Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 956
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теории происхождения государства.
Глава 2. Общие закономерности возникновения государства.
Глава 3. Основные пути возникновения государства.
3.1 ВОСТОЧНЫЙ (АЗИАТСКИЙ) ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
3.2 ЗАПАДНЫЙ (ЕВРОПЕЙСКИЙ) ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукта той непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.[10]
Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.[11]
Глава 2. Общие закономерности возникновения государства.
В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:
1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;
2) неодинаковым мировоззрением исследователей;
3) сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.
Как известно, государство существовало не всегда. Земля образовалась приблизительно 4,7 млрд лет назад, жизнь на Земле – около 3,5–5 млрд лет назад, люди на Земле появились около 2 млн лет назад, человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования – около 5 тыс. лет назад.
Таким образом, сначала появилось общество, которое в процессе своего развития пришло к необходимости создания таких важных общественных институтов, как государство и право.[12]
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.
Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.
Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.
Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе — к эксплуатации человека человеком.
Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.
1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него.
В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.
3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.
Переход от первобытнообщинного строя к государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни — укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.
Государство - это естественный процесс человеческого развития. Можно выделить несколько основных причин:
1. Необходимость единого руководства обществом, управление обществом. В основе лежит закон возрастающего разнообразия форм деятельности людей как следствие постоянного роста потребностей. Неолитическая революция -> производящее хозяйство -> дифференциация труда -> скачок производства -> социальное неравенство -> частная собственность. Потестарная власть сменилась политической властью.
2. Потребность в масштабных работах, эта причина характерна для восточного пути возникновения государства. Необходима была управляющая единица, которая смогла бы организовать огромные людские массы для проведения масштабных работ, этой единицей и выступило государство.
3. Необходимость поддержания общественного порядка, общество сложная, конфликтная и противоречивая система, государство выступило важным элементом общественной стабильности. Государство также выступило как главный элемент урегулирования конфликтных отношений между бедными и богатыми.
4. Необходимость ведения военных действий и организации защиты, лишь государство могло организовать все население определённой территории на ведение военных действий (нападение, защита). Общество базирует свой орган для защиты своих интересов от внешних и внутренних захватов. Вот этот орган — это государственная власть. Появившись, он приобретает независимость по отношению к обществу и тем более благоденствует в этом, он становится органом одного определенного класса и осуществляет его господство. Происхождение государства возникает в результате появления частной собственности.[13]
Государство не устраняет борьбы классов. Государство есть проявление непримиримости классов, появившийся экономический базис, образованный на частной собственности, развивается под защитой и охраной государства. Оно появляется для того, чтобы сохранять и держать в узде угнетённые классы, государство умеряет, столкновение классов, для того, чтобы они тем самым не уничтожили друг друга в борьбе. Полное согласие между классами невозможно. Чтобы сделать вывод, завершился ли переход народа к государственно-организованному обществу, устанавливаются специальные признаки государства, которые отличают его от общественной власти первобытнообщинного строя. В самую первую очередь, государственная власть отличается от родовой территориальным, но не родовым принципом организации населения. В качестве признака государства принято анализировать деление граждан по территориальному признаку и организация по месту жительства. Второе отличие заключается в наличии общественной власти. Государственная власть – это власть не всего общества, а лишь части. Она стоит над обществом, отделена от него тем, что проявляет интересы не всего общества, а экономически сильного меньшинства.
Такую власть над обществом называют публичной. Раньше государственная власть была в виде особенного отряда вооруженных людей. Потом сформировался всё более сложный аппарат принуждения. Аппарат публичной власти отличается от аппарата управления первобытнообщинного строя:
- во-первых, особой категорией людей, главным признанием является управленческий труд;
- во- вторых, наличие армии, и т.д.
- в- третьих, наличие самостоятельного фонда материальных средств.
- в- четвёртых, важным качеством государства является – суверенитет. Он означает самостоятельность в определении политики как внутри, так и вовне государства;
- в- пятых, возможность государства заниматься правотворчеством, в результате которого зарождаются правовые нормы, которые имеют отношение ко всему обществу или его части.
Есть несколько подходов. Классовый подход заключается в том, что государство анализирует как машина для поддержания господства одного класса над другим. Причём меньшинства над большинством, а сущность этого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.[14]
Сущность государства особенно красочно проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом. Оно включает в себя богатство общественных отношений за пределами государства. Государство и гражданское общество являются как единство формы и содержания. Содержание – это гражданское общество, а форма- это правовое государство. Кроме того, что государство-это публичная власть, отделённая от населения, имеет материальные придатки, она может рассматриваться как политическая организация-ассоциация, проникнутая многообразными системами институтов. И. Кант говорил, что государство - это объединение людей, подчинённых правовыми законами, а К. Маркс писал, что государство следует рассматривать как определённую ассоциацию, в которой члены её объединяются, в единое целое публично-властными структурами и отношениями.
Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.
1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него.
В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.