Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
Введение
Лишите торговлю свободы, обложите ее произвольными налогами, и скоро вы либо совершенно задушите ее, либо превратите всех подданных в нарушителей законов; вы будете вынуждены сдерживать их столь дорогостоящими средствами, что они проглотят доходы, на которые рассчитывала ваша жадность.[1]
Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике налоги – один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы, они служат теми «кровеносными артериями», по которым происходит финансовое наполнение бюджетов различных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Успешность их поступления, понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений.
Формирование финансовой системы и ее составной части – налоговой системы – неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В новое и новейшее время значение налогообложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталистические общества требовали постоянного увеличения ассигнований на проведение экспансионистской политики и экономический и социальных реформ.
Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в из числе Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога».[2] Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса:
- физическими лицами, получающими доход;
- юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).
За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения.
Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах мира, принимая форму налога на прибыль или доход юридических лиц либо налога с корпораций.
Налог на прибыль организаций представляет собой форму перераспределения национального дохода путем изъятия государством части прибыли, создаваемой субъектами хозяйствования. В этой связи данный налог можно рассматривать как определенную плату хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры.
Налог на прибыль организаций наряду с фискальной выполняет и регулирующую функцию налогообложения. Рассматриваемый налог является прямым, т.е. его сумма зависит от конечного финансового результата деятельности предприятия. Поэтому он обладает значительными возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение. При помощи данного налога государство также имеет возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизмы предоставления или отмены льгот, регулирования ставки налога, что позволяет стимулировать или ограничивать экономическую активность в различных отраслях экономики. Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, так как законодательство многих стран предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты этого налога в первые годы от момента создания малых предприятий (так было и в России в период 1992-2001 гг.).
Налогообложению прибыли в РФ свойственны элементы преемственности. Платежи (отчисления) из прибыли предприятий существовали все годы советской власти, а с 1 января 1992 г. был введен налог на прибыль предприятий и организаций. Данный налог является важнейшим федеральным прямым налогом, который на протяжении уже многих лет обеспечивает формирование весомой части доходов бюджета. В период 1999-2002 гг. государство взяло курс на снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль.
Начиная с 1 января 2002 г. взимание налога на прибыль организаций в РФ осуществляется в соответствии с гл. 25 НК. С момента введения ее в действие в налогообложении прибыли произошли существенные изменения, которые можно обобщить следующим образом:
- была значительно снижена ставка налога с 35 до 24% (а для некоторых видов деятельности, например банков, кредитных, страховых организаций, брокерских контор, ставка снижена с 43 до 24%);
- снижение ставки налога сопровождалось отменой многочисленных льгот;
- было отменено ранее действовавшее Положение о составе затрат, в соответствии с которым до 1 января 2002 г. учитывались расходы и рассчитывалась налогооблагаемая прибыль. В настоящее время в НК содержится вся необходимая информация и нормы для исчисления налога на прибыль;
- с 1 января 2002 г. для начисления налогооблагаемой прибыли и самого налога необходимо ведение налогоплательщиком дополнительного налогового учета, поскольку установленный НК порядок формирования сумм доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых в текущем налоговом периоде, порядок формирования резервов и т.п. для целей налогообложения существенно отличается от порядка, применяемого в бухгалтерском учете. В связи с этим появилось ощутимое различие между данными бухгалтерского и налогового учета.
Налогоплательщики и объект обложения
Взимания налога на прибыль осуществляется согласно положениям главы 25 НК РФ. Согласно ст. 246-247 НК плательщиками налога на прибыль признаются организации, а объектом налогообложения - прибыль, полученная налогоплательщиком (табл. 1).
Налогоплательщики и объект обложения по налогу на прибыль (табл. 1)
Налогоплательщики (ст. 246 НК) |
Прибыль, подлежащая налогообложению (ст. 247 НК) |
Российские организации |
Полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов |
Иностранные организации: - осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства; - получающие доходы от источников РФ, не связанные с деятельностью через постоянные представительства |
Полученные через эти представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов Сумма полученного дохода |
Итак, плательщиками налога на прибыль организаций являются:
- российские организации;
- иностранные организации.
Российские юридические лица, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают сумму налога в федеральный бюджет, определяя как базу доходы в целом по организации (п. 1 ст. 288 НК РФ), а в региональный и местный бюджеты – по местонахождению каждого подразделения по действующим на этих территориях ставкам, исходя при этом из доли прибыли конкретного предприятия (п.2 ст. 288 НК РФ).
Если на территории одного субъекта РФ организация имеет несколько подразделений, то сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет данного субъекта РФ, будет определяться из совокупности всех этих структурных подразделений. Налогоплательщик самостоятельно определяет, по какому из них будет осуществлять расчет и уплату налогов, уведомив об этом решении налоговые органы, в которых эти обособленные подразделения состоят на учете (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Объектом налогообложения по рассматриваемому налогу служит конечный стоимостный результат деятельности хозяйствующего субъекта, каковой является прибыль организации, рассматриваемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных и признанных в соответствии с законодательством расходов (ст. 247 НК). Доход в свою очередь определяется как сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятий и выручки от внереализационных операций. Из этого следует, что доходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль, подразделяются на два основных вида: от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю: налог на добавленную стоимость, акцизы и иные аналогичные обязательные платежи. Основанием для признания доходов являются первичные бухгалтерские и другие документы, подтверждающие поступление выручки, а также документы налогового учета.
С 1 января 2002 г. организации обязаны вести налоговый учет, представляющий собой систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе первичных документов. Система налогового учета организуется плательщиком самостоятельно, и порядок ее ведения отражается в учетной политике.
Данные налогового учета должны отражать порядок определения налогооблагаемой прибыли и подтверждаться первичными учетными документами (включая справку бухгалтера), аналитическими регистрами налогового учета и расчетом налоговой базы.
Формы аналитических регистров должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражениях;
- наименования хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Аналитические регистры – это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без отражения по счета бухгалтерского учета. Аналитический учет должен раскрывать порядок формирования налоговой базы.
К одному из таких регистров относится декларация, которою далее будем рассматривать подробнее.
Что такое декларация по налогу на прибыль? Это отчетный документ, в котором организация показывает в добровольном порядке исчисленную прибыль, полученную в процессе обработки, анализа и синтеза финансовых документов с помощью регистров и планов-счетов бухучета, а также сумму налога с дохода, необходимого к уплате в бюджет. Достоверность всей финансовой информации, представленной в декларации, подтверждается подписью руководителя и скрепляется печатью организации.
Общий финансовый результат, полученный при суммировании всех данных в синтетических счетах, покажет прибыль или убыток предприятия. Используя специальную процентную сетку, установленную налоговыми стандартами, исчисляется налог с дохода. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций обязательна для представления в муниципальную налоговую инспекцию по месту регистрации в следующем месяце за первым, вторым и третьим кварталами года.
Налог на прибыль - один из самых существенных сборов, за счёт которого пополняется российский бюджет. Ежегодно процент со своей прибыли платят в казну фирмы на ОСН, не забывая отчислять авансы каждый месяц или квартал. Отчитываются плательщики перед государством в форме налоговой декларации по налогу на прибыль. Приказом ФНС России от 19 октября 2016 г. N ММВ-7-3/572@ утверждена новая форма декларации и отчёт за 2016 год, который представляют в марте 2017, предстоит заполнять с учётом нововведений. Разберемся в тонкостях её заполнения в 2017 году на примере.
Кто сдает декларацию по налогу на прибыль
По ст. 246 НК РФ декларацию предоставляют плательщики налога:
- российские фирмы;
- зарубежные фирмы, работающие в РФ через постоянное представительство;
- зарубежные фирмы, получающие доходы от источников в РФ;