Файл: Фонд социального страхования РФ (Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования
1.2 Основные задачи и функции Фонда социального страхования
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством.
3) творение запаса для снабжения денежной стойкости Фонда на всех уровнях. Распорядок формирования запаса и предоставления из него средств (на возвратной базе либо бесплатно) определяется аннотацией о распорядке начисления, уплаты, расходования и учета средств муниципального общественного страхования, утвержденной Фондом вместе с Министерством труда Русской Федерации, Министерством денег Русской Федерации, Гос. налоговой службой Русской Федерации и с ролью Центрального скамейка Русской Федерации.
4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
5) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
6) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
7) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
8) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.
В России система социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.
Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Денежные средства и имущество фондов являются федеральной государственной собственностью. Свою финансовую деятельность фонды осуществляют на основании бюджетов, утверждаемых ежегодно федеральными законами.
Таким образом, Фонд государственного социального страхования РФ выполняет следующие функции:
- концентрацию денежных средств государства на социальное страхование;
- обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности, родам и другим основаниям;
- оплату путевок на санаторно-курортное лечение;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
Основными задачами ФСС являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также осуществление иных расходов, предусмотренных бюджетом Фонда на соответствующий год, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами. Механизм формирования и использования преобладающей части средств Фонда позволяет около 70% оставлять в распоряжении плательщиков;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Таким образом фонд социального страхования обеспечивает гарантированные государством пособии по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, осуществляет сбор и аккумулирование страховых взносов на соответствующие виды социального страхования, поэтому необходимо прежде всего провести грамотный анализ доходной и расходной части фонда, которая будет представлена во 2 (практической) главе курсовой работы.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Система социального страхования реализует функции по охране здоровья, социального обеспечения граждан и влияет на качество их жизни. Согласно докладу ООН от 2016 года, Россия занимает 58-е место из 144 в общем списке рейтинга по уровню жизни. Это позволяет сделать предположение о слабости отечественной системы социальной защиты населения и системы социального страхования, а также объясняет безусловную актуальность выбранной темы.
Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, поэтому социальной защите уделяется серьезное внимание. Согласно Ф3 РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. № 165-Ф3, обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельства.
Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность – человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. При этом, обеспечить государственные гарантии человеку, призван производящий основную часть страховых выплат Фонд социального страхования посредством, например, стимулирования рождаемости, помощи пострадавшим на производстве, содействия людям с ограниченными возможностями. Соответственно, Фонд затрагивает и защищает интересы большинства населения страны, что говорит о его значимости.
Целесообразно указать приоритетные направления совершенствования ФСС:
1. Социальная роль страхования влияет на качество жизни населения, поэтому необходимо обеспечить эффективную реализацию функций социального страхования.
2. При реформирования социального страхования в России важно учитывать опыт применения подходов и методов, используемых в системах государственной социальной поддержки развитых стран.
3. В связи со снижением уровня социальной защиты застрахованных, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.
Федеральным законом от 19.12.2016 №417-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» устанавливаются характеристики общего объема прогнозируемых доходов бюджета Фонда на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Общий объем прогнозируемых доходов бюджета Фонда на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.[6]
Показатель |
2017г. |
2018г. |
2019г. |
Общий объем прогнозируемых доходов, тыс. руб., из них: |
642204008,0 |
674012157,6 |
704709003,1 |
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
106598853,6 |
110445101,1 |
114662273,3 |
За счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета |
42974238,7 |
42183713,0 |
29169548,5 |
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
18081397,0 |
18163071,0 |
17410624,0 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что общий объем прогнозируемых доходов имеет тенденцию возрастать и с 2017 по 2019 год планируется увеличение дохода на 62 504 995,1 тыс. руб., или же 9,73%. Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также имеют тенденцию к возрастанию. А доходы за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования напротив, уменьшаются.
Таблица 2
Общий объем прогнозируемых расходов бюджета Фонда на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.[7]
Показатель |
2017г. |
2018г. |
2019г. |
Общий объем расходов бюджета Фонда, тыс. руб., из них: |
683405426,0 |
715125101,7 |
741122006,0 |
Объем дефицита бюджета Фонда |
41201418,0 |
41112944,1 |
36413002,9 |
Объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
53310938,2 |
52805591,0 |
47748857,7 |
Объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
12109520,2 |
11692646,9 |
11335854,8 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что прогнозируемые расходы бюджета фонда имеют тенденцию к возрастанию. Так, общий объем расходов 2017 года по сравнению с 2019 годом меньше на 57 716 580 тыс. руб., или же 7,79%. Все последующие показатели характеризуются снижением суммы в плановом периоде.
Для наглядного анализа, рассмотрим доходы и расходы фонда социального страхования на рисунке 1 с 2012 года и на планируемый период – 2017 год.
Рисунок 1. Сравнительная диаграмма общего доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования, млн. руб.
Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно сделать вывод, что общий объем расходов бюджета на социальное страхование в 2015 году значительно превышал доходы, что говорит о дефиците бюджета, в 2016 году показатели доходов и расходов сравнялись и на момент 2017 года планируется профицит бюджета.
Важно отметить, что минимальный размер пособий ФСС в 2017 году является слишком низким, учитывая реальные потребности общества на сегодняшний день. Так, к примеру, минимальное пособие по временной нетрудоспособности составляет 246,58 руб в день, т.е. порядка 7 397 тыс. руб. в месяц. Это говорит о том, что системе страхования необходимо повышать свою эффективность с целью улучшения уровня жизни населения.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
В современном мире обязательное социальное страхование играет важнейшую роль в обеспечении защиты работающего населения от наступления социальных рисков и других несчастных случаев. Ведь в жизни каждого человека могут возникнуть ситуации, при которых самостоятельное обеспечение своего существования не представляется возможным. В связи с этим в сфере социального страхования возникает ряд проблем, которые необходимо решить для наиболее эффективной работы в данной сфере.
Для защиты граждан государство сосредотачивает значительную часть денежных средств во внебюджетных фондах. В России обязательное государственное социальное страхование представлено следующими внебюджетными фондами: пенсионным фондом (ПФ), фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), фондом социального страхования (ФСС).