Файл: Международный финансовый учет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;

– ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»;

– ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов».

Кроме того, Приказом Минфина России от 02.07.2010 г., № 66н утверждены новые типовые формы бухгалтерской отчетности, применяемые с отчетности за 2011 г., максимально приближенные к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

Для российских компаний использование МСФО для представления отчетности является необходимой процедурой только в случае выхода предприятий на международные рынки, что позволяет расширить круг потенциальных инвесторов. Необходимым также является использование МСФО для российских организаций, входящих в международные холдинги. Начиная с финансовой отчетности за 2015 г., организации, составляющие консолидированную финансовую отчетность, должны будут проводить консолидацию финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Эта обязанность появилась с принятием 27 июля 2010 г. Федерального закона «О консолидированной отчетности», № 208-ФЗ, статья третья которого напрямую отсылает российские организации составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО.

Необходимо отметить, что действие этого закона распространяется далеко не на все российские организации, а только на кредитные, страховые и организации, ценные бумаги, которых допущены на торгах фондовых бирж и других и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Тем не менее позитивное значение принятия Закона о консолидированной отчетности заключается в осуществлении тех конкретных шагов, которые уже совершены по приданию МСФО статуса официальных документов.

Несмотря на сближение РСБУ и МСФО (качественные характеристики отчетности, состав отчетности, метод начисления, запрет метода LIFO при списании материально-производственных запасов, отложенные налоги и прочее), существует большое количество различий, которые носят концептуальный характер.

Так, например, дата отчетности по МСФО не привязана к окончанию календарного года. Главное, чтобы дата окончания отчетного периода или период, охватываемый финансовой отчетностью или примечаниями, повторялись от одной отчетности к другой.

Кроме того, в РСБУ важная роль отведена Плану счетов бухгалтерского учета и корреспонденции счетов. Фактически это определяет методологию российского учета. Стандарты МСФО в принципе не содержат упоминания о бухгалтерских счетах, поскольку ориентированы на результат работы финансовых служб – бухгалтерскую (финансовую) отчетность. МСФО уходит от конкретных бухгалтерских счетов, используя для иллюстрации корреспонденций названия элементов отчетности (активы, обязательства, капитал, доходы, расходы) или характер доходов или расходов (амортизация, себестоимость, финансовые доходы, финансовые расходы и т.д.).


Следующим отличительным моментом является строгая привязка в российском учете к наличию первичных бухгалтерских документов (т. е. от «первички» – к учету, а не наоборот). Во многом это является результатом влияния налогового законодательства, диктующего свои правила учета, в частности документирования хозяйственных операций. В итоге в российском учете возможно неполное признание затрат, понесенных в отчетном периоде, при отсутствии их документального подтверждения.

В свою очередь, МСФО не упоминают о взаимосвязи между первичным документом и выполнением операции. Приоритетной целью при этом является формирование максимально объективного финансового результата, что является одним из ключевых подходов МСФО. Таким образом, по МСФО принцип начисления применяется более последовательно, чем в РСБУ.

К основополагающим отличиям также относится тот факт, что хозяйственные операции в российском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отражаются на основании перехода права собственности в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. В то время как отчетность по МСФО требует отражения хозяйственных операций в соответствии с переходом рисков и преимуществ владения.

Пример. Российская фирма А, дилер крупнейшего мирового производителя тяжелой техники фирмы С, получила по договорам комиссии на продажу самосвалы и краны самоходные на сумму £7 млн. Конечные покупатели уже известны, но техника еще не продана и находится на складе фирмы. Право собственности на товары к фирме А не перешло. В соответствии с РСБУ имущество, на которое у организации отсутствует право собственности, будет отражено за балансом. При формировании отчетности по МСФО будет признан переход рисков и преимуществ владения на эти активы:

Dr Запасы (BS1[1]) £7 млн.

Cr Кредиторская задолженность (BS) £7 млн.

Сравним показатели отчетности (£):

п/п

Показатель

Отчетность по:

РСБУ

Отчетность по:

МСФО

1

Запасы

-

£ 7 000 000

2

Кредиторская задолженность

-

(£ 7 000 000)

3

Забалансовый счет

«Товары, принятые на

ответственное хранение»

(£ 7 000 000)

-

Отчетность по российским стандартам формируется в основном по исторической стоимости, а наиболее широко используемая стоимость при отражении активов и обязательств в отчетности по МСФО – справедливая стоимость.


Международные стандарты финансовой отчетности будут и далее инкорпорироваться в РСБУ. Изучать МСФО и владеть ими будет все более и более необходимо. Популярность МСФО среди активных предприятий в Российской Федерации не только не спадет, но возрастет. Этому способствуют вступление во Всемирную торговую организацию, либерализация валютной политики, открытие все большего количества российских рынков международному сообществу, глобализация мировой экономики, либерализация привлечения финансирования, развитие акционерного способа финансирования и российского фондового рынка, рост российской экономики, повышение экономической и политической стабильности в Российской Федерации, улучшение налогового законодательства, «отбеливание» налоговых схем работы компаний в России, повышение популярности стабильности и прозрачности, спад недружественных слияний и поглощений.

Однако проблем у российских компаний на пути применения МСФО прибавится даже по сравнению с сегодняшней ситуацией. Решение проблем на пути сближения Российских стандартов бухгалтерского учета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности зависит, в том числе, и от того, насколько успешно будет протекать процесс преодоления базовых, терминологических и прочих различий между двумя системами учетных стандартов.

Разработку и широкое распространение международных стандартов финансовой отчетности следует рассматривать, прежде всего, как результат и инструмент глобализации. Например, 4–6 ноября 2008 года в Женеве (Швейцария) была проведена 25-я сессия Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности Совета по торговле и развитию ООН[2]. В ее работе приняли участие представители более 80 государств, а также ряда международных и региональных организаций (Европейского союза, Комитета по МСФО, Международной федерации бухгалтеров, Мирового банка и других организаций). Сессия была посвящена продолжению начатого в предыдущие годы обсуждения вопросов повышения прозрачности деятельности компаний и сопоставимости финансовой отчетности. Был рассмотрен опыт применения МСФО и Международных стандартов аудита (МСА) в Египте, Польше, Великобритании и Швейцарии. Главная цель обсуждения – содействовать обмену опытом между государствами в решении вопросов применения МСФО и МСА. В ходе обсуждения отмечалось, что, несмотря на общепризнанные преимущества применения глобальной системы финансовой отчетности, переход к ней сопряжен с рядом трудностей. Основные среди них – создание эффективного правового механизма введения МСФО в национальное законодательство, адекватность системы аудита, разработка и внедрение образовательных стандартов. Подчеркивалось, что переход на МСФО – длительный процесс, требующий четкой стратегии и соответствующих механизмов, а также достаточных ресурсов. Особо рассматривались вопросы финансовой отчетности средних и малых компаний. На сессии обсуждались изменения в изданные ранее Руководящие принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности для малых и средних предприятий[3]. Предложенные изменения были одобрены. Рекомендовано обобщать опыт применения указанных Руководящих принципов с целью поддержания их в актуальном состоянии. Обсуждались результаты мониторинга раскрытия крупными компаниями информации по вопросам корпоративного управления, отношения инвесторов к этой информации. В частности, были рассмотрены вопросы сравнимости применяемых в мире показателей корпоративной ответственности, применения этих показателей в транснациональных компаниях, а также вопросы раскрытия информации о корпоративном управлении (поведении), реализации экологических и социальных программ и т. п.


Рассмотрим примеры внедрения МСФО в некоторых странах.

Украина.

Реформирование бухгалтерского учета в Украине осуществляется с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями рыночной экономики и Международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ). Применение положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые законодательно закрепляют новые принципы ведения бухгалтерского учета, предусматривает как изменение бухгалтерского учета на предприятиях, так и соответствующую переподготовку бухгалтеров предприятий и аудиторов.

Реформа бухгалтерского учета и аудита в Украине осуществляется путем реализации следующих направлений:

• создание правовой базы для принятия и введения Международных стандартов бухгалтерского учета и аудита;

• создание и внедрение программы сертификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов;

• анализ опыта внедрения национальных стандартов бухгалтерского учета и определение путей совершенствования практики их внедрения;

• внедрение системы управленческого учета;

• помощь в укреплении профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов Украины;

• поддержка в реформировании учебных курсов.

Актуальной является проблема согласования бухгалтерского и налогового видов учета, для решения которой требуется знание требований ПБУ и налогового законодательства. Отделы Государственной налоговой администрации Украины, которые занимались методологической и проверочной работой, были заинтересованы в более глубоком изучении:

• ПБУ, включая анализ типичных проблем, которые возникают при их применении;

• различий в налоговом и финансовом видах учета;

• системы корректировок и сверки прибыли предприятий, которая подлежит налогообложению.

Таким образом, в соответствии с утвержденной Программой реформирования бухгалтерского учета 1 декабря 1998 года Министерство финансов Украины утвердило «Перечень и сроки утверждения и введения в практику стандартов бухгалтерского учета (ПБУ)». Сейчас действует около 30 ПБУ.

Кроме того, продолжаются разработка новых и совершенствование уже действующих ПБУ. ПБУ не противоречат Международным стандартом бухгалтерского учета, однако они имеют более узкую сферу применения и являются более директивными (в случаях, когда МСБУ допускается применение несколько учетных подходов, ПБУ допускается применение только одного).


В январе 2001 года Аудиторская палата Украины утвердила МСА как национальные нормативы для страны. В июне 2001 года Палата утвердила план «Реформы бухгалтерского учета и аудита в Украине», предусматривающий разработку учебных программ по МСБУ и МСА.

Министерство финансов Украины в своем Плане мероприятий по совершенствованию системы финансового контроля на Украине, разработанном для Кабинета Министров Украины, предложило реализовать ряд мероприятий с целью приведения системы бухгалтерского учета в соответствие с международной практикой. Эти меры включают введение МСБУ, пересмотр программы сертификации, заимствование лучшей практики, введение МСА и обеспечение введения стандартов аудита Аудиторской палатой и Союзом аудиторов Украины.

Необходимым условием качественной национальной системы бухгалтерского учета является подготовка профессиональных бухгалтеров. Необходима оптимизация учебных программ по подготовке бухгалтеров.

Узбекистан.

19 октября 2001 года в целях координации усилий в ходе реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Республики Узбекистан подписала соглашение с Международной ассоциацией бухгалтеров и аудиторов «Содружество» о представлении взаимных интересов и проведении совместных разработок по проблемам реформ бухгалтерского учета и аудита в России и Узбекистане. Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Республики Узбекистан осуществляет образовательную и издательскую деятельность в рамках реформы системы бухгалтерского учета. В частности, при финансовом содействии USAID доработано и издано учебное пособие по бухгалтерскому учету, в котором учтены условия рыночной экономики Узбекистана.

Великобритания.

Специфической чертой системы финансовой отчетности Великобритании является наличие особой версии стандартов финансовой отчетности для небольших компаний: Стандарт финансовой отчетности для малых хозяйствующих субъектов (СФОМХС – Financial Reporting Standard for Small Entities). Термин «малый» основывается на корпоративном законодательстве, которое, в свою очередь, вытекает из установленных предельных значений объема продаж, размера активов и числа наемных работников. Первые два параметра время от времени пересматриваются в сторону повышения, в то время как последний установлен в 50 человек. Стандарт СФОМХС освобождает небольшие компании от выполнения многих требований к раскрытию информации, которые оказались бы для них обременительными, а также от ряда стандартов (и частей других стандартов), которые им вряд ли смогут пригодиться. По философии и стилю британские стандарты схожи с МСФО. Однако существует множество отличий серьезных (некоторые из которых обозначены в конце каждого британского стандарта) и менее существенных. Совет по стандартам финансовой отчетности Великобритании приступил к широкомасштабной конвергенции с МСФО в 2002 году. В августе 2002 года Департамент торговли и промышленности (Department of Trade and Industry) британского правительства выпустил консультативный документ, из которого следует, что для перехода на составление отчетности по МСФО возможно рассматривать несколько разных категорий компаний: