Файл: Понятие и классификация функций государства (Признаки государственных функций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ввиду этого, появляется необходимость разделения функций на «главные» и «второстепенные».

По мнению О.В. Старкова и И.В. Упорова «главной функцией государства не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению

  1. Малько А.В. , Саломатин А.Ю. Теория государства и права: Учебное пособие //- М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – С. 136.
  2. Комаров С. А. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — С. 206.

10

общественной жизни», а в качестве таковой может быть признана «охрана интересов человека и зашита его прав…».8

М.Н. Марченко отмечает, что «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной главной функции».9

Если мы говорим об охране интересов человека и его прав, то следует отметить, что это является больше не функцией, а целью государства. Но если даже считать эту цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без соблюдения всех других функций государства, что само по себе ставит под сомнение вопрос о главенстве и автономности рассматриваемой функции.

  • числу схожих критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Таким образом, можно сказать, что деятельность государства в сфере осуществления своих функций облекается в правовые формы: правотворчество; исполнительно-распорядительная; правоохранительная, а значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что по сути, отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается исследователи-правоведы С.А. Комаров и А.Б. Венгеров. А.Б. Венгеров разделяет правоохранительные функции на судебные и информационные.

Особое внимание следует уделить информационной функции, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.

    • особенностям данной функции можно отнести косвенное воздействие на общество: целенаправленная информированность населения,
  • в тоже время манипулирование общественным сознанием, другие способы
  1. Старков О. В. Упоров И. В. Теория государства и права: Учебник / под общ. ред. О. В. Старкова. — 4-е изд.

— М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2015. – С. 98.

  1. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т.1. Государство: Академ.курс [Текст] / М.Н.Марченко, С.Н.Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма:НИЦ ИНФРА-М, 2014 –

С. 201.

11

распространения информации создают благоприятные условия для существования и функционирования всех других ветвей власти10.

Однако, ряд других исследователей, считает это разделение не функций государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть, происходит смешивание понятий функций государства и функций государственной власти.

Говоря о странах Западной Европы, их исследователи-теоретики, такие как Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и другие, приверженцы концепции «государства всеобщего благоденствия», считают, что современному государству свойственны следующие функции:

  • В политической области – обеспечение развития системы социального страхования, обеспечения полной занятости;
  • В экономической области необходимо держать курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешанной» экономики;
  • В сфере социального обслуживания – качественное и полноценное обеспечение программ образования, медицинского обслуживания,

профессионального и интеллектуального «формирования» граждан.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сказать, что функции государства представляют способ достижения поставленных целей посредством выполняемых задач, определённые направления деятельности органов государственной власти. При этом стоит отметить, что это всего лишь направления, а не сам процесс работы. Функции призваны обозначать определённый порядок действий для выполнения поставленной задачи, чтобы в будущем успешно достичь цели.

1.2. Признаки государственных функций

В настоящее время исследователи не пришли к единому понятию о функциях государства, но общее представление о них, трактуется так.

  1. Кричинский П.Е., Морозова О.С. Основы социального государства: Учебное пособие //- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - С. 52 .

12

Функции государства заключают в себе основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе11.

Для того, что полноценно дать определение функциям государства, необходимо разобрать признаки этих функций. Принято выделять следующие признаки функций государства, которые отличают его от других государственных и негосударственных явлений:

  1. Функции государства обусловлены объективно необходимыми,

социально значимыми целями и задачами современного демократического общества, и поэтому они зачастую выступают не в чистом виде, а в виде функций - целей и функций-задач;

  1. Функции государства проявляются в фактической деятельности государства по управлению обществом, с учетом явлений всемирной глобализации, интеграции стран, информатизации и борьбы с природными катаклизмами, болезнями и другое12;
  2. Функции государства юридически регламентированы и организационно обеспечены; в процесс осуществления функций государства могут быть включены как весь механизм государства либо основная его часть, так и отдельные государственные органы, при этом вся система функций государства во многом обуславливает структуру его механизма.
  3. В функциях выражается общая сущность государства.
  4. Функции государства концентрируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
  5. Бредихин А.Л. О функциях государства // История государства и права. – 2015. – №22. – С. 18.
  6. Старков О. В. Упоров И. В. Теория государства и права [Текст]: Учебник /под общ. ред. О. В. Старкова. — 4-е изд. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2015. – с. 116.

13

6. Функции реализуются в определенных формах и с использованием особых методов, характерных для определенного государства13.

Из перечисленных выше признаков функций государства существенными являются:

      1. устойчивая и сложившаяся предметная деятельность государства в наиболее важных сферах жизни общества;
      2. прямая связь между социальным назначением и сущностью государства, реализующаяся в функционировании государства;
      3. устремленность деятельности государства на выполнение наиболее значимых задач и достижение поставленных целей, которые имеются на каждом историческом этапе;
      4. специальные формы осуществления функций государства (правовые
  • организационные), которые обусловлены использованием специфических методов управления, в число которых входит и властно-принудительные14.

Совокупность указанных признаков функций государства позволяет нам сформулировать следующее определение функций современного государства – это жизненно важные, нормативно регламентированные и организационно обеспеченные в условия современного демократического общества сферы конкретной деятельности государства, которые обусловлены необходимыми его целями и задачами, выражающие его цивилизационную сущность и социальное назначение.


Также совокупность этих признаков дает нам право утверждать, что в действительности речь идет о функциональной характеристике государства,

    • наличии у того или иного государства соответствующих функций.
  1. Оксамытный, В.В. Теория государства и права [Текст] / В.В. Оксамытный. - М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2018. –

С. 211

  1. Вишневский А.Ф.. Общая теория государства и права: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2016. – С. 149

14

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего государства нет выбора - выполнять их или нет15. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые он преследует. Задача — это то, что необходимо разрешить, а функция — это деятельность, направленная на это

разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не одинаковыми понятиями.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объектом является определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, как совершаются управленческие действия в той или иной сфере, а также, чем конкретно занимаются его соответствующие органы16.

Обобщая, следует отметить, что признаки функций государства помогают распознать непосредственно саму функцию, определить ее значение для всего общества на основе содержания самой функции.

  1. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата [Текст] / Н. А. Власенко. -

Москва : Норма, Инфра-М, 2018. – С. 217

  1. Перевалов В.Д. Теория государства и права: [Текст] Учебник /- 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2014. – С. 237.

15

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА


2.1. Внешние функции государства

  • последние время изменилась не только сама Россия, но и весь мир в целом. Одной из причин этого, это то что в прошлое ушла глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны. Ввиду этого изменились и основные внешние функции государства. Какие-то функции пропали вообще,

такие как сотрудничество и взаимная помощь социалистических государства,

  • другие функции претерпели изменения в связи с новыми условиями развития страны, например, функция в сфере обороны, или появились совершенно новые функции, например, сотрудничество со странами СНГ или связанные с интеграцией в мировую экономику.

Задачами внешней политики современного государства являются продвижение интересов нации через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение безопасности страны, создание благоприятных условий для внутреннего развития17. В соответствии с этим государство осуществляет следующие основные внешние функции: оборона страны; обеспечение мира и поддержание порядка; сотрудничество в целях укрепления связей со странами СНГ; интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных мировых проблем.

Далее приведем основные внешние функции Российского государства

(таб. 1).

  1. Осипов М.Ю. Основные подходы к понятию и сущности функций государства //Право и государство: теория и практика. 2014. - №4. - С.13.

16

«Таблица 1 – Основные внешние функции государства»

Функция

Преследуемая цель данной функции

государст

ва

Оборона

Несмотрянато,чтопроисходитулучшение

страны

международнойобстановки,у Россииеще немало

внешнеполитических проблем. Из-за возможного расширения

Организации Североатлантического договора (далее-НАТО)

на Восток сохраняется возможность неблагоприятных для

России геополитических изменений. Также не исчезли очаги

локальных конфликтов у границ России. Настораживают и

факты вмешательства Соединённых Штатов Америки (далее-

США) в союзе с некоторыми партнерами по НАТО в

одностороннем порядке, в обход Совета Безопасности

Организации Объединённых Наций (далее-ООН) и России, во

внутренние дела других государств, включая применение

военной силы18.

В связи с этим, одним из главных внешнеполитических

направлений функций государства является обеспечение его

военной безопасности.

Оборона страны, формирование и функционирование

Вооруженных Сил России, а также других воинских

формирований, которые участвуют в обороне страны,

осуществляются в соответствии с Конституцией Российской

Федерации и ее законами по военным вопросам, вопросы

которой дополняются Федеральным законом «Об обороне».

Данный Федеральный закон определяет основные направления