Файл: Фонд социального страхования РФ (Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования
1.2 Основные задачи и функции Фонда социального страхования
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Таким образом, социального страхования представляет собой систему защиты работающих граждан от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности из-за болезни, старости, материнства, инвалидности.
Расходы на социальную защиту в % к ВВП представлены на рисунке 1
США
60
Россия
,
20
9
Бельгия
29
,
8
Австралия
,
30
3
Финляндия
32
Франция
34
3
,
Чехия
18
9
,
США
Россия
Бельгия
Австралия
Финляндия
Франция
Чехия
Рисунок 1. Расходы на социальную защиту в % к ВВП в 2016 г.
В России доля расходов на социальную защиту на 2016 год составляет 20,9%, и это значение одно из самых низких среди представленных стран. Тогда как, например, данный показатель в США составляет 60%.
Современные проблемы социального страхования в РФ в условиях нестабильного экономического развития связаны с разницей между растущими потребностями населения и ограниченными ресурсными возможностями экономики и государства. Рассмотрим их более подробно:
- Государственные гарантии в сфере пенсионных и социальных выплат гражданину призван обеспечить ФСС, который производит значительную часть страховых выплат. Из ФСС производится оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством.
На данный момент наблюдается рост дефицита бюджета ФСС, что является негативной тенденцией в развитии социальных гарантий граждан. Так в 2017 году его размер составил 41,0 млрд. рублей. Причина тому с одной стороны, является снижение доходов ФСС из-за увеличения количества лиц, устроенных не официально. С другой стороны, рост расходов бюджета связан с повышением доли расходов на случай временной нетрудоспособности вследствие недостаточной квалификации работника или предоставлением ложных данных, касающихся страхового случая.
В период 2018 - 2019 гг. планируется также рост расходов Фонда, дефицит бюджета по прогнозам составит в 2018 г. - 41,1 млрд. рублей, в 2019 г. - 36,9 млрд. рублей. По данным представленным выше можно сделать вывод, что будет происходить уменьшение суммы дефицита бюджета ФСС с 2018-2019 гг. Однако это все лишь прогнозные данные, с полной уверенностью говорить о сокращении данной суммы можно будет позже.
Решением данной проблемы, на наш взгляд, может выступать совершенствование работы уполномоченных органов, в части более тщательной инспекции организаций на выявление не официально трудоустроенных граждан. Так же скрупулезной проверки подлинности документов, предоставляемых застрахованным при наступлении страхового случая.
Другой немаловажной проблемой является сокрытие реальных доходов ИП, в связи с этим государство недосчитывается приличной суммы в бюджете фондов. Очень часто можно наблюдать ситуацию, при которой работодателем используется такая форма расчета с работниками как «серая зарплата». Это делается для того, чтобы не платить большие страховые взносы.
Рис 2. Сумма обязательных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей за 2018-2020 гг.
32 385
36 238
40 874
0
5 000
10 000
15 000
20 000
25 000
30 000
35 000
40 000
45 000
год
2018
год
2019
2020
год
тыс. руб.
Года
Так на рисунке 2, мы можем наблюдать обязательные суммы, которые должны оплатить индивидуальные предприниматели при доходе менее 300 тыс. руб. за 2018-2020 гг. То есть наблюдается увеличение данной суммы за 2018-2020 гг. на 8 489 тыс. рублей.
Подобные меры государства заставляют бизнесменов закрывать предприятия мелкого бизнеса или же скрывать свои доходы. В результате, государство лишается источника дохода, а работники данного предприятия достойного пенсионного обеспечения
Так же выделим проблему недостаточность средств пенсионного фонда.
Для начала рассмотрим дефицит бюджета ПФ (рис.3).
175
222
266
0
100
200
300
2016
год
2017
год
2018
год
тыс. руб
.
Годы
Рисунок 3. Дефицит бюджета пенсионного фонда за 2016-2018 гг.
На основании вышеизложенных данных, следует отметить растущий дефицит бюджета ПФ Российской Федерации в 2018 году по сравнению с 2016 годом, что составляет 91 тыс. рублей. Для того чтобы решить данную проблему Правительство с 2019 года увеличит пенсионный возраст для мужчин данный показатель составит – 65 лет и для женщин – 55 лет.
Это решение является очень спорным и имеет большое количество противников, ведь средний возраст продолжительности жизни у мужчин составляет - 65, а у женщин – 76 лет. Однако увеличение показателя должно привести к устойчивости и стабильности всей пенсионной системы, увеличению пенсий нынешних и будущих пенсионеров. На данный момент судить об успехе или провале не будем, все покажет время.
Выявленные проблемы требуют незамедлительного решения с целью устойчивого и стабильного функционирования всей системы социального страхования. Для решение данных проблем необходимо провести реформирование уже существующей системы социального страхования, которое будет направлено на:
- внедрение совершенных автоматизированных систем для эффективной работы сотрудников, недопущение ошибок в данных;
- контроль за адекватным расчетам пособий для застрахованных лиц;
- сокращение нарушений в области социального страхования;
- сокращение дефицита бюджетов фондов;
- увеличение открытости и прозрачности деятельности фондов;
- повышение финансовой грамотности населения, через проведение очных и онлайн встреч, конференций, проведение лекций и семинаров.
Решение всех вышеупомянутых проблем будет способствовать созданию эффективной системы обязательного социального страхования в РФ, повышению уровня социальной защиты населения от различного рода социальных рисков и опасностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Даная работа была посвящена изучению особенностей Фонда социального страхования Российской Федерации.
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.
Конституция страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из форм социального обеспечения является социальное страхование. Оно представляет собой государственную систему материального обеспечения граждан в старости, в случае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны их здоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из обязательных взносов организаций, а также дотаций из бюджетных средств на материальное обеспечение рабочих, служащих и членов их семей. Основные составляющие финансового механизма социального страхования - взносы, целевые фонды и социальные выплаты. Выполнение основных функций государства в сфере социального страхования возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Основной функцией Фонда является компенсация или минимизация последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Совершенствование системы социального страхования является насущной необходимостью. В своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять не просто отдельные меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.
Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, которое управляет системой обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования - федеральная государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами в Государственной Думе после внесения их на рассмотрение Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Механизмы обязательного социального страхования позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков. Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2009)
4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародном голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФК3, от 30.12.2008 №7-ФК3, от 05.02.2014 №2-ФК3) // «Собрание законодательства РФ»