряд научных трудов известных ученых полностью или частично посвящен более узкой теме, имеющей непосредственное отношение к осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).[7] Однако, к сожалению, результаты таких исследований, как правило, не используются в законотворческой деятельности, хотя представляется, что в них содержатся полезные, необходимые на сегодняшний момент предложения, основанные на единстве теории и практики.


Так, в частности, нами в специализированных изданиях уже неоднократно отмечалось, что необходимо законодательно определить содержание оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), перечисленных в ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД»).[8] Отсутствие указанных определений влечет различную правоприменительную практику, причем как в различных регионах, так и в различных правоохранительных органах, что вызывает обоснованные жалобы граждан, влечет нарушение принципа единства федерального закона на всей территории Российской Федерации. Это подтверждает исследование И. Д. Шатохина.[9]

Обозначенная нами проблема не нова. В 2003 г. проф. В. Г. Бобров и проф. В. М. Атмажитов писали: «Каждое оперативно-розыскное мероприятие, независимо от того, каким органом оно выполняется, обладает определенными свойствами, носящими общий характер. Их правовое регулирование — это дело законодательного уровня»[10], а в 2004 г. проф. А. Ю. Шумилов счел необходимым раскрыть в разработанном им авторском проекте оперативнорозыскного закона содержание всех предусмотренных ОРМ, а также новых, им предложенных.[11]

В 2006 г. проф. А. Е. Чечетин отмечал: «Сформулировав в едином списке названия мероприятий, законодатель не определил содержания каждого из них, оставив это на откуп правоприменителю. Не придав должного значения важности исходных (дефинитивных) правовых норм, определяющих юридические категории и понятия, а поэтому играющих особую роль в механизме правового регулирования, законодатель тем самым не обеспечил необходимых методологических предпосылок для единого толкования закона».[12]

Присоединяясь к мнению вышеперечисленных ученых, считаем необходимым раскрыть в ФЗ «Об ОРД» понятие всех пятнадцати предусмотренных в нем ОРМ. На наш взгляд, сведения, составляющие государственную тайну, при этом разглашены не будут, так как указанные определения неоднократно формулировались в различных научных трудах открытого характера. Вместе с тем, мы предлагаем законодательно закрепить лишь толкования определений, регламентируя все остальное закрытыми ведомственными (а лучше — единым межведомственным) нормативными правовыми актами.

Итак, различными учеными ОРМ предлагается понимать как: ОРМ, направленное на получение информации о физических лицах, фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД путем непосредственного изучения документов, материалов, баз данных, направления запросов в предприятия, учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией;[13]


ОРМ, направленное на получение информации о проверяемых лицах, фактах и предметах, необходимой для решения задач ОРД путем непосредственного изучения документов, баз данных и направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией[14]; направление запросов определенному юридическому или физическому лицу и получение ответа на него либо непосредственное ознакомление оперативника (агента и др.) с материальным носителем информации (документом и т. п.)[15]; ОРМ, основанное на непосредственном изучении документов, содержащих сведения, представляющие оперативный интерес, а также направления запросов о предоставлении таких сведений в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы[16]; ОРМ, заключающееся в получении (сборе) информации от предприятий, учреждений, организаций, должностных и частных лиц, которые располагают ее официальными источниками (носителями, материалами, документами и др.) как по официальным запросам, так и с использованием тактических приемов, мер конспирации[17]; ОРМ, заключающееся в сборе информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, в целях решения задач ОРД, осуществляемое путем изучения документов (в том числе архивных) и (или) направления запросов как в государственные, включая правоохранительные, органы, так и в любые учреждения и организации, независимо от их принадлежности, имеющие информационные системы, располагающие информацией, сохраняемой в других формах; способ сбора информации, необходимой для решения задач ОРД путем непосредственного изучения документов, а также направления запросов в организации, учреждения.[18]

Вывод: Анализ содержания приведенных выше определений приводит к выводу, что, в первую очередь, следует в качестве обозначения цели проведения данного (впрочем, как и иных) ОРМ использовать термин «решение тактических задач ОРД», так как решение общих задач ОРД, предусмотренных ст. 2 действующего оперативно-розыскного закона, возможно как при осуществлении одного ОРМ, так и их комплекса. Использование признака «конкретный» применительно к задачам ОРД автору представляется недостаточно верным лексическое значение этого слова — «реально существующий, вполне точный и вещественно определенный».


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1.Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Решение задач оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) осуществляется посредством проведения гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ). В то же время закрепленная в пп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД») формулировка оснований для проведения ОРМ не в полной мере обеспечивает инициативность решения оперативно-розыскными органами задач выявления, предупреждения, пресечения преступлений. Буквальное толкование исследуемого основания позволяет сделать следующий вывод: чтобы оперативный сотрудник имел право проводить ОРМ, ему необходимо изначально получить информацию (сведения) о признаках какого-либо преступления при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Информация о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела может поступать оперативному сотруднику «инициативно» от внешнего источника, либо он должен предпринимать определенные поисковые усилия для ее получения. В первом случае, например при поступлении в орган внутренних дел заявления о совершенном преступлении, налицо указанное основание для проведения ОРМ.

Проблема становится актуальной в случаях с латентными преступлениями, например дача и получение взятки. Данные преступные деяния имеют, как правило, законспирированный характер.[19] Обе стороны заинтересованы в сохранении в тайне своих противоправных действий. Вместе с тем теория и практика оперативно-розыскной деятельности выработали целый ряд поисковых признаков, указывающих на факты совершения лицом соответствующего преступления (например, материальное состояние, не соответствующее уровню доходов чиновника; создание искусственных барьеров при предоставлении физическим или юридическим лицам государственных услуг). В них отсутствуют признаки преступления, т.е. достаточные данные для возбуждения уголовного дела, но выявление подобных фактов является важной составляющей оперативной работы.[20]